Новости – Люди












Люди
«Значит, есть места»
Фото: Лариса Бахмацкая.
«Русская планета» поискала в Ставрополе местные продукты
12 сентября, 2014 15:18
7 мин
Глава Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что импортозамещение для края стало удачным стечением обстоятельств, и теперь регион накормит всю страну, доказав, что не случайно его называют не только здравницей, но и житницей. Между тем, в мае нынешнего года врио губернатора, выступая перед думой края, не очень высоко оценил нынешний потенциал агропромышленного комплекса, отметив, что регион обеспечивает себя только хлебобулочными изделиями.
Спустя два месяца последовало заявление пресс-службы главы региона о том, что «сегодня край обеспечен мясом, овощами, картофелем, хлебом и многими другими видами продукции на уровне 110-150% от собственной потребности». Корреспондент «Русской планеты» в магазинах выясняла, произошло ли в регионе в сжатые сроки экономическое чудо, и пыталась есть исключительно ставропольское.
Утром в первый же день я поняла, что осталась без чая, кофе, какао и даже цикория – конечно, Ставрополье эти напитки не производит. Но замена нашлась в виде степных трав. Оказалось, что напиток из них не только полезен, но еще и вкусен. Даже без сахара. Несмотря на то что край выращивает много сахарной свеклы, ее дальнейшая переработка происходит в других регионах. В магазинах я спрашивала консультантов, что из ставропольского они продают. На меня смотрели странно, но показывали. В соседнем «Магните» позвали администратора, который стал расспрашивать, для чего мне такая информация. Объясняла, что решила поддерживать местного производителя. Смотрели еще более странно и вели к хлебному и молочному отделам. Основная масса продуктов была из соседних Ростовской области и Кубани, попадались хлебные палочки из Минска, сыр из Сербии, яйца из Кемеровской области, соль из Белоруссии и Астрахани, арбузы из Волгограда, рыбная икра из Санкт-Петербурга, шампиньоны из Саратовской области.
Неприятно удивил местный Новоалександровский мясокомбинат, поднявший цены в два раза перед самыми выборами губернатора.
– Хозяин у нас не местный, из Грузии, ему все равно, какие выборы, — равнодушно сказала продавщица.
Узнала, что молзаводы края производят весь ассортимент, включая йогурты, сыры, сыворотку и кефир нескольких видов зрелости, но не могут покрыть потребности жителей Ставрополья. После анализа продуктовых отделов я уже была твердо уверена, что в крае нет не только сахара, но и соли. Не нашлось и подсолнечного масла, зато сливочное было трех местных производителей. Были местные сосиски и колбасы, и теоретически можно было есть абсолютно ставропольские бутерброды, запивая их молоком.
На третий день моих поисков я попала на пресс-конференцию вице-премьера края Николая Великданя, курирующего АПК. Говорил зампред с уверенностью, что через несколько лет ситуация изменится к лучшему, надо лишь потерпеть. Особо огорчил меня Великдань провалом в производстве говядины (подушевое производство составляет лишь 51% от спроса) и молока (76% от спроса). «Из четырех крупнейших молокозаводов у нас только один комбинат «Ставропольский» работает на 73%, остальные менее чем на 40%. Все стоит, потому что нет сырья», — сказал Великдань. По его словам, производство молока на Ставрополье растет на 1% ежегодно, но до сих пор не покрывает даже медицинские нормы в расчете на человека. По подсчетам вице-премьера, чтобы покрыть дефицит говядины и молока, в крае необходимо построить три мегафермы и 30 молочно-товарных ферм. На эти цели нужно потратить более 2 млрд рублей из федерального бюджета и около 900 миллионов — из краевого. Если деньги и будут выделены в полном объеме, то выйти на уровень самообеспечения край сможет не ранее чем через два года.
Голова болела и постоянно хотелось сладкого. Особенно после того, как я узнала об открытии в регионе кондитерской фабрики «Корона Ставрополья», но так и не нашла ее продукцию. Десерты в супермаркетах были кубанского и ростовского производства. Нашлись только ставропольские пряники, сухие и невкусные. Ни в одном из кафетериев Ставрополя не подавали блюд из местных продуктов. Оставалась надежда на столовую в правительстве края, где просто обязаны по идейным соображениям поддерживать местных аграриев. На всякий случай позвонила пресс-секретарю главы региона Алексею Носу, спросила, что они едят на работе.
– Как-то специально узнавали, на официальных приемах готовят точно из ставропольского. Возможно, и постоянно готовят, сказать не могу. Но то, что готовят вкусно — это точно. Существуют тендеры, и их могут выиграть поставщики из других регионов. Есть в регионе слабые стороны, конечно. Это ягоды, некоторые виды мяса, мало теплиц. В прошлом году на Ставрополье было введено боле 300 гектаров садов, кроме того, регион делает ставку на строительство теплиц. Динамика позволит быстро добиться самообеспеченности региона овощами, выращенными в защищенном грунте.
Обнадеженная продуктовыми горизонтами, пришла в столовую. Пахло супом и котлетами. Предлагали три первых, пять вторых блюд, включая языки, индейку в сыре, свинину в белом соусе, рыбу в кляре. Женщина за кассой улыбалась ярко накрашенными губами. Стала в очередь, взяв хлеб и столовые приборы.
– Дайте мне что-нибудь из местных продуктов.
– У нас все местное, – продолжала улыбаться женщина, – мы же правительству готовим.
– Все, все? Не может быть!
– Абсолютно все!
– И рыба? Ее же в крае ловить негде...
– И рыба. Значит, есть места, где ловят. Видимо, из зарыбленных прудов.
Молодой человек на раздаче неуверенно и даже смущенно улыбался, почти ехидно, как мне показалось, уверяя, что все местное. Взяла свиноговяжью котлету с отварным картофелем, компот и окрошку. Порции напоминали мне детские кафетерии. Парень показал на картошку и тихо сказал:
– Картошка точно наша, положить вам еще одну?
Зима близко
Я решила расширять меню, попросив знакомую из Труновского района купить мне местных яблок — в селе Донском есть фруктовые сады, правда, из итальянских саженцев, но выращенных на родной земле. Оказалось, что эти доступные фрукты подорожали в три раза: с 15 до 45 рублей, а в Ставрополе — до 80 рублей за килограмм.
– Практически все наши яблоки уходят на хранение, цену ждать. Значит настоящая цена впереди, именно этого я и боялась, — рассказывает знакомая. — В этом случае наши производители не кормить нас бросятся, а шкуру сдирать.
Учитывая, что краевые теплицы и овощехранилища, по официальным заявлениям властей, находятся в плачевном состоянии, до зимы, а уж тем более до весны доживет лишь часть урожая, и предпринимателям придется сбывать продукты этой осенью в другие регионы, где существуют предприятия по переработке овощей и фруктов. Буду есть хлеб и булочки, решила я, и запивать их минеральной водой Кавказских Минеральных Вод.
По большому счету мой эксперимент провалился через трое суток: без чая и кофе жизни я себе не представляю. Без соли и сахара прожить можно, но слишком грустно. Местные сыры показались мне безвкусными, мясо — дорогим. Особенно сложно было находить продукты, произведенные на ставропольской земле. Информация о них была в интернете, но попробовать их было сложней, чем найти черную икру.
По уровню господдержки «сельских» инвесторов Ставрополье находится лишь на 15-м месте в стране, уступая даже регионам, где АПК традиционно развито слабо. Сегодня сельское хозяйство обеспечивает чуть более 10% ВРП Ставропольского края (45 млрд рублей из 431 миллиарда по данным 2012 года, поскольку более свежих цифр нет).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости