Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Физика как чудо

Лучший молодой учитель России — о любимом предмете, непредсказуемости учеников и проблемах современной школы
Владимир Лактанов
4 мин
Фото: Александра Краснова/ТАСС
Учительский стаж 24-летнего Леонида Дедюхи из Новосибирска — два года, а он уже в числе победителей конкурса «Педагогический дебют». Учитель физики в гимназии № 11 «Гармония» стал лучшим в номинации «Молодые педагоги». «Русская планета» побеседовала с Леонидом Дедюхой о современных детях, физике и изъянах среднего образования.
– Леонид, расскажите о конкурсе, в котором стали победителем?
– В нем принимают участие педагоги со всей страны, чей преподавательский стаж не более пяти лет. Для участия был нужен конспект урока и образовательный проект с тематикой, соответствующей году кино.
– Проект по году кино от учителя физики?
Совершенно верно. Мой проект назывался «Физическая киностудия». Суть в том, чтобы ребята, через изучения кинематографа, знакомились с физическими законами. Проект направлен на то, чтобы и физики и лирики были довольны. Например, благодаря разным научным открытиям и влиянию научно-технического прогресса можно проследить эволюцию спецэффектов в кинематографе. Или изменения кино- и фотосъемки.
Еще я отправил эссе на тему педагогических открытий.
– И что вы считаете своими открытиями?
– Например, систему обобщающих заданий. Когда учился в НГПУ, то у нас были интересные работы, они называются «регатами». Дается список задач, сначала проще, потом сложнее. Чем сложнее — тем больше баллов за верное решение. Я модернизировал эту схему, дабы моим ученикам было не скучно. В первых заданиях необходимо дополнить фразу из определения того или иного явления. Затем идут задания на предмет соответствия. Потом задача, эксперимент, вопрос, на который нужно найти ответ в интернете. В конце концов, творческое задание. Баллы везде разные и для «отлично» нужно набрать определенное количество, причем необязательно решить все.
Еще у меня есть система онлайн-тестирования. Я учусь в магистратуре, и там показали интересную штуку: имеется база данных в интернете, где преподаватель заносит всех в систему, потом дает пароли, и задания идут через сеть. И у меня возникла идея, а что если сделать аналогичную базу данных для подготовки к ЕГЭ. Сделал, выложил туда тесты, ученики могут зайти с самого простого смартфона и решить задания, там автоматически подбивается статистика и выводится процент ошибок и так далее.
В конце каждого полугодия расспрашиваю учеников, что им понравилось, что — нет, и что бы они хотели изменить. Разумеется, прислушиваюсь к их мнению и стараюсь делать, как они говорят. Когда ученики видят, что их мнение кому-то интересно, то понимают, что они тоже — участники учебного процесса. И меняется отношение к учебе.
– Что вам особенно запомнилось на конкурсе в Москве?
– Публичное выступление перед другими участниками. Была нужна тема, которая, по мнению организаторов, способна вызвать широкое обсуждение. Я разработал топик «Толерантность к неопределенности у молодого учителя».
– Звучит витиевато.
– На самом деле все несложно. Смотри, толерантность мы понимаем как терпимость. Неопределенность — это новые, неведомые ситуации, которые возникают в нашей жизни. Если человек толерантен к неопределенности, то он видит новые ситуации не как угрожающие, а как дающие возможность проявить себя.
Любопытно, что когда вчерашние выпускники приходят в школу, то у них уровень толерантности к неопределенностям весьма средний, они не готовы воспринимать постоянные нововведения и меняющиеся условия игры. Но после двух лет работы этот уровень толерантности возрастает.
Леонид Дедюха. Фото из личного архива
– К чему обязывает статус «Лучший молодой педагог России»?
– К работе и труду, который не должен пройти зря. У меня был седьмой класс, который срывал уроки. Орать на них? У меня нет этой мании. Я думал, что все будет хорошо и просто верил в них. Так вот, в этом году они написали контрольные лучше, чем математический класс. Да, пусть ответы на уроках немного корявые, но зато верные.
– Вообще, какие у вас есть методы воздействия на аудиторию, которая тебя не воспринимает?
– Здесь все строится на доверии. Нужно быть честным к ученикам и к себе. Уметь признавать ошибки, если объясняешь урок.
– Получается, ты рушишь главный догмат школы — «учитель всегда прав, если он не прав — смотри правило первое»?
– Верно. Бывали ситуации, когда у ученика до моего прихода была «пятерка», а со мной — «тройка». Тогда я говорил, что если он объяснит мне тему по-другому или сможет доказать мою неправоту, то я изменю отметку. Да, это в некотором роде революция, но я считаю, что все должно быть честно: ученики должны уважать учителя, а не бояться. Поэтому я ставлю их на одну доску с собой. Никого не унижаю и не обзываю.
– Откуда у вас такой взгляд на учительство, почему вы решили стать учителем?
– Я деревенский парень и физика для меня была сродни чуду. Помню, первый опыт, который нам показали — это был металлический шар, который проходил через кольцо, а после нагревания расширялся. Оказалось, что это — не фокус, а физическое явление. Физика — это чуть ли не единственная наука, которая реально применима в обычной жизни. И я решил, что коли она мне помогает, то нужно и другим показать это. Поэтому после 11 класса я целенаправленно подавал документы в НГПУ.
– К чему оказались не готовы после окончания университета? Было ли в работе что-то такое, что не нравилось?
– Формальность. Ее чересчур много. Например, существуют разные рейтинги успешности школ. По количеству отличников, олимпиадников, чего-то еще такого. И каждая школа начинает рваться, чтобы попасть в конкретный топ-10 или топ-25, и сама учеба отходит на второй план. С этим сложно бороться, потому что это устоявшаяся система. Но она мне совсем не нравится.
С другой стороны, мне помогло, что перед работой в школе я успел отслужить в армии. Потому и ожидал, что в школе будет сложнее, а оказалось все достаточно просто.
– Возвращаясь к теме толерантности к неопределенности: к чему сложно привыкнуть?
– У меня была иллюзия, что если я буду готов к урокам, то и дети будут хорошо учиться. Это не совсем верно, всегда нужно держать в голове фактор непредсказуемости. Дети могут сделать что угодно. Иногда отличник может быть не готов, или ученик может не прийти на олимпиаду. Их не нужно в этом винить, и потом вымещать свое разочарование.
– Какие у вас минусы и недостатки в работе?
– Не хватает опыта, еще не весь учебный материал знаю хорошо. Когда пришел работать, то мне дали седьмой и девятый классы. Теперь это, соответственно, восьмой и десятый. Поэтому многие темы для меня в первый раз. Бывает, что не успеваю решить все задачи по конкретной теме или упускаю нюансы в лабораторных работах. Спасибо коллегам — они помогают советом.
– Вам не нравятся формальности в работе учителя. А как вы относитесь к системе ЕГЭ, она себя оправдывает?
– В целом, да. Ситуации бывают разные. Допустим, ученик Вася. У него сложились плохие отношения с учителями, которые понаставили «троек» в аттестате. Раньше он, скорее всего, не поступил бы в университет, а теперь его поступление зависит только от набранных баллов на ЕГЭ. Потом, ЕГЭ — это некий контроль над работой учителя. В своей школе он может делать что угодно, вплоть до конкретной фикции, но единый экзамен показывает, насколько дети у такого учителя действительно учились, а не отбывали время.
– Мы говорили о сложностях в работе. Как вы преодолеваете стресс от учительства?
– Скажу честно, иногда думаю об увольнении, но потом собираю волю в кулак и работаю дальше. Возможно, мне помогала бы собственная семья, но я пока не женат. Стараюсь отвлечься, переключиться на другие активности. Занимаюсь вокалом и пробежкой утром и вечером. Иногда бегаю по 6–8 км.
– Раз вы ведете здоровый образ жизни, не появлялась ли идея совместить урок физкультуры с уроком физики?
– Думал совместить калории с силой трения — сколько человек должен пробежать, чтобы сбросить вес, составить план для похудения, просчитать его с физической точки зрения. Возможно, еще созреет. Как и «Физическая киностудия». Я же теперь лучший молодой педагог страны и мне надо задавать планку. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин