Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Дзен, тлен и песня о родине

Где ищет краевед Андрей Букин истоки коренных народов Забайкалья

Владимир Лактанов
3 мин

Исследует бурятские корни Андрей Букин и в Монголии. Фото из личного архива

Читинский краевед и этнограф, доцент кафедры философии ЗабГУ Андрей Букин много лет изучает генеалогию и фольклор бурят, а также в целом историческое прошлое Забайкалья. Вместе с коллегами он создал целый словарь значений бурятских имен, собрал более тысячи образцов ДНК коренных народов края, составил генеалогические древа нескольких бурятских родов. Большую часть своих исследований Букин вывешивает на своем сайте «Старая Чита» или в научно-популярных журналах, в том числе в National Geographic. О результатах последних экспедиций, еще нигде не опубликованных, ученый рассказал корреспонденту «Русской планеты».
Песня рода
– Например, мы искали песню. Любой бурят знает о существовании песни «Наян Наваа». А Наин Нава — это провинция в Месопотамии, предгорная возвышенность с хорошими и обширными пастбищами по берегам реки Тигр в Ираке. Получается, что эта песня об этой местности. Самой песне около 700 лет, в ней поется о том, как хорошо жилось в этом месте, где трава по брюхо коню, где всегда лето, всегда тепло и как люди полюбили эту землю. Эту песню сочинил и пел, условно говоря, «ограниченный контингент» войск Чингисхана, введенный в Ирак. Можете себе такое представить? Предки некоторых наших местных жителей какое-то время жили в Ираке, а потом вернулись сюда обратно.
Я старался найти людей, которые знают эту песню не из выступлений по радио или по записям, а от дедушек и бабушек. В результате мы нашли двух таких людей, которые смогли напеть то, что из поколения в поколение передается. Это были очень пожилые люди. Мы сделали записи их пения.
Вечный олень
– Работал я на территориях, где проживают эвенки. И вот просто сидя у костра, за разговором, наш проводник сидел и вертел в руках березовый прутик, пытаясь что-то из него сложить. Я спросил: «А что это вы мастерите?» — «Игрушку!». И вот он показал, как рогульку надо сломать и свернуть, чтобы в итоге получилась хорошо узнаваемая фигурка оленя с рожками и с седоком. Причем фигурка напоминает тот образ, какой мы можем увидеть на оленных камнях (камни с высеченными на них доисторическими рисунками животных, которые находили в Южной Сибири и Средней Азии — Примеч. РП.), возраст которых — три и более тысячи лет. То есть эта игрушка настолько древняя, что, скорее всего, она помнит еще гуннов. И традиция складывать вот такую фигурку для ребятишек существует до сих пор. Делается она быстро и легко, в основном для того, чтобы отвлечь и занять ребенка на какое-то время. Однако сейчас далеко не все ее делать умеют.
Особенности национального турбизнеса
– На острове Ольхон (это на Байкале) я встретился с одним шаманом, который рассказал мне историю о том, как современные люди усыновили духов предков. Духи привязаны к родным местам, они хозяева земли. В старые времена местные жители их кормили, а потом они ушли. И духи остались одни голодать, холодать, и никто их не почитал. И они стали злыми. В середине XX века на Ольхон переселилось много бурят «с материка». Приходят новые скотоводы, а жизнь не налаживается. И в итоге люди обратились к шаману, который им сказал: «Вы своих духов бросили на материке, а местных не почтили». В итоге провели обряды, в ходе которых древних родовых духов ушедшего населения Ольхона, духов-предков, пригласили в гости и взяли, как стариков, к себе домой, а они, в свою очередь, стали приглядывать за местным населением и благоволить ему. И жизнь наладилась. И сейчас Ольхон — достаточно активная туристическая точка.
Все тлен
– Когда мы работали над темой современных трансформаций кочевых сообществ — это исследование проводилось вместе с Национальным центром научных исследований из Франции — мы встречались с разными сообществами, которые когда-то были кочевыми, а сейчас оседают (в Монголии — Примеч. РП.). В Забайкалье этот процесс был завершен в середине XX века: даже прошел «праздник последней юрты» в Агинском районе, когда торжественно собрали последнюю юрту и сожгли ее. Это была идеологическая установка: переходим из феодализма в социализм. Монголия по этому пути пошла не до конца, хотя очень долго к этому стремилась под влиянием Советского Союза.
И сегодня крайне интересно наблюдать за жизнью современных кочевников, за тем, как они приспосабливаются к современному миру. К примеру, происходят изменения в семье. Для кочевых народов характерна неравнозначность отцовской и материнской родственных линий. Отцовская линия предпочтительнее, потому что женщина, приходя в новую семью, вступая в брак, кочует вместе с мужем по степи. А муж — со своим отцом и братьями. Поэтому отцовская линия родства детям должна быть знакома хорошо, а материнская — хуже. В традиционное время часто бывало, когда женщина, выйдя замуж, могла больше никогда не увидеть своих родственников. А сейчас, когда развит транспорт, когда семьи живут рядом, все складывается иначе. Постепенно различия между материнской и отцовской родственными линиями стираются и изживают себя.
Старейшины стараются следовать традициям. Но новые правила не осуждают. Ведь просто приходят другие времена, мы по-другому живем. И потом, коренное население там исповедует буддизм, который призывает смотреть на все, как на нечто преходящее. Весь этот мир иллюзорен. Даже то, что мы считаем неизменным, меняется. Это универсальное правило.
Новгородские читинцы
– Иногда даже одна пословица, одна фраза может рассказать историю семьи. Одно дело — архивные документы, но они ведутся с какого-то времени. Для Забайкалья это XVI-XVII века. Но откуда эти люди прибыли сюда? Например, группа из 500 «верхотурских беглых» крестьян, которые заселились в 1698 году в Забайкалье, откуда взялась на Верхотурье? А оказывается, из поколения в поколение передается язык и вместе с ним фольклор какой-то. Я услышал такую поговорку, которая очень четко показала, откуда они родом. Поговорка достаточно редкая и звучит так: «Бывали и наши рога в торгу». Это поговорка из северной Новгородской Руси. То есть кто-то из предков сначала с севера ушел в Верхотурье (Свердловская область — Примеч. РП.), а оттуда — в Забайкалье. Даже одна поговорка может показать, откуда родом человек.
Читайте через 10 лет
– У нас ведь не новостной сайт, а краеведческий. Тут ценнее подать информацию в тот момент, когда она наиболее остро востребована и наиболее интересна читателям. Уже сейчас я закладываю материалы, которые будут опубликованы через год-два. Есть даже одна такая публикация, которая встанет в ленту событий только через 10 лет. Дорога ложка к обеду. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин