Новости – Люди












Люди
«Когда дают миллионы — начинаются распилы»
Александр Колядин считает, что Благовещенску нужен выборный мэр, а не назначенный менеджер. Фото предоставлено А. Колядиным
Экс-мэр Благовещенска Александр Колядин — о народных деньгах, плохих дорогах и ответственности
10 сентября, 2014 12:00
7 мин
Александр Колядин был мэром Благовещенска восемь лет: с 1996 по 2004 годы. Его выбирали на два срока подряд. После ухода с поста он остался в Благовещенске, сейчас является членом Общественной палаты области. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с бывшим градоначальником накануне новых выборов — первых в городе за пять лет.
«Не очень умный эксперимент»
Прямых выборов в Благовещенске не было с 2009 года: избранный после Колядина Александр Мигуля был отстранен от должности губернатором, и после него в городе ввели институт назначаемых сити-менеджеров. Теперь гордума от такого управления отказалась, и в Благовещенск вернулось народное голосование.
– Это был не очень умный эксперимент, — говорит РП Александр Колядин об опыте сити-менеджмента. — Человек, который не избирался, не несет ответственности перед людьми. Он отвечает перед тем, кто его назначил, поэтому действия его не всегда адекватны чаяниям населения. Может быть, где-то за границей институт сити-менеджеров и работает, потому что там бюджет наполняется. Сити-менеджер там — управляющий, исполняющий решения совещательного органа. Избранный мэр ежегодно должен отчитываться перед людьми и представительным органом. Он обязан прислушиваться к народу, поэтому я считаю, что в нашей ситуации, в нашем городе, должен быть именно мэр. Он должен нести ответственность за все — и за адекватные, и за неадекватные решения.
– А для себя вы определись, за кого будете голосовать на этих выборах мэра? Есть достойный кандидат на это место?
– Определился. Но сильных фигур там пока нет. Я не говорю, что они не способны. Но для того, чтобы работать главой города, нужно обязательно побыть до того заместителем главы, чтобы проникнуться проблемами. А прийти со стороны и начать шашкой махать — мы такое уже видели. Колесов у нас был приезжий губернатор. Мы ни Колесова, ни Кожемяко не избирали сами. Кожемяко, конечно, вроде последний раз и избрался, но изначально его сюда поставили. И именно из-за того, что появляются назначенные чиновники, появляются проблемы из-за их незнания города и области.
Советы для мэра
– Первая проблема города — транспортная, — Колядин объясняет, с чем придется столкнуться новому мэру. — У нас уже наступил транспортный коллапс. Сейчас нужно развивать параллельные улицы. У нас проблема на мосту через Зею. В часы пик — пробка. Около колхозного рынка как начнешь тормозить, так и едешь до моста еле-еле. Считаю, что нужно поставить светофор на Конной — Кузнечной, тогда много машин уйдет на параллельную Кузнечную. Развивать нужно параллельные улицы и расширять главные. Когда эти улицы строились, они на такой объем транспорта не были рассчитаны. Следующая проблема: строительство в городе скоро встанет колом. Потому что нет мощности на ТЭЦ. Пока сделают четвертый котел… Слава богу, хоть начали. Канализационные сети и так идут с перегрузом. Увеличить объем воды не получится. Водоотведение нужно развивать и подачу воды. С электросетями как-то попроще: там объемы монтажных работ меньше. А с канализацией сложнее: у нас одну улицу Зейскую уже два года копают, чтобы коллектор обновить. Но вроде потихоньку дело двигается.
Во время своего правления Колядин начинал ремонтировать одну из крупных дорог города — Чайковского. Ее закончил его последователь Александр Мигуля.
– Смысл ремонта этой улицы был в том, чтобы по ней шли автобусные маршруты, не попадая на железнодорожные переезды. У нас седьмой маршрут через два переезда скакал. Я и рассчитывал пустить автобус по Чайковского, чтобы исключить эти пересечения. Плюс там дом престарелых, Хладокомбинат. Там транспорт нужен. С начальником Мостоотряда мы потом договорились там мост построить. Это все было сделано. А потом пошли сити-менеджеры, и вообще ничего не делалось, — вспоминает Колядин. Но тут же оговаривается: не делалось не потому, что назначенные главы не хотели работать.
– Все зависело от финансирования: давали денег — делали, не давали — не делали. Вот почему, например, Павел Березовский ничего не делал? Не давали ему денег, а может, и не просил. Так же и тот же Неведомский (Николай Неведомский, первый сити-менеджер Благовещенска — Примеч. РП.). А Козлову (и.о. мэра — Примеч. РП.) сразу сейчас карт-бланш дали, вот у него и «работа идет — результат виден». Думаю вот, какая работа идет у него?.. — это Колядин перефразирует предвыборный лозунг кандидата Козлова.
Дороги, трубы, благоустройство — сегодня, по словам Александра Колядина, деньги на все это не только сити-менеджеру, но и избранному мэру придется просить и выбивать. По его словам, руки у муниципальных чиновников связаны законом о местном самоуправлении.
– Местное самоуправление на сегодняшний день очень слабое. Бесконечные реформы ведут только к подорожанию всего в городе. Ситуацию можно исправить, наполнив бюджет. Когда я работал, бюджет был дефицитен. Но мы понимали, сколько налогов у нас останется. А сейчас, хоть надорвись, закон есть закон. Местную власть полностью обескровили. Первый Закон о местном самоуправлении (от 2003 года — Примеч. РП.) был не совсем совершенным, но он был корректнее. Все налоги, которые собирались на территории города, разделялись на три уровня. У муниципалитета заинтересованность была в наращивании налоговой базы. А сегодня (после принятия новой редакции закона в июле 2014 г. — Примеч. РП.) у муниципальной власти остались только земельный налог да налог на имущество. А все увесистые налоги ушли в центр. Поэтому муниципалитеты сегодня нищие. Ничего они практически сделать не могут: сидят, ждут денег.
Колядин признается: он хотел бы, чтобы управлять городом начал глава, заинтересованный в работе, а не в том, чтобы уберечь и приумножить свой бизнес.
– Проблема российской власти в том, что каждый чиновник имеет свой свечной заводик, — говорит экс-мэр. — И принять объективное решение, если оно касается его заводика, он не может. Он начинает выдумывать, как обойти. В итоге и получается такое законодательство…
– А чем-то еще личный интерес может помешать работе мэра?
– Когда деньги дают, они расходуются по-другому. Когда тысяч по сто кто-то дает, появляются соблазны. А когда дают миллионы — начинаются распилы.
Мэр ушел, вопросы остались
К своим преемникам и амурским властям у Колядина остались вопросы. Например, о том, зачем устранили городское управление здравоохранения.
– Хорошая была структура, работала нормально. Сейчас жители Прогресса там митингуют против закрытия родильного отделения. Даже стоматологи будут к ним приезжать в среду и в пятницу. А если зуб вот у меня в понедельник разболелся, что делать? «Оптимизация». В поселках фельдшерско-акушерские пункты ликвидируют. Не видно сейчас системной работы в этой области. Городское здравоохранение было достаточно эффективным. Но сегодня врачи поменяли отношение. Но, не потому что врачи циничные, а система их так загоняет. Сегодня непонятно, кто ответственный. И раньше были врачи-хамы. Но в общей массе люди работали и сочувствовали пациентам. А сегодня все это перекидывают друг от друга, как лишнее «через забор».
Напутствие будущему главе у Колядина оказалось только одно:
– Быть самостоятельным и прислушиваться к людям. Нужно брать на себя ответственность за все, это сложно. Социум — это такое емкое понятие. Одному нравится, что тут перекопали, он понимает, что здесь будет инженерная сеть, а другому сейчас неудобно прыгать через яму.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости