Новости – Люди












Люди
Феодально-коммунальное хозяйство
Фото: Николай Борисов
Корреспондент «Русской планеты» поговорил с председателем общественного совета по вопросам ЖКХ Ольгой Фроловой о том, зачем нужна власть советам
1 апреля, 2014 11:17
12 мин
В ходе недавней пресс-конференции врио губернатора региона Алексей Гордеев отнес ЖКХ к числу нерешенных проблем. Почему в этой отрасли снова все не так? Над чем конкретно надо работать? За разъяснениями корреспондент «Русской планеты» обратился к Ольге Фроловой, председателю общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города.
– В прошлом году руководитель региональной налоговой службы Сергей Дуканов говорил, что ЖКХ уходит в теневой сектор экономики. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?
– Все стало еще хуже. Типичный пример: с введением в действие норм законодательства об ограничении платы за общедомовые нужды (ОДН) практически ни одна управляющая компания не считает ОДН по нормативам. Зачастую плату за ОДН не выставляют собственникам нежилых помещений. А их в многоквартирных домах немало! Они (УК) пользуются тем, что в законодательстве не дано четкого определения ОДН.
Еще одна проблема, связана с незаконным отбором коммунальных ресурсов, попросту говоря, воровством жильцов. Это имеет место, в первую очередь, в квартирах без индивидуальных приборов учета, в которых проживает больше, чем зарегистрировано. Собственникам этих квартир даже в голову не приходит, что они обязаны сообщить в УК, сколько фактически проживает людей. Поэтому за них платят соседи.
Чтобы с этим бороться, управляющие компании занимаются изобретательством, тоже абсолютно незаконным. Они говорят, что собственники якобы дали им полномочия выставлять счет за ОДН только тем, у кого нет индивидуальных приборов учета. Но при этом как-то упускается из виду то, что никакое собрание собственников просто не в состоянии изменить федеральное законодательство.
– Есть какие-нибудь варианты решения этой проблемы?
– Варианты есть только там, где советы домов действительно работают. В этом случае члены советов многоквартирных домов (МКД) заинтересованы в том, чтобы счет на ОДН был меньше. Поэтому они пытаются заставить работать управляющие компании. А вообще-то, представители УК должны ходить по квартирам и снимать показания счетчиков, работать с населением по вопросам установки приборов учета в квартирах, но это, почему-то, не делается. Да и с советами МКД не все УК хотят взаимодействовать.
Возьмем вопрос управления муниципальной долей общего имущества в МКД. Во многих домах города есть хотя бы одна квартира или нежилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности. Платит за них наниматель, но, насколько я знаю, в случае чего, его долги можно через суд истребовать с администрации города как собственника.
В идеале хочется, чтобы администрация города провела юридическую экспертизу договоров управления по всем домам, а главное — чтоб она проверила, как расходуются деньги собственников. Ведь самим собственникам УК отчетов о расходовании поступивших средств, как правило, не дают. Непонятно, сколько поступает средств на счета УК от использования общего имущества в доме (реклама в лифтах, на стенах, Интернет и т.п.), и как она расходуется.
– Владимир Рохмистров, руководитель УФАС, говорил, что на рынке ЖКХ должно произойти серьезное перераспределение игроков. По его словам, если хотя бы 20% собственников поменяют компании, они начнут работать лучше.
– Замечательно. Только он не сказал одного: как поменять эту компанию. Вот у нас собственники принимают решение расторгнуть договор с управляющей компанией. И что? А ничего — никто не отдает документацию на дом. Старая УК не расторгает договор на поставку коммунальных ресурсов — соответственно, новая не может заключить договор. Жильцам остается только ходить по судам. Единицам, может, и удается что-то сделать, но остальным похвастаться нечем. В итоге они плюют на все и решают остаться под крылом этой компании. Эти случаи реальны. Порядка у нас, к сожалению, нет никакого.
В Думу планируется внести законопроект, предусматривающий для УК в случае воспрепятствования воле собственников чуть ли не уголовную ответственность. Но когда это будет — никто не знает.
– Если компаниям не удается договориться, то квитанции жильцам приходят от них обеих?
– Да. Как раз в такую ситуацию попали жители Железнодорожного района. Жильцы одного из домов проголосовали за смену УК. Она сделала им ремонт в подвале и выставила платежку, в том числе и на оплату коммунальных услуг, а договор с поставщиками не заключила. А у старой компании, наоборот, договоры с поставщиками заключены. Пришли две платежки. Жильцы разделились на тех, кто платит по-прежнему старой компании, и на тех, кто «перебежал» к новой. Получилась неразбериха — кто имеет право обслуживать дом, теперь должен доказать суд.
Тяжбы идут и между самими компаниями: решают, например, как взять с населения долги, оставшиеся от старых компаний.
– И какой из всего этого выход?
– Никакого. Все находится в подвешенном состоянии. И вот когда мне в Москве говорят: «Ну, вы смените управляющую компанию», я спрашиваю: «А как? Научите меня!». Московским опытом мы воспользоваться не можем: у нас другие управляющие компании, у нас вообще все другое. Собянин, возможно, и может «построить» московские управляющие компании, которые в большинстве своем являются муниципальными. А у нас частные, кто их может приструнить? Вероятность того, что УК понесут справедливое наказание, очень мала. Да и некорректность федерального законодательства вносит свою лепту.
Во-первых, по нашему законодательству даже обычное собрание провести очень сложно. Это просто уму непостижимо! За десять дней до собрания нужно предупредить каждого собственника в доме. Причем в первый раз письменно — либо под расписку, либо письмом с уведомлением, стоимость которого 50 рублей. А если кто-то и жильцов уехал, скажем, на Север? После этого через 10 дней вы должны провести очное собрание. Если никто на него не придет, составляете акт, о том, что собрание не состоялось, и переходите к заочному голосованию.
Опять же не позже десяти дней вы каждому должны сообщить тем же способом о том, что собрание не состоялось, и мы, мол, переходим к заочному голосованию. И только после этого можно проводить собственно голосование. Для этого вы должны пройтись по всем квартирам. А теперь представьте: вы уже третий раз приходите что-то подписывать в одну и ту же квартиру. Что делают хозяева? Посылают вас подальше, ибо вы уже надоели.
А для того чтобы не было такой долгой процедуры, надо на первом же собрании установить порядок сообщения о последующих на стене подъезда. Жильцы собираются только один раз, все последующие же разы о решениях объявляется на листке, который вешают на стену подъезда. Любая управляющая компания может найти одного собственника, заплатить ему и направить своего представителя от имени этого собственника в суд о признании недействительными решения собрания. У нас сколько ТСЖ из-за этого развалилось!
Если управляющей компании ваш совет дома и ваш председатель не понравятся, она вывернется из себя, но будет искать лазейку, чтобы вас расколоть. А у них возможностей много — у них же целый штат юристов. Особенно если это объединение компаний, которое управляет большим количеством домов в городе. И это против одного-единственного дома. Силы совершенно не равны.
– Феодальный строй…
– Еще хуже. Рабовладельческий. Но все равно советы домов, реально работающие, действительно чего-то добиваются. Пусть не многого, но добиваются. Примеры есть во всех районах города. К тому же они начинают объединяться для совместной работы на площадках Общественного совета по вопросам ЖКХ при главе городского округа и районных управ.
– Игорь Черенков, заместитель руководителя городского управления ЖКХ, как-то сказал, что жильцы не хотят управлять своей собственностью, и их нужно заставить это делать. А как можно заставить их это сделать?
– В Воронеже создано почти две тысячи советов домов. Реально работающих в настоящее время, я думаю, четверть. Но некоторые из якобы председателей советов МКД даже и не знают об этом. Наша задача — помочь советам МКД встать на ноги и консультативно, и методически. Этой работой мы занимаемся уже не один год.
Должен быть протокол общего собрания собственников помещений в МКД о выборе совета, в том числе председателя совета. И храниться этот протокол, по моему мнению, должен у выбранного председателя. В УК и управу района надо обязательно направить протокол или выписку из протокола о том, что на вашем доме выбран Совет МКД. Иногда УК дают сведения в управу района о том, что на доме есть совет. А по факту о нем никто не знает.
А советы домов обязательно нужны, особенно в преддверии капремонта. Проще собрать советы домов, чем собрать всех жителей в городе и что-то до них донести. Вот сейчас мы планируем раздать памятки. Глава города планирует выделить деньги для того, чтобы напечатали хотя бы 500 экземпляров. Их мы раздадим по управам и реально работающим советам. Его члены потом будут рассказывать своим соседям. Заставить быть собственниками нельзя, этому можно лишь научить.
– Алексей Гордеев на своей недавней пресс-конференции возложил большие надежды на лицензирование управляющих компаний.
– Предполагается, что процесс лицензирования начнется с 1 сентября. В чем оно заключается? Управляющая компания должна получить лицензию на управление домами. Но кто-то их должен обучить, председатели ТСЖ тоже должны получить лицензию, если под их управлением находится несколько домов.
Не секрет, что у нас руководители управляющей компании, мягко говоря, не совсем специалисты. У них есть главный инженер, есть штаб юристов, может быть, им и не надо быть крупными специалистами. Но лицензию получает директор управляющей компании.
Кто их будет учить и за какие деньги? В 2012 году губернатор выделял 800 тысяч рублей, у нас проходили обучение ТСЖ и специалисты управляющих компаний. 165 человек по городу обучили по этой программе. Наши лекторы принимали участие в этом обучении, организовывали и читали лекции. Там сдавались экзамены, выдавались удостоверения, то есть, все было серьезно. К сожалению, больше никто не выделял. У нас проводятся занятия, но только для советов домов, для жителей. Естественно, мы при этом не можем выдавать никакие бумаги. Трехнедельные курсы — это 9 занятий, согласитесь, мало.
На компанию дается приложение к лицензии. Там список домов, которые управляются компанией. Если в течение года по какому-то дому остаются невыполненными два предписания от контролирующих органов, то тогда этот дом исключается из управления.
В Воронеже очень много малобюджетных домов, двух-, трехэтажных. По 8, по 12 и по 24 квартиры. Я знаю дом на улице Менделеева, где в свое время из 24 квартир за коммунальные услуги платили только 4, жители остальных просто пили, гуляли веселились и ни за что не платили. Выселить их невозможно — в нашей стране собственника из единственного жилья выселить нельзя. Нанимателя можно, город может переселить их в общежитие, в меньшую жилплощадь и погасить за них долг. А вот собственника никак нельзя.
И первое, что сделают все управляющие компании — скинут эти дома на муниципалитет. В Ярославле, например, количество таких домов приближается к 40. Зачем УК лишаться лицензии из-за этих домов?
– Кто потом управляет этими домами?
– Муниципалитет обязан провести открытый конкурс по подбору управляющей компании. Вот я тоже спрашивала, когда ездила в Москву, а что будет, если ни одна управляющая компания на конкурс не выйдет? Но там вообще не верят в подобный вариант развития событий. А он более чем реальный — город-то не имеет права управлять собственностью.
Вот представьте, если эти малобюджетные дома скинуть на городскую администрацию, там должно быть субсидирование бюджета, который не сможет эти дома потянуть. А на непосредственное управление эти дома не хотят переходить.
Мы с каждым новым изменением законодательства начинаем жить все хуже. В последнем своем письме в Москву я сделала приписку: хорошо бы, — пишу, — чтоб разработчики законов пожили у нас, в регионах, желательно в хрущевках. И тогда бы они по-другому на законодательство посмотрели.
В настоящее время создана федеральная рабочая группа по изменению законодательства, куда входят представители регионов. Надеемся, что там нас услышат.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости