Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Новые крылья

Эксперты — о рентабельности, перспективах и источниках восстановления саратовского авиационного завода
Елена Коваленко
3 мин
Остатки взлетно-посадочной полосы Саратовского авиационного завода Фото: Денис Жабкин
Саратовский авиационный завод — в прошлом одно из крупнейших авиастроительных предприятий страны, выпускавшее самолеты Як и обеспечивавшее работой более 30 тысяч человек. В 2000-х годах завод был объявлен банкротом, сегодня часть его территорий занята другими объектами. Оставшиеся цеха и аэродром находятся в полуразрушенном состоянии. На прошлой неделе власти региона заявили о возможности восстановления САЗа и выпуска там маломерных самолетов. В четверг, 20 ноября, в Саратов приезжают специалисты «Ростеха», они осмотрят несколько площадок для производства, приоритетной среди них является площадка САЗа. «Русская планета» побеседовала с экспертами о возможном будущем саратовского авиационного производства.
13 ноября в ходе обследования территории бывшего завода губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил о возможности размещения на территории его аэродрома производства легких транспортных самолетов. Там есть цех площадью 8000 кв. метров, место для взлетно-посадочной полосы, подведены необходимые инфраструктурные коммуникации. Также кроме авиационного завода на территории предприятия, по словам главы региона, может появиться сельскохозяйственный рынок.
В Саратове могут начать выпуск легких самолетов российско-австрийского производства Diamond Aircraft. Их вместимость до 19 человек, дальность полетов — от 400 до 1000 км, сообщает портал «Бизнес-вектор».
В прошлом году российская корпорация «Ростех» подписала соглашение с компанией Diamond Aircraft Industries о производстве таких самолетов на одном из своих предприятий — Уральском заводе гражданской авиации. Тогда же саратовские власти заговорили о возрождении производства на САЗе.
Для восстановления предприятия нужна общая промышленная база страны, которой сейчас нет, считает ветеран завода, бывший хранитель музея САЗа Валентин Аристархов. Восстановление производства на основе иностранных технологий и комплектующих, по его мнению, не позволит развиваться отечественной и местной промышленности, востребованной останется лишь «дешевая рабочая сила».
– Станков нет, станкостроительной промышленности нет. Авиастроение дает до 8-9 рабочих мест в других отраслях народного хозяйства: химии, электроники, металлургии. Этого ничего у нас нет. Где будут летать эти легкомоторные самолеты? Раньше они летали по области — в Перелюб, Красноармейск. Есть сейчас такая необходимость, есть ли там площадка для принятия самолетов, штат? — задается вопросами Аристархов.
Остается открытым вопрос наличия квалифицированных кадров для нового производства.
– Кадров нет: ни инженерных, ни молодых, которые встали бы за современные станки. При советской власти специалистам было по 40 лет, сейчас им 60 минимум, — говорит Аристархов.
Кадровую проблему для нового производства отмечает заведующий кафедрой менеджмента ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, полномочный представитель Института испытаний и сертификации вооружения и военной техники по Волго-Камскому региону Александр Гугелев.
– За 20 лет деградации и уничтожения завода навыки утеряны, а квалификация и компетентность работников ориентированы на устаревшие знания, — говорит эксперт.
По словам Гугелева, объем инвестиций, требующихся для восстановления авиационного производства, зависит от многих факторов: серийности продукции, глубины кооперации, полноты охвата жизненного цикла изделия.
– Практически все специалисты сходились во мнении о балансовой стоимости САЗа в 8-9 миллиардов рублей, в ценах 2006 года. Это построение нового завода с современным оборудованием. Подобные проекты на западе обычно обходятся в районе 600 миллионов долларов.
Гугелев отмечает, что авиастроение всегда было уделом государства или крупных корпораций. Саратовский региональный бюджет не в состоянии «потянуть» такой проект самостоятельно.
– Сейчас говорить о конкретных объемах инвестиций преждевременно, мы работаем вместе с «Ростехнологиями» и стараемся, чтобы выбор производственной площадки под строительство завода выпал именно на Саратовскую область. Компания рассматривает несколько площадок в нескольких регионах, мы стараемся показать наши конкурентные преимущества, чтобы выбор выпал на нас, — пояснила РП пресс-секретарь губернатора Нина Попова.
20 ноября в Саратов прибыли специалисты «Ростеха», они осмотрят площадку САЗа. После этого будет принято решение о размещении или не размещении производства в регионе и составлен проект с учетом сметной стоимости. Об этом РП сообщили в пресс-службе министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. Как пояснили в министерстве, ситуация прояснится ближе к концу ноября. Сегодняшнее прибытие специалистов «Ростеха» подтвердили РП и в пресс-службе губернатора.
По мнению, Гугелева восстанавливать завод рентабельнее на прежнем месте:
– Восстанавливать завод необходимо, память и надежды на справедливость бывших заводчан связаны с восстановлением авиационного завода на старом месте. Иные площадки еще более затратные: инфраструктура Заводского района изначально комплектовалась под обеспечение промышленности трудовыми, логистическими, энергоресурсами, — считает эксперт.
Для восстановления производства нужна взлетно-посадочная полоса в 1,2 км. Сейчас, на бывшем аэродроме САЗа, остались только ее следы. Территорию аэродрома частично используют автомобильные школы, рядом построены жилые дома. Губернатор Радаев предложил переместить полосу в сторону Волги или продлить ее.
Несмотря на удручающее состояние заводских территорий, у САЗа имеются возможности для производства и испытаний маломерных самолетов, считает бывший летчик-испытатель 1-го класса завода Иван Широченко.
– Если это маломерные самолеты, то аэродром можно сделать и цеха там еще остались, но нужны специалисты, экономисты, технологи. Для маломерных длина полосы не большая, около километра. Если самолеты будут на 10-15 человек, им полоса нужна меньше, — говорит собеседник РП.
В Жуковском и Астраханской области, по его словам, остались школы летчиков-испытателей, способные обеспечить кадрами восстановленный САЗ.
Рядовые саратовцы, судя по обсуждениям в социальных сетях, приняли идею восстановления САЗа положительно, но до конца не веря в это, предлагают альтернативные варианты использования территории: устроить там аквапарк или планетарий.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин