Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Фото: Наталия Федорова

«Беспозвоночные люди нам нужны?»

«Русская планета» посмотрела, где и как воспитывают национальную элиту Татарстана
Наталия Федорова
8 сентября, 2014 15:48
10 мин
Прежде, чем подойти к воротам татарской гимназии № 2 им. Ш. Марджани в Московском районе Казани, нужно пройти мимо других школ, куда спешат с цветами и белыми бантами дети. Здесь, перед корпусами гимназии, получившей в этом году статус первого Национального центра образования Татарстана, атмосфера тоже праздничная, но — особая. На торжественной линейке почти не услышать русской речи — здесь говорят, поют и читают стихи на татарском языке школьники и дошколята в бархатных зеленых жилетках, желтых фартуках, тюбетейках и калфаках с золотой вышивкой. Конечно, эти национальные костюмы не являются ежедневной формой учащихся: как и во всех общеобразовательных учреждениях здесь носят синий низ и белый верх. Но главная особенность этой школы — воспитание детей в духе татарской культуры. Не зря гимназия носит имя известного татарского просветителя XIX века.
Гимназия представляет собой целый комплекс учебных заведений — «школ в школе», как говорят сами педагоги: помимо общеобразовательной школы, она включает татарский детский сад, школу национальной борьбы курэш, музыкальную школу, в которой изучают творчество татарских композиторов, и многое другое. Существует эта гимназия в Казани уже с 1959 года: сначала как школа-интернат, затем — как обычная школа, а вот сегодня ей присвоили статус Национального центра образования Татарстана. Но вообще-то, как рассказала РП ее директор Камария Хамидуллина, в таком качестве гимназия работает уже много лет: в нее приезжают, чтобы перенять опыт национального образования из разных уголков России, а также из-за рубежа.
– Три года тому назад мы решились заговорить о статусе Национального центра. В Гордуме подняли вопрос, что республике нужен такой центр, и если уж его делать, то на базе нашей гимназии. И мы запустили этот проект, найдя полное понимание со стороны властей, — говорит Хамидуллина.
Цель Национального центра — сделать процесс обучения детей в русле национальной культуры непрерывным. Такое воспитание начинается уже с детского сада. Год назад за 70 дней во дворе гимназии был построен татарский детсад на 120 мест. Через два месяца он уже был переполнен, а из желающих в него попасть выстроилась очередь. Здесь с малышами занимаются по методическим комплектам на татарском языке, однако со средней группы появляется и русский. Этот детский сад, хотя и имеет отдельный вход, является частью Национального центра: все дети в нем участвуют в проектах школы, и даже глава детсада называется заместителем директора гимназии № 2 по дошкольным группам.
На втором этапе ребенок переходит из детсада в школу. В ней на сегодня учатся 600 детей, работает 60 педагогов. В течение последнего года здания школы были капитально отремонтированы — на это ушло почти 80 млн руб. Все предметы здесь преподаются на татарском языке, и все учителя владеют в совершенстве как минимум двумя языками — русским и татарским. Школа на 100% обеспечена переводами всех учебников из федерального перечня на татарский язык, то есть и биологию, и математику здесь изучают по учебникам на татарском. Естественно, в программе уделяется время и изучению русского языка, а с 9 класса детей начинают готовить к сдаче ЕГЭ на русском, татарском и английском языках. В качестве дополнительных обучают арабскому, турецкому, китайскому языкам.
Предусмотрена в Национальном центре и третья ступень – высшее образование. В 2011 году под свое крыло гимназию взял Казанский федеральный университет, и теперь аспиранты и педагоги вуза проводят в школе отдельные уроки, готовят детей к ЕГЭ.
Учителя школы рассказали РП, что далеко не всякий ребенок из татарской семьи сегодня может учиться по татарским учебникам. Проблема незнания своего родного языка в Татарстане существует давно, и она не раз поднималась на уровне правительства. За последние годы ситуация поменялась в лучшую сторону, говорит Камария Хамидуллина.
Молодые семьи осознанно стали подходить к воспитанию своих чад в духе татарской культуры, стремятся отдать ребенка в татарские школы. В связи с этим больше половины детей в гимназии сегодня — это ученики первых-третьих классов.
Ландыш Файзуллина, редактор детского татарского журнала, отдала свою дочку во второй класс гимназии. По ее мнению, возрождение татарской культуры начинается с колыбели.
– Мы, будучи родителями, очень хотим, чтобы ребенок называл маму «эни», а папу «эти». Чтобы он гордо говорил на родном языке и знал другие языки тоже. И как раз все те ценности, которые есть у нас в семье, и в этой школе поддерживаются. Человек, который не знает родного языка и родной истории, у нас считается «манкырт» — человек без истории. Таких людей я жалею. Каждый человек должен знать свои истоки, и это должно быть престижно, — считает родительница.
Руководитель аппарата администрации Кировского и Московского районов г. Казани Радик Шафигуллин привел в этом году в первый класс свою дочку, а его сын ходит в детский сад при гимназии.
– Замечаю, что мы очень долго не говорили по-татарски, но потом произошел всплеск интереса, и сейчас, когда ходишь по магазинам, часто слышишь татарскую речь. С возрастом приходишь к своим корням, но лучше их осознавать с детства. Сохранение своего языка — это сохранение традиций, что только подчеркивает красоту всего нашего многонационального государства, — сказал Шафигуллин «Русской планете».
– На татарском языке родной язык называется «ана теле» — язык матери. Язык матери можно сравнить только с позвоночником человека. Беспозвоночные люди нам нужны? Мать никогда плохому ребенка не научит, не скажет, что можно курить и пить. Учить ребенка слушать и слышать свою маму — это изучать свой язык. Мы и в расписании пишем не «татар теле», а «ана теле», и 5 раз в неделю ребенок собственноручно выводит эти слова в своем дневнике. Если мы перестанем учить детей на родном языке, переводить на него учебники, потеряется пласт культуры. На сегодняшний день все семьи наших школьников подписываются на СМИ на татарском языке — мы два раза в год проводим дни подписки, приглашаем родителей и оформляем подписку на 150-200 тысяч рублей, — говорит Камария Хамидуллина.
Десятиклассница Зарина рассказала «Русской планете», что раньше в среде молодежи существовал стереотип, что татарский язык — это язык деревни. Но сегодня, отметила она, уже не стыдно заговорить с одноклассниками на татарском:
– Мы как-то ездили с ребятами на международный конкурс в Петербург, мы ходили по улицам и разговаривали на татарском. На нас все смотрели с удивлением, но нам было приятно, мы испытывали гордость.
По мнению Фариды, ученицы 11-го класса, татарская культура вышла на новый уровень после Универсиады, когда о Казани узнали во всем мире:
– Если спрашивают, откуда я, кто по национальности, можно смело сказать, что я татарка, из Татарстана. И люди из других стран сразу понимают, о чем я, говорят, что хотели бы посетить Казань, посмотреть наши мечети.
Национальная культура поддерживается в школе множеством дополнительных направлений. Это не просто секции, отмечают учителя, это отдельные школы, которые возглавляют заслуженные педагоги. Во-первых, уже около 20 лет в гимназии работает Школа национальной спортивной борьбы курэш. Ее педагог — мастер спорта Николай Крылов — воспитал чемпиона мира среди юниоров, чемпионов России и Татарстана. 95% ребят, учащихся в гимназии, проходят через эту школу.
– Этот вид спорта воспитывает толерантность, потому что схватка начинается и заканчивается рукопожатием соперников, — говорит тренер.
При школе также существует Музыкальная школа, где детей учат играть на 9 инструментах, в том числе курае. Главный акцент в преподавании делается на изучении творчества татарских композиторов. В эту школу ходят около 200 человек — то есть третья часть всех детей гимназии. Учительница музыки Алина Иванова сказала РП, что надеется привить детям любовь к татарской музыке — чтобы она была им интересна так же, как и русская.
Кроме того, уже не первое десятилетие лет в гимназии работает Пушкинская школа детского творчества под руководством Альфинур Бушуевой. В литературной гостиной собираются маленькие поэты, писатели и литературоведы. Литературу здесь изучают в аспекте диалога культур. Ежегодно ребята посещают научные конференции по стране и миру, публикуются в российских изданиях. Одно из достижений этой школы — в 2004 году впервые именно ее ученик представил президенту РТ свой проект восстановления дома Фукса, вопрос о котором тогда в Казани еще не поднимался.
– На выпускном стоит только зазвучать народной песне, как дети сами начинают ее петь и даже плясать под нее. Они лучше нас знают эти песни, — говорит «Русской планете» заместитель директора по учебной работе Гульшат Шайхелисламова. — Я выросла в деревне, и тогда мы говорили только на татарском. На русском смотрели только телевизор. И мы чувствовали себя немного неполноценными оттого, что не владеем русским языком как положено. Особенно это сказалось на учебе в вузе. Потом ситуация изменилась, и даже в татарской деревне русский язык все знали лучше, чем татарский. Сейчас же люди начали осознанно подходить к возрождению своей национальной культуры. К нам привозят детей из разных концов города, и даже из районов специально приезжают, снимают квартиры и учатся.
Эти слова иллюстрирует пример Гузель, которая вместе с мужем специально переехала из другого города в Казань, чтобы отдать в этом году своего ребенка в первый класс Национального центра образования:
– Мы надеемся, что наши дети после окончания этой школы будут нести национальные идеи в общество, ведя свою деятельность и на родном языке, — говорит она.
– Секрет нашего успеха в том, что наши проекты очень простые, — объясняет Камария Хамидуллина. — Они не требуют больших финансовых затрат и дают «эффект соленого огурца». Есть огурец, есть рассол. Хочет быть соленым огурец или нет, не важно. Положи его в рассол, и он через три дня будет соленым. То есть главное — создать среду для развития. Мы, учителя, очень простые люди. Земной народ. Жизнь должна быть не примитивной, но простой, природной красоты. Наши проекты именно такие. Поэтому к ним тянутся другие школы и города.
Поделиться
ТЕГИ
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ