Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»

Эскалатор в прошлое

Для чего построили севастопольское «метро» и почему из него нет выхода
Анна Чудакова
7 апреля, 2016 15:47
7 мин
В Севастополе есть «подземка». Не известный торговый центр «Метро», а настоящий тоннель с эскалатором. «Русская планета» побывала в подземелье и узнала историю, судьбу и возможное будущее забытого севастопольского «метрополитена».
На стадии перехода
Маленький уютный скверик. Среди скамеечек с сидящими на них пожилыми дамами и троп для выгула собак стоит небольшое одноэтажное здание. Вход в него заколочен, прегражден забором из железной сетки, а стены исписаны граффити. Перешагивая через кучи мусора, пробираемся внутрь.
Как вы узнали об этом объекте? — интересуюсь у севастопольского диггера Михаила (имя изменено).
– Несколько лет назад ко мне приезжали друзья из Москвы. Они знали о заброшенной проходной, и мы вместе с ними сюда пришли. Тогда, правда, тут было почище. Затем это место облюбовали малолетки. В последний раз, когда я тут был, напугал их: громко заявил, что приехала полиция. И они бросились врассыпную.
Внутри ощущение, что попал в московский метрополитен после нашествия туда расстроенных футбольных фанатов. Покореженный эскалатор, разбитые деревянные стулья, даже старенький детский велосипед и детская коляска, которую зачем-то бросили вниз. Киоск, оборудование и инвентарь вандалы также не пощадили.
Эта проходная, а также тоннель с эскалатором были построены в 70-х годах прошлого века. Они предназначались для того, чтобы сотрудники Севморзавода могли вовремя попадать на свои рабочие места. За схожесть проходной с московским метрополитеном рабочие окрестили ее севастопольским метро.
– В те годы на заводе работал многотысячный коллектив, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» бывший директор Севморзавода Анатолий Череватый, пришедший на завод еще в 1962 году. — Основная масса сотрудников жила на Корабельной стороне и улице Адмирала Макарова. Все они пешком шли через проходную. Но перед ней были железнодорожные пути. И часто, опаздывая на работу, сотрудники завода перебегали пути прямо перед идущим поездом. Там не было ни шлагбаума, ни перехода, и риск попасть под колеса был очень высок. При этом на самом заводе была табельная система, и опоздавших штрафовали и лишали премий. Именно поэтому тогдашний директор Севморзавода Сергей Виноградов и принял решение спроектировать и построить эскалаторный выход и тоннель с проходной под землей.
Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»
Кроме того, уставшим сотрудникам после смены было проще пройти по эскалатору под землей, чем подниматься пешком на Корабельную сторону.
– Тоннель собран из чугунных сегментов, — говорит Анатолий Череватый. — Когда он строился, я был главным инженером и принимал участие в работах. Завод оплатил все расходы и в начале 70-х годов построил эскалаторный выход. Это решило много проблем. Например, раньше были очереди в буфеты и столовые при заводе. Работяги брали еду с собой. Она часто портилась. С эскалатором же люди за обеденный перерыв успевали подняться, сходить домой пообедать и вернуться обратно на работу. Я сам много лет прожил на Корабельной стороне, и от дома до проходной мне было пять минут ходу.
«Мы в этой проходной не нуждаемся»
После развала СССР первое время, когда заводом руководил Череватый, эскалатор работал по графику. Затем из-за больших задолженностей завода за электроэнергию его пришлось закрыть.
– Я видел его только работающим, — рассказывает бывший директор. — Что происходит там сейчас, я не знаю. Он был законсервирован в рабочем состоянии.
О том, что проходную закрывали спешно, говорят и рабочие журналы, оставленные здесь прямо на столах, и рабочий инвентарь на полках, и оборудование завода. Кажется, что если его смазать и запустить, то тут снова зажжется свет, пойдет эскалатор, и под звонкие советские песни сюда потянутся люди, влекомые престижем профессии, социальными гарантиями и хорошей зарплатой.
Сейчас же самодвижущаяся лестница находится в плачевном состоянии. На ее ступеньках — хлам, мусор, сброшенные сверху деревянные скамьи. Стеклянная будка дежурного также исписана любителями граффити. От тоннеля, выходящего на Севморзавод, тянутся шланги для откачки воды: вероятно, подходы к проходной затоплены. Сам же выход закрыт и замурован.
– Нам лучше не попадаться никому на глаза, хотя я не думаю, что нам грозит что-то серьезное, — говорит диггер Михаил. — Раньше этот проход был открыт, и можно было почти беспрепятственно попасть на сам завод. Сейчас же его заварили, но попасть внутрь можно и через другие места. Я, например, мечтаю побывать в бомбоубежище на его территории. Сейчас думаю, как это сделать.
Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»
Как вы думаете, сегодня можно восстановить и вновь запустить эту проходную? — спрашиваю Череватого.
– Я думаю, что восстанавливать ее сейчас нет никакого смысла. Работа эскалатора довольно энергозатратна. Поезда возле проходной уже не ходят, и количество персонала уменьшилось в разы.
Сейчас площади Севморзавода сданы в аренду Центру судоремонта «Звездочка». По мнению бывшего директора, на это было несколько причин: во-первых, лишний раз не напоминать европейским коммерсантам слово «Крым», а во-вторых, ввести завод в систему Объединенной судостроительной корпорации.
– Сейчас конкурентная способность предприятия невысока, — рассказывает он. — Если в документации корабля будет информация о том, что он проходил ремонт в Крыму, то из-за санкций его не пустят ни в один европейский порт. У Центра судоремонта «Звездочка» девять филиалов по всей стране. После ремонта корабля на Севморзаводе в документах фигурирует судоремонтная компания «Звездочка», которая приписана не к Крыму, а к Санкт-Петербургу, и санкции его не затрагивают. Войдя же в объединенную корпорацию, Севморзавод получает новые заказы и имеет возможность использовать работу своих мощностей в других регионах.
Старую проходную в ближайшее время не планируется восстанавливать, подтвердили корреспонденту «Русской планеты» и в пресс-службе ПЦ «Звездочка».
– Сейчас данная проходная законсервирована и не используется, — рассказывает пресс-секретарь филиала Центра судоремонта «Звездочка» в Севастополе Сергей Должиков. — Центральная проходная работала, когда количество сотрудников завода насчитывало 16 тыс. человек. Сейчас же мы в этой проходной не нуждаемся. Возможно, когда количество сотрудников наберется, дойдут руки и до этого объекта. Пока же вход в нее заварен и заколочен.
По мнению Череватого, проходную можно было бы сделать музейным объектом, но мешает бюрократия.
– Сейчас завод очень хорошо охраняется, — рассказывает он. — На нем выполняются военные заказы, из-за чего введена повышенная секретность. И для реализации подобных проектов требовалось бы получать массу различных разрешений. Ситуация же сейчас такова, что чиновнику гораздо проще запретить, чем разрешить. Иногда эта бюрократическая система просто поражает.
Поделиться
ТЕГИ
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ