Новости – Люди












Люди
Подшиты, но не стареньки
Посетители магазина при елецкой сапоговаляльной фабрике. Фото: Наталья Горяйнова.
Корреспондент «Русской планеты» побывала в Ельце на сапоговаляльной фабрике
31 января, 2014 14:16
9 мин
Телефон елецкой сапоговаляльной фабрики трезвонит не умолкая. Ее продукция в последние январские — особо морозные — дни стала очень популярной. В Ельце делают единственные в Черноземье валенки ручной работы. Люди звонят, чтобы выяснить: а где валенки можно купить, почему у фабрики нет своего магазина в Липецке, и до которого часа им можно приехать, чтобы валенки купить.
Изготовленными машинным способом валенками сейчас никого не удивишь — ярославские, тверские, воронежские фабрики наращивают мощности. Но елецкие валенки уникальны. В их производстве задействованы всего лишь две машины: шерстобитная, на которой расчесывают шерсть, и катальная, через которую пропускают основу для валенка. За раскладку шерсти, ее формовку и валяние отвечают восемь мастеров.
– У нас здесь семьями работают. Женщины — основальщицами (мастер, который лепит из шерстяной основы форму валенка — Прим. авт.), а мужчины — валяльщиками, — рассказывает «Русской планете» начальник производства ООО «Елецкая сапоговаляльная фабрика» Елена Александрова. — Но работают только те, кто душой прикипел. Работа-то нелегкая. Чтобы что-то заработать, здесь нужно по 12 часов быть. Ручной процесс долгий. От раскладки шерсти до выемки валенок из печи пять суток проходит.
Работа не только трудоемкая, но и тяжелая физически. Основальщицы вручную прощупывают миллиметр за миллиметром каждую форму валенка, чтобы не было комочков и бугорков. От специфического запаха овчины пощипывает в горле. Руки тоже не у всех выдерживают. Елена Александрова рассказала, что были случаи, когда и хотел человек работать, да не мог — буквально за день развивалась сильная аллергия на шерсть.
Работу валяльщиком могут выдержать только физически крепкие мужчины. Одна колодка с валенком весит около 20 кг., за смену их нужно перекидать около 20. В Ельце для валяния используют только кипяток — иначе никак шерсть не растянуть. В цехе даже в сильные морозы жарко как в бане.
Мастерство здесь передается от матери к дочери и от отца к сыну — ни в одном вузе этому не обучают. Так, что на фабрике работают только «свои» — династиями.
Елена Александрова — как раз зачинатель такой семейной династии. Валенки — это ее семейное дело. На фабрике Елена не только за производство отвечает, но и за дизайн и продажу изделий: она придумывает рисунки для вышивальщиц и работает продавцом в магазине при фабрике. Муж — директор фабрики, зять — механик, дочь помогает торговать на выездных ярмарках.
В 80-ом году выпускница шахтинского технологического института бытового обслуживания Елена Александрова приехала в Елец по распределению и думала всю жизнь отработать технологом на сапоговаляльной фабрике. Тогда там было три цеха: ремонта, пошива и валяния. К 1992 году остался один цех — по изготовлению валенок. Людей сократили. На новое производство Елена Александрова смогла устроиться только приемщицей шерсти. Потом стала кладовщицей, позже вернулась к технологии производства. В 2000 году на фабрике вновь наступил кризис. Из-за миллионных долгов производство могло быть полностью закрыто. Ситуацию спас муж Елены Валерий. Он согласился стать директором.
– У нас тогда только по налогам был накоплен долг в миллион рублей, — вспоминает Александрова. — А еще коммуналка. Три года зарплату людям не платили. Администрация города условие поставила: либо меняете руководство, либо мы отказываем вам в аренде. А нашего здесь ничего нет, только руки. Сначала мне предложили стать директором, но я отказалась. Я производственник, а не администратор. Хорошо, что мой муж согласился.
Пять лет потребовалось фабрике, чтобы расплатиться со всеми долгами. Александровы даже взаймы у родителей брали, чтобы вовремя внести платежи. По словам Елены, теперь и налоги, и зарплату вовремя платят. Единственная головная боль — газовые лимиты, которые нужно распланировать на пять лет вперед. Если меньше газа возьмешь, чем планировал, то придется платить штраф поставщику за упущенную выгоду. Если потребуется больше газа из-за холодной зимы или неожиданно большого заказа на валенки, то придется покупать топливо по коммерческой цене, в три раза дороже. Александрова рада, что администрация города пошла фабрике навстречу: когда производство стоит, за аренду помещений плата не взимается.
Работа здесь сезонная, с 1 октября по 1 марта.
– Это только в советские времена могли позволить себе работать в убыток и забивать склады валенками. Сейчас на предприятии считают каждую копейку. В этом году, возможно, вообще всех придется 1 февраля распустить — не распроданы еще валенки, которые в декабре сваляли.
Невысокий спрос на продукцию сапоговаляльной фабрики Елена объясняет так:
– Снег после Рождества выпал, а морозы только на Крещение встали. Кто же будет в теплое время валенки покупать? К тому же покупатель иногда не понимает, где настоящий валенок — сейчас любую обувь, где есть хоть чуть-чуть шерсти, называют так. А ведь это не валенки, а просто войлочный сапог. Такая обувь не вся хорошо греет, но зато выбор какой!
Купить елецкие валенки можно только на фабрике или на ярмарках. Александрова не хочет предлагать их местным — наценка у них большая, а гарантии, что продадут, мало. Открывать интернет-магазин тоже пока не спешат. Здесь считают, что валенки нужно обязательно мерить – купить обувь заочно, даже валеную, очень трудно. Валенок должен не только на ногу сесть, но и человеку подойти.
– Сколько ни продавали за глаза, идет пятидесятипроцентный возврат. Никто не говорит «пойди и купи мне сапоги 38 размера». Но почему-то считается, что валенки можно так купить: на два размера больше бери и хорошо будет. Бывает, валенки человеку нравятся и ноге в них удобно, но видишь, что не подходят они. Женщина меряла: нога у нее полная, а валенки выбрала с мехом – ноги еще больше кажутся. Начинаешь советовать что-то другое. Хочется ведь, чтобы человек не зря деньги потратил.
Цена валенок для взрослых фиксированная — 4 тыс. рублей. Детские стоят от 1, 5 до 2 тыс. рублей.
Всем новым покупателям начальник производства рассказывает, как правильно подобрать валенки. Берет один и скатывает рулет, когда отпускает, тот быстро восстанавливает форму.
– Хороший валенок — легкий и твердый. Как его не крути, сразу же свою форму возвращает. Мягким валенок должен стать в процессе носки, — поясняет Александрова. — Лучше валенок купить чуть больше, чтобы между ним и ногой была воздушная подушка. Да и носков под валенок не нужно много надевать. Чем больше носков наденете, тем больше ногу от валенка отдалите. Нога в валенке не мерзнет, потому что он дышит. Влага через него уходит, а в обычной обуви нога вспотела и замерзла.
В качестве доказательства пользы валенок Елена Александрова любит приводить в пример слова Петра I «от похмелья хороши валенки да щи».
– Как только начинаешь хмелеть за столом, обуй валенки, и вмиг голова не болит. Можно продолжат застолье, когда уже у других сил нет.
«Никакой реагент не страшен»
Выбор валенок на фабрике большой: сувенирные и изготовленные на заказ, черные из шерсти местных овец и белые из элитного астраханского сырья. Александрова говорит, что кипенно-белые валенки — признак искусственной основы, в природе такой шерсти не бывает.
– Значит, производители изрядно похимичили, — объясняет она.
Вышивальщицы елецкой фабрики очень любят экспериментировать. Как-то к ним на производство пришла женщина и показала расшитые цветными узорами валенки. Работникам они понравились настолько, что они освоили искусство фелтинга — так называют процесс, когда рисунок набивается специальной иглой на основу изделия.
Недавно работники фабрики решили объединить два местных бренда: расшили кружевом валенки. Они, как считает Александрова, красивее смотрятся без галош.
– Правда, Москва вот все равно берет партию с галошами. Там много реагентов на дороги сыплют, обувь быстро портится. Но хорошему валенку, если он из шерсти сделан, без всяких примесей, никакой реагент не страшен, — уверена Александрова. — Валенок просто встряхнул, почистил, и он может служить до 10 лет, ему никакая мода не страшна. Вот дочь моя каждый год покупает сапоги: то сбилось, то из моды вышло, а валенку ничего не сделается. Его только от моли беречь надо.
Около пяти лет назад елецкие мастера первыми придумали пришивать подошву к валенкам. И их стали покупать жители городов.
Сейчас валенки — обязательный подарок всем гостям Ельца. Елена Александрова рассказала, что в елецких валенках ходит и Лев Лещенко, и Олег Газманов, и Александр Карелин, и японский посол. Отправляли партии и в Германию, и в Австралию, и в Италию. В этом году елецкие валенки поехали в Сочи — будут представлять Липецкую область на олимпийской выставке.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости