Новости – Общество
Общество
«Мимоходом приобщиться к искусству»
Сергей Сергеев и Лариса Лапина. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
Театр «Встреча» — об уличном искусстве, новом фестивале и роли театра в жизни Кемерова
10 июня, 2016 06:40
7 мин
Кемеровский театр «Встреча» — полупрофессиональный, большинство его актеров — студенты, нынешние и вчерашние. На собственные средства он гастролирует по Восточной Европе и всей России, выступая на известных площадках, например, в Театре.DOC.
«Встреча» создала проект «Лучший». 12 горожан выбирали отрывки произведений и читали их. В первый год жизни проект поднимался на сцену «Встречи» и концертного зала КемГУ, входил в торговые центры и городскую библиотеку. Участники читали Булгакова, Гоголя, Хармса, Маркеса и Толстого. Во второй — организаторы пригласили самодеятельных режиссеров. Руководители театра-студии — Сергей Сергеев, Лариса Лапина и Александр Маркварт — не ограничиваются стенами в реализации творческих идей. Накануне фестиваля уличных театров «Театральная площадь» они рассказали «Русской Планете» о его подготовке, программе и новых проектах.
– В какой раз вы организуете свой фестиваль?
Сергей Сергеев: В пятый. Он стал международным из-за того, что к нам периодически приезжают разные иностранные участники. В этот раз их двое: швейцарец Матиас Руттиманн и эстонка Катрин Эссенсон. Они занимаются перформансами, и в течение трех последних дней проводят для нас мастер-классы по импровизации, пространству и театру в целом.
– Как вы находите иностранных участников фестиваля?
Александр Макварт: Я был в Швейцарии и на концерте книги познакомился с Матиасом. Мы с ним разговорились, он сказал, что хотел бы побывать в России, на что я ему ответил: «Добро пожаловать к нам!» Руттиманн и Катрин путешествует по миру, ведут совместный блог. То есть отчасти они приехали посмотреть страну и в то же время поработать с людьми. Они вообще очень интересуются артистами мира. Катрин хочет снимать фильм про разных актеров, и часть материала готовит у нас.
На другой наш проект, фестиваль «Тезисы», я специально приглашаю людей, которых до этого слышал. В Санкт-Петербурге я играл с музыкантом из Италии, который сказал, что хочет тур по Сибири, и он специально подгадывал под «Тезисы».
С. С.: В этом году больше никого не будет из дальнего зарубежья. Мы и не планировали никого в этом году специально приглашать, так как надо все оплачивать, а денег нет. Матиас и Катрин сами сняли себе здесь гостиницу, поэтому нам это ничего не стоило. Многие участвуют ради творчества, а не денег.
– В этом году не будет традиционного театрального шествия?
С.С.: Да, у нас просто не хватило ресурсов, но мы подумали и решили, что программа и без этого будет достаточно насыщенной. Все будет проходить в течение трех дней. Несмотря на то, что фестиваль уличных театров, первый день пройдет в анти-кафе «Кот да Винчи», где будут показаны перформансы Матиаса и Артура Печенкина из Томска.
В субботу во дворе КемГУ с 19 до 24 часов пройдет день уличного перформанса. Уличный театр вообще многообразен, и нам хочется показывать вещи не только развлекательного характера для детей и семейный людей, но и что-то неоднозначное, концептуальное, спорное. Там выступят музыкальные коллективы и будут театральные показы. Всего в городе будет задействовано три площадки.
Лариса Лапина. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
– Уличные театры в нашей стране как-то развиты?
Лариса Лапина: Наш театр-студия «Встреча» вошел в недавно созданную «Ассоциацию фестивалей уличных театров России». Например, в ярославском фестивале участвовало около 26 театров со всей страны, но большинство из них находится в центральной части. Естественно, что российские фестивали не такие значимые и крупные, как во Франции, например. Здесь сказывается большое расстояние между городами. Половина участников того же фестиваля в Ярославле добиралась до города сама. Были люди из Белоруссии, которые приехали на своих собственных машинах, один театр из Уфы на огромном автобусе привез свои декорации. Там проще организовать, до нас ехать дальше и дороже, но людям интересно. Ведь за довольно короткий срок прошел фестиваль в Санкт-Петербурге, Перми, скоро будет в Туле, в Кемерове.
С.С.: Самый старый из них считается архангельский фестиваль, который идет на протяжении 21 года, и чтобы туда попасть, надо пройти определенный конкурс. На него ежегодно приходит много заявок и организаторы не в силах всех обеспечить проживанием. Несколько лет назад он находится под эгидой ЮНЕСКО, и значительная часть его бюджета заложена администрацией города.
Л.Л.: Для любого города такой фестиваль необходим. В первую очередь, потому что для горожан это ничего не стоит. Кто-то не хочет идти в театр, так как за билет нужно платить, а здесь можно мимоходом приобщиться к искусству. Уличный театр настолько многожанровый, что в одном месте увидеть все это невозможно, только на фестивале.
– А кроме вас этим вообще кто-то у нас занимается?
С.С.: Понятие «уличный театр» может включать в себя большое многообразие артистов различного жанра, которые могут выступать на улице. Саша может на улице играть музыку, и это тоже будет считаться уличным театром. Мы не только отдельные номера показываем, но и спектакли ставим, перформансы проводим. Например, наш спектакль «Совы нежные» изначально проходил в стенах «Встречи», а затем мы решили вынести его на улицу.
Л.Л.: Честно говоря, мы бы хотели устраивать больше уличных представлений, но у нас задействовано много студентов, которые на летний период разъезжаются по домам. По возможности, конечно, используем любые предложения, например, участвуем в Дне молодежи. После первого городского фестиваля нас приглашали в Салаир, чтобы мы задали там людям настроение. На улице актер получает большой зрительский заряд. Кому неинтересно, те идут мимо, но многие стоят, смотрят, делятся с артистом своей радостью.
С.С.: Устроить какой-нибудь перформанс не проблема, а целый спектакль — практически невозможно. Необходимо найти место, как-то подключить аппаратуру, подписать кучу бумаг, везде согласовать проведение. Это отнимает и время, и деньги.
– А есть в городе какие-то перспективы развития этого искусства?
С.С.: Никаких. Здесь сейчас мало кто этим занимается. Есть отдельные клоуны, организаторы фаер-шоу, но даже на наш фестиваль вызвать людей сложно. Люди этим пытаются зарабатывать и не могут тратить время впустую. И такая ситуация не только в Кемерове, но и по всей Сибири.
– Этот проект, который изначально был исключительно ваш: вы сами придумывали авторов и выбирали чтецов, отпущен в свободное плавание?
Л.Л.: Ну не совсем так. Бдим за ним, но не столь серьезно. Люди берутся за подготовку, кто-то обращается к нам, кто-то пытается сам все сделать, с некоторыми репетируем вместе. Но сейчас он тем и интересен, что режиссер сам все придумывает и все ограничивается лишь его фантазией.
С.С.: Мы провели семь «Лучших» сами, после этого горожане организовали еще восемь, а все расписано до 2018 года. Люди постоянно меняются и на последнем «Лучшем» были совершенно незнакомые нам участники. Проект наш, но мы постоянно его передаем, и люди из разных слоев общества сами организовывают себе праздники.
Л.Л.: Я не побоюсь сказать, что проект уникален не только для Кузбасса, но и страны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости