Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«В горящую избу никого не заталкивают»

Фото: vk.com
Есть ли у современных нижегородцев черты их предков-староверов
Сергей Жульев
24 января, 2014 14:44
9 мин
Мнение о том, что в среднестатистический нижегородец по складу характера напоминает представителей исконного старообрядчества, существует в области уже очень давно. Первые скиты раскольников появились на левом берегу Волги 350 лет назад. «Мы потомки старообрядцев: улыбаемся мало, новое не приемлем, незнакомцев на порог не пускаем!» — в шутку говорят о себе жители города. Чтобы узнать, правда это или миф, корреспондент «Русской планеты» отправился в старообрядческую церковь, а также предложил поразмышлять на эту тему нижегородским историкам, социологам и этнографам.
Старообрядческая церковь Успения Божьей Матери на Бугровском кладбище с виду больше похожа на небольшой кремль: центральные ворота заперты, а вокруг высокая, практически крепостная стена. На входе охранник.
– Видимо, старообрядцы действительно не хотят общаться, — говорю я.
– А вы подойдите к центральным воротам, справа будет церковная лавочка — там бабушка вам все подскажет, — отвечает охранник.
Следую указаниям. Действительно, за двумя тяжелыми дверями находится небольшой прилавок, рядом с ним — Валентина Дмитриевна. Она сама родилась в старообрядческой семье. Вопреки ожиданиям, женщина разрешает фотографировать в лавке и сама начинает разговор. По мнению Валентины Дмитриевны, затворничество и негостеприимность вовсе не характерны для старообрядцев. И для современных нижегородцев — тоже.
– Конечно, есть деревни, где отношение к незнакомым людям осторожное, но это вряд ли вопрос религии. Если говорить о том, что многие современные и даже молодые нижегородцы отличаются от жителей других регионов старообрядческой глубиной и ответственностью, то с этим я скорее соглашусь. Ведь сколько людей переехало из деревень Заволжья буквально одно поколение назад: из Воскресенского района, Уренского — в Непряхино, например, стоит церковь, родственная нашей.
Примерно в тридцати километрах от Непряхино в селе Большое Песочное родилась и Вера Алексеевна Орлова. Она уже много лет живет в Нижнем Новгороде, но в детстве успела застать ту самую старообрядческую среду, которая, по ее словам, даже сейчас еще не до конца исчезла.
– Вполне возможно, что в старообрядческой деревне с вами просто не станут разговаривать, а тем более, пускать в дом. Но больше это относится к Тонкинскому району, и к людям самого старшего поколения, — говорит пенсионерка. — Что касается историй о том, что никто стакан воды не вынесет, а вечером запирают все двери и не пускают в дом даже знакомых, то в некоторых деревнях района такое действительно можно наблюдать. Даже в рамках одной семьи люди всегда едят из своей собственной тарелки собственной ложкой. Да, для старообрядцев это характерно, но и люди бывают разные. В Уренском районе все наоборот: ели, к примеру, всегда из одной кастрюли. К тому же сейчас деревни либо вымирают, либо заселяются «продвинутой» молодежью, поэтому человека, устроившего пожар, в горящую избу, конечно, там уже никто не заталкивает. Тем более не делают этого в городе.
По словам Веры Алексеевны, даже в областном центре многие старообрядческие семьи стараются сохранять веру из поколения в поколение — устраивают свадьбы среди одной общины, и это совсем не редкость. Но черты характера, присущие старообрядчеству, по ее мнению, нижегородцы приобретают, не генетически, а скорее, через религию и память о традициях:
– Безусловно, русское население области ментально все еще сильно зависимо от принципов старообрядчества и православной церкви в целом.
Проводят параллели между менталитетом нижегородцев с религиозным обликом края и историки. В разговоре с корреспондентом «Русской планеты» Геннадий Гречухин — старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин НИРО — и кандидат исторических наук Борис Гинзбург заявили, быт и, например, язык старообрядцев на современных нижегородцев действительно оказали влияние, но как сильно, точно сказать невозможно.
– Важно сказать о трудовой этике, которая всегда присутствовала в регионе, о семейном укладе и взаимовыручке. Все это характерно для старообрядцев, во многом это перенял и «средний» нижегородец, — размышляет Гречухин.
– А самое главное то, что «первые лица» истории региона были старообрядцами: Николай Бугров, Дмитрий Сироткин — это все меценаты, благотворители. Бугров больше 40% дохода отдавал на нужды города, вообще для старообрядцев богатство всегда было великим несчастьем и искусом. Не скажу, конечно, что такая тенденция сохранилась до наших дней, но думаю, что многие нижегородцы, в некотором роде, унаследовали подобное мировоззрение, — считает Гинзбург.
Директор Музея архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья, этнограф Марина Бугрова не склонна считать влияние старообрядчества на психологический портрет современного горожанина основополагающим:
– Психологические особенности менталитета всегда связаны и с географическим положением, естественным ландшафтом, историей, экономикой. Нижний Новгород был основан и развивался как пограничный торговый город. Меньше слов — больше дела. Отсюда некое состояние стояния в защите, настороженное отношение к чужим (не местным), в том числе и к идеям, привнесенным «со стороны». Нижегородцы тяжеловесны, консервативны, кондовы. Но вообще, не все мы по факту потомки старообрядцев. Таким же образом можно сказать, что мы потомки мордвы и марийцев, так или иначе. К тому же, советский образ Горького как закрытого промышленного города не мог не наложить отпечаток на менталитет жителей.
Как считают многие специалисты, нелюдимость нижегородцев изрядно преувеличена, и количество местных «затворников» не сильно разнится с показателями других регионов. По мнению социолога Юлии Климовой, коренной житель Нижнего Новгорода действительно улыбается чуть меньше, чем представители других регионов России.
– Конечно, это нельзя подсчитать, но интересующиеся люди отмечают, что вообще «волжане» не такие открытые, как например, краснодарцы или ростовчане. Не исключаю, что зависит это и от традиций, — рассказала Климова корреспонденту «Русской планеты». — Статистические исследования свидетельствуют о том, что больше трети нижегородцев тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми, в то время как в среднем по России доля таких людей не более 25%. Безусловно, соглашусь с историками — психология «русского севера» и его обычаи, в том числе и религия, могли повлиять на склад характера нижегородцев.
По словам старообрядца-реставратора Олега Сильвестрова, менталитет типичного нижегородца вообще тяжело конкретизировать, а уж тем более разыскивать те или иные архетипы:
– Единственное, про что я бы стал говорить, рассуждая о влиянии мировоззрения старообрядчества на современных нижегородцев, так это про ответственность. Не стоит, конечно, перебарщивать с этим, но система «сказал – сделал» довольно-таки характерна для местного населения, как и для исконных старообрядцев.
По его мнению, если влияние старообрядческой церкви и есть, то оно очень условно, а однозначно назвать всех нижегородцев потомками жителей севера области нельзя. Соглашаясь с Мариной Бугровой, Сильвестров считает важными для города и советские годы:
– Огромное количество людей съезжалось на строительство Автозавода, а до этого — Сормова. За почти сто лет все перемешалось неоднократно. К тому же, в городе развито единоверие (сторонники единоверия сохраняют старообрядческий уклад, но признают иерархию московского патриархата — Примеч. авт.), и многие просто не в курсе, что у них кто-то из родни был старообрядцем.
Что касается практической психологии, то в этом отношении эксперты не склонны связывать «портрет» современного нижегородца в большей степени с историческими влияниями:
– Я уверена, что можно выделить только определенную группу людей, в которых прослеживаются черты, присущие тем же самым старообрядцам, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» психолог Анна Чермошенцева. — А влияние на целый регион может быть только условным и мифологизированным. Нижегородцы действительно отличаются от жителей остальных регионов, например, Воронежа, откуда я родом, где люди более гостеприимные, или Москвы, которая более жестокая во всех проявлениях. Другое дело, что сейчас такие «границы» становятся все менее заметными.
По словам психолога, нижегородцев неизменно отличают творческая составляющая личности, неторопливость, глубина мысли.
– Возможно, на что-то и повлияли религиозные мотивы, но такие влияния, разумеется, можно наблюдать и в других регионах.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ