Новости – Титульная страница












Титульная страница
Эко Твери
Боярышник гибкий «Скорбященский» на ул. Володарского в центре Твери. Имеет статус «дендрологические парки и ботанические сады». Фото: Святослав Сирин
Экологические проблемы региона подтверждаются фактами, но не официальной статистикой
24 сентября, 2013 09:17
4 мин
Экология — сравнительно новая тема в повестке дня современного общества. Поэтому в развивающихся странах «зеленый интерес» зачастую становится издержкой слишком стремительного роста. Но бывают и более запущенные ситуации — когда власть и общество не могут выработать механизма сохранения достойной среды обитания из-за собственного разгильдяйства и, что более страшно, — равнодушия.
Именно так и случилось в Твери. За четверть века жизни при новом общественном строе «чистый город добрых людей» (лозунг экс-мэра Олега Лебедева) превратился в большую помойку. Куда ни посмотри — кругом проблемы, касающиеся буквально любой сферы защиты и сохранения окружающего мира — земли, воды, воздуха.
Все начинается с малого: организация вывоза мусора и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО). О проблеме городской свалки и новом мусороперерабатывающем заводе мы уже писали — вывозить ТБО сейчас некуда, а делать деньги на мусоре — слишком большое искушение для городских теневых магнатов, чтобы от него отказаться в угоду современным технологиям. Но отходы жизнедеятельности нужно еще собрать. Переполненные мусорные контейнеры — обычное явление для Твери, а цивилизованный мусоропровод в многоэтажках постройки 90-х давно запаян и «отбит» жильцами на кладовые.
Вслед за мусорным ветром дует ветер Калининской АЭС, чьи четыре энергоблока обслуживает город-спутник Удомля в 120 км от Твери. Довелось многое слушать о воздействии радиации и безопасности атомных станций, и пока это скорее вопрос веры, ведь информация гуляет полярная. Мы можем ограничиться лишь косвенными факторами. Несмотря на то, что радиационный фон вокруг станции по показателям в онлайн режиме даже ниже нормы, город Удомля, по данным с 1996 по 2005 год (еще до ввода в эксплуатацию четвертого энергоблока) лидировал в регионе по смертности от отравлений, новообразований и болезней системы кровообращения.
По данным той же статистки, из общего числа умерших в регионе более 2/3 составляют пенсионеры, а основными причинами летального исхода являются болезни системы кровообращения (77%) и новообразования (11%).
Далеко не все ладно в Твери и с водой. Очистные сооружения водоканала строились в 60-70-х годах ХХ века, сети водоснабжения не отличаются новизной, а существующие водозаборы берут воду рядом с Тверцой и Волгой чуть ли не в самых загрязненных местах. Предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых вредных веществ превышены даже официально – это при том, что заборы по городу осуществляются далеко не в каждом районе.
Между тем горожанам известно, что, к примеру, Заволжью с качеством воды более или менее повезло, в отличие от Южного или Центрального, где чувствительные кофеварки не выдерживают воду из-под крана даже с предварительной длительной фильтрацией. Многие тверичане уже отказались от употребления водопроводной воды. Что там пить — даже купаться в черте города специалисты категорически не рекомендуют.
Город считается довольно «зеленым», и многочисленные лиственные деревья спасают горожан, очищая воздушные массы, в которых, по данным того же доклада, превышена ПДК формальдегида и бензапирена. Правда, лишь 4% территории Твери являются особо охраняемыми природными территориями в статусе «памятник природы»: Комсомольская, Бобачевская, Березовая, Первомайская рощи, Ботанический сад ТвГУ, парк «Сахарово». Но никто не даст гарантий, что впоследствии запросы города их не «съедят» — первые звоночки раздаются вокруг Бобачевской рощи.
Неблагоприятную экологическую ситуацию довершают перманентные экологические катастрофы местного масштаба. В 2005 году недалеко от Ржева в результате железнодорожной аварии на землю вылилось около 700 т мазута. Крупная река Вазуза превратилась водоем с катастрофическим превышением ПДК — более чем в 110 раз.
Зимой 2013 года крупная авария произошла в Юности. Все пошло в реки города, и, несмотря на вмешательство прокуратуры, ситуацию никто не контролировал. В целом «лучшие друзья» горожан — коммунальщики с завидной регулярностью портят экологию Твери, отравляя и без того не благополучную жизнь горожан. В последний раз квартиры жителей одной из многоэтажек затопило фекалиями.
Экологи города выделяют шесть особо неблагополучных и загрязненных зон. В «термоядерный» коктейль добавляется спуск в реки сточных вод, шумовое загрязнение от автомобильных потоков и полетов военной авиации, вырубка близлежащих лесов и т.д. Не стоит удивляться, почему зимой снег в городе далеко не белый, хоть еще и не совсем цветной.
Корреспондент «Русской планеты» обратился за комментарием к Александру Сорокину, кандидату биологических наук, доценту, завкафедрой экологии ТвГУ, директору «Экологического центра» при университете.
– В городе действует один-единственный пункт мониторинга атмосферы, поэтому установить наиболее или менее загрязненные зоны нельзя, — рассказал Сорокин — Главный источник загрязнения атмосферы и всей окружающей среды — автотранспорт. Но даже не эту страшную опасность сейчас надо ставить на первое место. Стремительно и безвозвратно продаются и вырубаются «зеленые легкие» Твери. За несколько лет, по нашим неполным данным, уничтожено 27,8 га садов и парков. Необходимо срочно спасать природное наследие города: установить охранные зоны для памятников природы и придать статус особо охраняемых природных территорий пока еще не уничтоженным природным уголкам Твери. А то у нас получается, что экологические программы всякий раз изобретаются заново и «велосипеды» получаются весьма неказистыми.
Будь у города в числе прочего благополучная экология, не возникла бы такая плачевная ситуация в сфере медицины. Проходящая в регионе диспансеризация среди взрослого населения показала, что почти у 60% выявлены заболевания, требующие медицинского вмешательства. У каждого десятого повышен уровень холестерина, еще чаще встречается артериальная гипертония. В числе лидеров — сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, онкология.
Однако на этот счет в областном клиническом кардиологическом диспансере Твери корреспонденту «Русской планеты» ответили скептически. Главврач учреждения, кандидат медицинских наук Игорь Эльгардт, являющийся также зампредседателя комиссии по охране здоровья граждан и демографии Общественной палаты Тверской области, считает, что объективных данных по влиянию экологии на ту же сердечно-сосудистую систему тверичей нет:
– На сегодняшний день мы констатируем, что возраст инфарктов, инсультов, других тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы сильно помолодел. Речь идет уже о 30-летних пациентах. Но связать этот феномен с чисто экологическими проблемами не представляется возможным. Скорее нужно говорить об изменении самого жизненного уклада — бешеном темпе и связанном с ним стрессе. И о том, что сердце, сосуды являются наиболее уязвимыми органами человека. Правда, могут быть причины и экологического характера, которые просто не поддаются анализу даже при современном состоянии медицины. К примеру, мелькомбинат в центре Твери постоянно очень дурно пахнет, но на это нет никакой реакции властей, хотя, вероятно, выбросы предприятия оказывают некоторое негативное воздействие на горожан. Что касается стереотипа о негативной близости атомной станции, то это бездоказательное мнение. Радиационный фон четко отслеживается и является даже более низким, чем принятые нормы.
Нынешний год в России — год охраны окружающей среды. Не повод ли это, прежде всего, для городских властей задуматься, как можно качественно перейти к системному мониторингу экологической ситуации в регионе?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости