Новости – Общество
Общество
«Если кто-то рядом злится, надо за него молиться!»
Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»
Как воспитывают детей в православных и мусульманских школах Татарстана
1 декабря, 2015 18:39
9 мин
Казань может получить статус «столицы толерантности». С такой инициативой к мэру города обратились в ноябре казанское отделение Исполкома Всемирного конгресса татар и Общественная Палата республики. Как отмечают авторы предложения, ученые, депутаты и общественные деятели, Татарстан — единственный регион в мире, где на протяжении тысячелетий между народами не было войн на этнорелигиозной основе, и в наши дни здесь мирно сосуществуют две мировые религии — ислам и христианство.
«Русская планета» узнала, где и как закладываются основы культуры толерантности в Казани, посетив православную воскресную школу и мусульманское медресе.
«У нас нет нулевой сопротивляемости»
Воскресная школа при Никольском кафедральном соборе находится в историческом центре Казани, на улице Баумана. Это одна из старейших и образцовых православных школ города. В этом году ей исполнилось 20 лет, и сюда, на занятия, которые проходят в старинном здании на храмовом дворе и на колокольне, приезжают слушатели со всей Казани. Здесь рассказывается Библейская история, разъясняются Заповеди Христовы, церковные Таинства, Православные Праздники, обряды, православное отношение к магии, астрологии, сектам, даются основы богослужений, иконописи. Есть тут и разнообразные кружки — рукоделие, где можно научиться вышивать иконы, киноклуб, изобразительное искусство. В течение учебного года со слушателями Воскресной школы совершаются паломнические поездки по святым местам.
Сейчас в школе работают десять педагогов. Слушателей — более 200 человек. Учатся бесплатно, как взрослые, так и дети, всего четыре возрастные группы. Занятия в дошкольной (от 4 до 7 лет) и школьной (от 8 до 14 лет) группах проводят преподаватели, получающие образование в Учительской духовной семинарии. А с подростково-молодежной (от 15 до 35 лет) и взрослой (старше 35 лет) группами занимаются выпускники Московской Духовной Академии: читают лекции на философские и духовные темы, которые пользуются успехом у горожан. Например, говорит директор школы протоиерей Иоанн (Барсуков), в ближайшее воскресенье он прочитает лекцию на тему любви, бракосочетания и темных сил.
Занятия в этой школе проходят также по субботам. Я пришла сюда к 10 часам утра, когда после службы, прошедшей в храме, родители приводили своих дошкольников в класс, где уютную атмосферу создают деревянные стеллажи с книгами, цветными карандашами, уставленные поделками подоконники и иконы. Дети рассаживаются за одним большим столом. Их уроки длятся по 20 минут (у школьников — по 40). Закон Божий, музыка, творчество, а потом чаепитие с пирогами. Перед занятиями все вслед за учительницей повторяют «Отче наш».
Преподаватель Наталья Кондакова рассказывает дошкольникам о праздновании Собора Архистратига Михаила:
– Помимо нашего мира существует еще невидимый мир, где живут ангелы. Как он называется?
– Рай! Небо! — закричали с места мальчишки.
– Я знаю, где это находится — наверху! — заметила девочка.
– Правильно! Ангелы исполняют волю Божью. Ангелы бесплотные существа, изображаются они с крылышками. Они проходят сквозь стены, сквозь года, для них не существует преград. Когда над нами совершается таинство Крещения, Господь нам каждому дает своего ангела-хранителя.
Затем дети играют в считалочку, с помощью которой усваивают простые жизненные правила в сочетании с основами религии: «Чтоб не бегать к докторам — чистим зубки по утрам. Если рядом кто-то злится, надо за него молиться». Потом перечисляют рукотворные (стол, пирог) и нерукотворные (человек, солнце) вещи в мире. На уроке музыки учат песню про маму, чтобы спеть ее на празднике для родителей, которые часто проводятся воскресной школой.
– Дошкольникам мы должны привить понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Дальше им по жизни самим выбирать. Годам к 14 возникают вопросы. Спрашивают, например, грех или нет идти на экскурсию в мечеть. Им отвечают, что это не грех для ознакомления, но лучше не надо смешивать, — рассуждает Кондакова.
Уже в кабинете директора на мой вопрос о том, как в детях воспитывать дух толерантности, отец Иоанн ответил:
– Термин «толерантность» медицинский. Его значение — нулевая сопротивляемость. В организме нет сил противостоять тлетворным вирусам. Мы же молимся и просим: «Господи, дай мудрость нашим правителям, чтобы на казанской земле и дальше бы мирно сосуществовали две мировые религии». И наша основная цель — показать молодежи величие православной веры. Что святое православие — это не сброд замшелых догматов и обрядности, а вера духа.
Отец Иоанн замечает, что на своих лекциях советует слушателям не создавать смешанные браки, чтобы избежать конфликтов в будущем.
– Апостол Павел говорил: «Вы же создавайте семью только о Господе». То есть одной веры. Что за семья, когда один хочет поститься, другой Уразу держать? Очень важная поправка: это мы в воскресной школе говорим тем, кто еще не создал семью. Если семья уже есть, церковь к разделению не призывает. Надо донести до молодежи, что религия не должна вносить сумятицу в межличностные отношения. Религиозные чувства должны цементировать общество.
– На ваш взгляд, почему Казани удается избегать конфликтов на религиозной почве?
– У нас много общего с традиционным исламом. Мы верим в единого Бога. Мы исповедуем существование загробной жизни. Они так же, как и мы, говорят о воздаянии в будущем веке. Нам нечего делить. Поэтому последние годы часто проводим встречи, матчи. Это цивилизованная модель. Это веротерпимость.
В фойе знакомлюсь с родительницами, ждущими детей с занятий. Айсылу (православное имя Ангелина) рассказывает, что ее мама православная, а папа из семьи мусульман:
– Я 11 лет училась в татарской школе. Отец сказал, что я сама должна выбрать свой путь, и я пришла в православие. Мы с мужем объясняем ребенку, что есть разные религии, не ограничиваем его. Бывали, конечно, с родителями конфликты на этой почве, но мы стараемся истинность веры своим примером доказывать, личной практикой, а не тыкать в букву Библии. Господь все управит, Он все так премудро устроил. Если все начнут между собой спорить, к чему мы придем? Ведь в Татарстане много таких семей, как наша.
«Дети не дичатся иноверцев»
Медресе «Шамиль» всего чуть больше двух лет. Назвали его в честь основателя мечети «Казан Нуры», при которой создано медресе. Двухэтажное бревенчатое строение и в интерьере сохраняет домашнюю деревенскую простоту. Дощатые полы покрыты коврами и дорожками в любимом татарской культурой темно-зеленом цвете, здесь все ходят без обуви.
Медресе «Шамиль» всего чуть больше двух лет. Назвали его в честь основателя мечети «Казан Нуры», при которой создано медресе. Двухэтажное бревенчатое строение и в интерьере сохраняет домашнюю деревенскую простоту. Дощатые полы покрыты коврами и дорожками в любимом татарской культурой темно-зеленом цвете, здесь все ходят без обуви.
Директор — медресе Камиль хазрат Валиуллин. Он поясняет, что это начальная школа, примечетские курсы по основам ислама, цель которых — удовлетворить потребность населения, живущего в спальных районах. Учатся здесь все желающие — и дети, и взрослые до 80 лет. Дошколята с двух лет и взрослые приходят по будням. Школьники учатся в субботу и воскресенье. Обучают чтению Корана, намазу, арабскому, есть уроки по истории ислама, по мусульманскому этикету, занятия по арабской каллиграфии и кружки — вышивание бисером, украшение тюбетеек. Причем все это бесплатно, желающие могут оставить садака — пожертвование.
Мужчины и женщины, кроме дошкольников, учатся раздельно. В женских группах преподают женщины, в мужских — мужчины.
– У нас есть специальный раздел на курсах о нравственности — как относиться к человеку с другими убеждениями. — говорит Камиль хазрат. — Находить точки соприкосновения, то, что нас объединяет как жителей этого города, этой страны. Сегодня терроризм иногда связывают с исламом. Мы объясняем ученикам, что традиционный ислам несет мир. Радикальные течения мы не изучаем, даем лишь начальные знания. Но мы можем заложить верные основы ислама, чтобы люди не шли к экстремистам. Тем более, что это не свойственно Татарстану. У нас никогда не было терроризма.
Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»
В комнатах, где учатся дошколята, шумно от смеха и громких детских голосов. Здесь на дощатых стенах висят яркие рисунки, изображающие Мекку, Каабу и мечети. Одна из групп малышей отдыхает после занятий в игровой комнате: девочки в длинных платьях, хиджабах и платках не менее ловко лазят по турникам, чем мальчишки. Заглядываем в класс, где детишки сидят на скамейке вдоль стены и на полу на ковре, в обнимку с мягкими игрушками, и на татарском отвечают на вопросы учительницы.
Ляйсан Шакурова, преподаватель медресе, рассказывает, что здесь дети изучают Коран, заучивают короткие суры, учат буквы, узнают, что такое рай, кто такой Аллах, какие были пророки. Занятия проходят как за партами, так и в свободной форме в виде игры. А после уроков детей кормят обедом. Занятия ведутся в основном на татарском, хотя есть и группы, состоящие из русскоговорящих детей, ведь в настоящее время даже татары зачастую не знают родного языка.
– Другие религии мы не затрагиваем. Знакомим со своей. Ислам учит уважать себя и других как созданий Бога, не разделяя на лучших и худших. Человек — это не рыба, не растение, не птица. Он имеет душу. Это высшее живое существо, — рассказывает Ляйсан.
Алсу Мухаметшина, замдиректора и преподаватель медресе, рассказывает, что иногда ребята постарше на уроках спрашивают, праздновать ли им вместе с христианами их праздники, нужно ли приглашать христиан на свои.
– Мы отвечаем, что нужно. Тем более если это ваши соседи, друзья. Люди должны жить дружно. Аллах в Коране сказал, что создал нас разными нациями, чтобы мы познавали друг друга.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости