Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

Эволюция в школе

Земская школа 1908-1912 г.г. Фото: Союз фотохудожников России

«Русская планета» выяснила, как изменились за два века принадлежности учеников

Владимир Лактанов
13 сентября, 2015 11:00
7 мин
В начале учебного года в Кирове открылась выставка «Страна Буквария». В областном музее дети могут узнать, какими были дореволюционные и советские школы, увидеть архивные фотографии, буквари и учебники, канцелярские принадлежности. «Русская планета» решила поддержать интересный проект и рассказать, как за два века изменились вещи, которые все это время были неотъемлемыми атрибутами школьной жизни.
До середины XIX века дети в школах сидели на неудобных скамьях или стульях за самыми обычными столами. От постоянного напряжения их осанка и зрение с годами портились. Врачи заговорили об этом, и в 1870 году офтальмолог, основоположник отечественной науки о гигиене Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту — комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног. Эта парта была сконструирована так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом и с оптимального расстояния в 30–40 сантиметров, а сутулиться стало просто невозможно. Император Александр II высочайшим указом постановил оснастить новинкой все школы России без исключения. Она до сих пор демонстрируется на выставке достижений в Брюсселе как непревзойденный образец ученической мебели.
«У эрисмановских парт был всего один недостаток — они обходились очень дорого, — рассказывает корреспонденту РП преподаватель возрастной анатомии и физиологии Галина Лощева. — Во-первых, они были одноместными — так дети, конечно, не списывали и не отвлекали друг друга, но зато, чтобы усадить всех учеников, требовались большие классы. Во-вторых, все детали парт для прочности конструкции были не тоньше 40 см, изготавливали их из массива дуба, а это дорогое дерево. В-третьих, по разработанным Эрисманом нормам каждой школе полагалось иметь семь модификаций парт, чтобы дети могли пересаживаться на подходящие им по росту по мере взросления. После их установки дороже обходилась работа уборщиц — тяжелые парты нельзя было сдвинуть, и уборка отнимала очень много времени».
В конце XIX века ссыльный студент Петр Коротков, работавший учителем в уральском селе Бруснятском, придумал, как почти вдвое сократить расходы. Он решил сделать парты двухместными — так они занимали меньше пространства в тесных классах, — а чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделать часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для чернильницы. В столичных школах использовали дорогие чернильницы-непроливайки — у них края конусом загибались внутрь в форме глубокой воронки, и чернила не вытекали, если ее опрокинут или перевернут. А деревенским школам непроливайки были не по карману, поэтому любая неосторожность заканчивалась пятном на учебниках или одежде. Углубление в столешнице помогало это предотвратить. Рядом с ним Коротков сделал еще и два желобка для пера и карандаша — собственных письменных приборов, как и пеналов для их переноски, у деревенских детей не было.
Парта Петра Короткова. Фото: sgpress.ru
Именно в таком удешевленном виде парты Эрисмана благополучно перекочевали из царских школ в советские. И педагоги по-прежнему годами добивались от детей, чтобы они не хлопали откидными столешницами, когда вставали и садились, приветствуя учителя в начале урока. Правда, со временем проблема решилась сама собой — стук стал тише, поскольку парты стали делать не из дорогого дерева, а из дешевых ДСП и металлических труб. Тогда же из экономии разделили прежде жестко скрепленные полозьями стулья и стол, после чего ученики получили возможность садиться слишком далеко от стола или излишне близко к нему, а не на оптимальном для зрения расстоянии. А затем при производстве парт и вовсе решили ограничиться всего двумя модификациями вместо семи — для младших школьников и для остальных учеников, и в итоге парты частенько не подходили им по росту.
«К 70-м годам прошлого века стало понятно, что удешевленный вариант не работает — осанка у детей портится, зрение ухудшается. Учителя списали эти ухудшения на то, что дети до сих пор сидят за партами, изобретенными еще при Александре II, — продолжает Галина Лощева. — И тогда их заменили на канцелярские столы и стулья на металлических ножках из полых трубок. Их было тяжело сломать и можно было с легкостью поднять и поставить на стол, чтобы помыть пол. Других достоинств у них не имелось. Круг замкнулся — российские школы вернулись к абсолютно не удобной для детей мебели, от который веком ранее их очистил Эрисман».
До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.
«Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ, — рассказывает корреспонденту РП историк Роман Бирюков. — Будучи преподавателем географии, он же впервые придумал использовать для рисунков на доске мелки разного цвета: синие для воды, зеленые для гор, красные для обозначения мест битв. Более того, он создал собственный рецепт изготовления цветных мелков, начав окрашивать белый мел с помощью смеси из красящего пигмента и овсянки.
Остальные школьные учителя быстро оценили изобретение шотландца. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное — вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Правда, делать доски стали не из дорогого аспидного сланца, а из дерева и затем красить матовой краской в привычный черный цвет — на нем хорошо видны надписи мелом. Кстати, если ученик гимназии, вызванный к доске, шел к ней слишком быстро или чересчур медленно, его могли за это выпороть розгами».
«В советское время на смену деревянным школьным доскам пришли дешевые доски из ДВП или ДСП, обрамленные алюминиевым уголком, — продолжает Роман Бирюков. — С середины прошлого века стали популярны трехсекционные модели — из досок на шарнирах, открывающихся, как створки окна. В 80-е годы самые продвинутые учителя летом приглашали в классы родителей, чтобы они своими силами соорудили новомодный вариант — "сэндвич" из нескольких досок, раздвигавшихся подобно дверцам шкафа-купе. Затем распространилась мода на зеленый цвет как более щадящий для зрения». Неизменным оставалось лишь одно — на всех этих досках писали мелом. И каждый раз его приходилось стирать тряпкой, пачкая руки. Чтобы в классе не было пыли, специально назначенный дежурный должен был следить, чтобы тряпка всегда была мокрой и чистой.
Лишь в 90-е годы тряпки наконец-то заменили специальными ластиками для стирания, а сами доски стали делать на металлической основе, чтобы к ним можно было прикреплять наглядные пособия на магнитах. На смену краске и пластику пришли специальные эмали, которые не бликуют на солнце. Открытием XXI века стало керамическое покрытие и использование шероховатого фарфора, рассчитанного на десятки лет службы. Однако даже такие высокотехнологичные доски сейчас постепенно вытесняются интерактивными.
Первые школьные портфели появились лишь в конце XIX века. До этого городские школьники отправлялись в гимназию, уложив учебники и тетради в стопку и перетянув их специальным кожаным ремешком, а в деревнях дети ходили в школу с холщовыми сумками через плечо. Портфели же были прерогативой крупных адвокатов и чиновников — носили их под мышкой, потому что ручек не было. Когда кто-то впервые догадался приделать к ним ручку, портфели сразу освоили и школьники — так учебники больше не намокали под дождем. Для школьников их шили из натуральной кожи черного цвета, с крышкой, покрытой тюленьим мехом. А служили они так долго, что десятилетиями переходили от старших детей к младшим.
Фото: 22-91.ru
На рубеже XX века появились первые портфели с заплечными лямками, или, как тогда говорили, «помочами», позволявшими освободить руки. По аналогии с немецкими армейскими сумками — Ranzen — их начали называть ранцами. С ними ходили младшие школьники. Как правило, они были темно-коричневого цвета, а лямки отстегивались, чтобы ранец можно было превратить в обычный портфель, когда ребенок подрастет.
«В советские годы школьные портфели стали делать не из натуральной кожи, а из дешевого коленкора, — рассказывает корреспонденту РП историк Георгий Ильин. — На плотный картон наклеивали пропитанную специальным крахмально-каолиновым раствором ткань. Сейчас можно увидеть, что такое коленкор, на переплетах книг, выпущенных в те годы. Такие портфели служили недолго — они быстро трескались, и становилась видна бумажная основа. А после окончания Великой Отечественной войны многие дети ходили в школы с полевыми сумками, привезенными отцами с фронта.
Всех учеников начальной школы в советское время делили на октябрятские "звездочки", в каждой их которых было пять человек — по числу лучей на красной звезде. Дежурная "звездочка" еженедельно проверяла, в каком порядке содержатся ранцы у одноклассников, все ли учебники и тетради в наличии. Если находили что-то лишнее — например, протухшие бутерброды, то запросто можно было схлопотать двойку за поведение и выговор перед всем классом. Помогало мало: и ранцы, и портфели забивали учебниками, завтраками, физкультурной формой, сменной обувью, коньками и всяческими мелочами так, что киножурнал "Ералаш" даже снял об этом специальный выпуск. По сюжету, чемпион мира не смог поднять портфель, который каждый день носил обычный советский школьник».
В 70-е годы, когда жизнь в стране начала понемногу налаживаться, портфели начали делать из дерматина — недорогой искусственной кожи. Она служила немногим дольше коленкора и так же быстро трескалась. Стоило пару раз проехать на таком портфеле с горки или огреть им одноклассника по голове — и все, приходилось покупать новый. Тогда же портфели впервые стали делать яркого цвета и украшать напечатанными рисунками.
«В 80-е годы мода сменилась: если раньше все портфели были строго горизонтальными, то теперь появились первые вертикальные модели, которые носили не за ручку, а на плече. Но в свободной продаже они почти не появлялись и были страшным дефицитом, — продолжает Георгий Ильин. — А во второй половине десятилетия главным предметом гордости учеников старших классов стали "дипломаты" — обтянутые искусственной кожей или винилом чемоданчики, которые можно было носить только за ручку. Модели попроще делали из пластика с металлической основой. Больше всего они напоминали кейсы, в которых сейчас мафиози передают друг другу деньги в голливудских боевиках».
Особенно стремились обзавестись дипломатами парни — считалось, что они делают их неотразимыми в глазах сверстниц. Для старшеклассниц же высшим шиком было прийти в школу с полиэтиленовым пакетом, в который между слоями пластика с одной стороны был вложен напечатанный на бумаге портрет Аллы Пугачевой, с другой — Михаила Боярского. Если удавалось достать такой пакет, то зависти подружек не было предела. Такой пакет берегли как зеницу ока — купить новый шанса больше могло и не представиться. Учителя как могли боролись с «неприличной» модой, возникшей в результате тлетворного влияния Запада. Но ни разборы поведения нарушительниц на родительских собраниях, ни двойки за поведение не помогали. В 90-е годы дипломаты и пакеты морально устарели, стало можно ходить в школу со спортивными сумками и первыми школьными рюкзаками.
Школьный дневник
Хотя само слово «дневник» пришло в русский язык еще в петровскую эпоху, специальные тетрадки, которые так назывались, добрались до школ лишь в 30-е годы XX века, после проведения реформы образования. Тогда была введена пятибалльная система оценок, а выставлять их стали в обязательный для каждого учащегося документ — дневник. Было решено, что каждая оценка будет заверяться подписью учителя, а родители раз в неделю будут ставить свою подпись, подтверждая, что они с ними ознакомились.
«Первые советские дневники выпускались с плотной картонной обложкой белого или серого цвета и стоили 95 дореформенных копеек, — рассказывает Роман Бирюков. — Тем, кто пробовал продать их дороже, грозило до 10 лет заключения, о чем предупреждала напечатанная на дневнике надпись: "Продажа по цене выше обозначенной карается по закону". Никаких цветных страниц и рисунков в дневниках не предусматривалось, все было очень строго и официально. На первых страницах ученик должен был самостоятельно написать полный перечень школьных предметов и имена учителей по каждому из них. В конце были напечатаны указания, как правильно заполнять этот документ. Страницы были пронумерованы, чтобы ни одну из них нельзя было незаметно выдернуть или уничтожить. Никаких листов с перечислениями прав учащихся, которые часто встречаются в современных дневниках, тогда не было. Зато обязательно вкладывалась промокашка — специальный листок, который нужно было каждый раз прикладывать к надписям, сделанным чернилами, чтобы они не размазались или не отпечатались на противоположной странице, когда дневник закроют».
Во второй половине XX века школьные дневники изменились. В конце появились дополнительные страницы — «Замечания классного руководителя», «Общественно-полезный труд», «Практика», «Учет сдачи норм ГТО», «Сведения об успеваемости и поведении ученика». На задней обложке начали печатать слова гимна СССР или патриотические стихотворения советских поэтов. Тогда же в продаже появились специальные обложки из искусственной кожи красного цвета, которые можно было надевать поверх картонных.
«В 80-е годы отношение к дневнику стало более либеральным, он перестал быть настолько строгим официальным документом, как раньше, — продолжает Роман Бирюков. — Больше не считалось преступлением приклеить на обложку яркую "переводную" наклейку или картинку, вырезанную из журнала, или же написать дни недели цветными фломастерами. За цветочки, нарисованные на страницах, больше не отчисляли из школы. Тогда же двоечники впервые начали заводить два дневника — один для пятерок, который с гордостью приносили родителям для подписи, а второй — для плохих оценок. Этот дневник видели только учителя. Но за отсутствие дневника по-прежнему выгоняли с уроков».
90-е годы положили конец единообразию, открыв полный простор для творчества изготовителей школьных дневников. А XXI век, возможно, положит конец и самому их существованию — во многих школах отчетность об успеваемости учеников уже ведут в интернете, а не на бумаге.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ