Новости – Титульная страница












Титульная страница
Дорого или по карточкам

Фото: Павел Лавров
Проезд в городском транспорте подорожает, но оплачивать его будет удобнее
18 ноября, 2013 20:01
4 мин
Низкая стоимость пассажирских перевозок — это часть социальной политики Кузбасса. Цена поездки в муниципальном транспорте остается пока одной из самых низких в Сибири. Действующий тариф по Новокузнецку — 12 рублей, для льготников и пенсионеров — 4. Речь, конечно, о муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах. Частные маршрутки обходятся дороже — 16 рублей за поездку. Но и это по сравнению с соседними регионами — сущие копейки.
Обращение о повышении цены проезда транспортники отправили в Департамент цен и тарифов и губернатору Аману Тулееву. Главный аргумент — экономический. Себестоимость перевозки одного пассажира — 29 рублей. А разницу приходится компенсировать. За льготные категории граждан доплачивает бюджет, остальное списывается как издержки. Отсюда берется нехватка денег на покупку горюче-смазочных материалов, на зарплаты, на оплату прочих счетов. Да еще глава города обрадовал: новая бюджетная политика строгой экономии такова, что со следующего финансового года муниципальные предприятия больше не смогут рассчитывать на глобальную поддержку городской казны. Теперь транспортные предприятия должны зарабатывать сами. Хотя еще в текущем году они получали приличную дотацию: 873 млн рублей. Управление социальной защиты возмещало затраты на перевозки льготников, коих в полумиллионном Новокузнецке — около 100 тыс. человек.
Поставленные в режим выживания транспортники предлагают повысить тариф — заранее просят 5 рублей, чтобы, поторговавшись, выгадать хотя бы 3. Если они получат согласие, то проезд в городских автобусах и электротранспорте подорожает как минимум до 15 рублей. Иначе не получится даже приблизиться к выполнению поставленной мэром задачи: 100 млн прибыли.
– Если не кривить душой, 100 млн собрать, конечно, нереально. Но попробовать надо, деваться некуда, — вздохнул начальник городского управления по транспорту и связи Николай Гаврилов. — Эту работу предприятия уже начали. Они предоставили нам планы, администрация их рассмотрела. Мы поняли, что резервы транспортники все-таки нашли. Зарабатывать же можно не только за счет перевозки пассажиров. Они будут сдавать в аренду свои площади. Предоставлять услуги по ремонту транспорта. Тарифы на аренду повысили до 200%, только это дает в месяц дополнительных 300–500 тыс. рублей. К тому же прибыль можно увеличить и за счет экономии.
Сейчас каждое транспортное предприятие определяет коэффициент полезности каждого работника. Этот показатель скажется на зарплате. Кто много работает, тот выиграет в деньгах. Кто недостаточно — будет получать меньше. Мониторинг затронет весь штат предприятий. Речь не только о водителях и кондукторах, но и о ремонтниках, электриках, служащих, руководителях.
Большую экономию обещает работа по исследованию электросетей городского транспорта. В первую очередь тех 20 подстанций, что обеспечивают энергией трамваи и троллейбусы. Поставщик дает переменное напряжение в 380 вольт. А чтобы получить так называемую тягловую электроэнергию, нужен постоянный ток в 600 вольт. Чтобы подать его на транспортные сети, идет процесс технического преобразования. Именно на этом этапе идет заметная потеря энергии. Если устранить ее, только на электричестве транспортники смогут сэкономить более 10 млн рублей в год.
На днях областная коллегия рассмотрела вопрос о переводе всех муниципальных автобусов на газ. Но на местах специалисты смотрят на это скептически.
Нынешний парк технически устарел. Средний износ машин составляет более 60%. На подавляющем большинстве автобусов используются дизельные, а не бензиновые двигатели. Переводить дизельную систему на газовое топливо очень дорого. Нужно специальное оборудование. Стоимость каждого комплекта — около 100 тысяч. К тому же такое газовое оборудование взрывоопасно и не подходит для пассажирских перевозок с точки зрения принятых стандартов безопасности.
– Перевести разом все автобусы на газ не получится. Точнее, этот процесс должен быть постепенным, — уверен Николай Гаврилов. — Газ как топливо, конечно, дешевле. Для работы двигателя с инженерной точки зрения приятнее. Экологичнее в конце концов. Но для газа на автобусе нужен специальный двигатель. И на заводах-изготовителях имеются машины, сразу укомплектованные безопасными газовыми двигателями. Постепенно, по мере обновления парка пассажирских предприятий можно будет перевести городской транспорт на новые системы. Правда, новых автобусов Новокузнецк может себе позволить за год всего несколько штук. Так что процесс этот растянется на годы. А ставить кустарное оборудование на имеющиеся дизели нецелесообразно.
Областная коллегия учла пожелания транспортников. Чиновники обещают, что скоро в Кузбассе примут специальную целевую программу. В ней учтут и строительство новых газовых заправок для автобусов, и льготы по транспортному налогу для модернизированных машин.
Главное новшество, которое напрямую затронет каждого пассажира — электронные транспортные карты.
– Это народная карта, как мы ее называем. В 2014 году эти карты будут уже точно, — рассказал депутат горсовета Андрей Кузнецов. — Они необходимы для города. И убьют двух зайцев сразу: и средства бюджета сэкономят, и смягчат удар по кошельку горожан повышением тарифа.
Транспортная карта — аналог обычной электронной банковской карты. Современная замена проездному билету. Ее обещают раздавать горожанам бесплатно и вообще сделать доступной: любой желающий экономить на проезде сможет обзавестись ею через торговые сети, в отделениях банков и так далее. Первыми карту получат льготники.
– Оплата проезда будет выглядеть так: не мелочь кондуктору отсчитываешь, а проводишь картой по считывающему устройству, — рассказывает Андрей Кузнецов. — Бабушка-пенсионерка один раз попробует, как это работает, и она все поймет. Не сложнее компостера система-то, помните, как в автобусах и троллейбусах надо было дырки в билетиках ставить?
Затраты на оснащение транспорта электронными кассами берет на себя банк, который будет предоставлять городу эту услугу. Деньгами тоже можно будет платить. Но покататься в общественном транспорте за наличный расчет выйдет дороже.
– Бояться этих карт не нужно. Это те же проездные билеты, всем уже хорошо знакомые, но более универсальные. Их сложно подделать. Они более долговечные. В перспективе могут использоваться для всех видов социальных платежей. Банки, которые предоставляют эти услуги, они заинтересованы в том, чтобы предоставить услуг как можно больше, чтобы эти карты стали популярны. Так что они дополнительно обещают некоторые льготы. В любом случае эти карты будут совместимы с крупными платежными системами. Так что при желании их можно использовать и как электронные кошельки, — уверяет начальник управления по транспорту.
С помощью введения транспортных карт авторы проекта хотят наконец-то убрать огромный разрыв в условиях проезда на частных маршрутках и на городском транспорте.
– С их появлением жителю не надо долго ждать муниципальный автобус, — уверяет депутат Андрей Кузнецов. — Он может зайти в любую маршрутку, которые ходят очень часто и проехать в ней по муниципальной цене, если он расплачивается с помощью транспортной карты. Так мы увяжем в единую цепь весь городской общественный транспорт, в том числе частников. Чаяния предпринимателей долго оставались в стороне. Цены на проезд сдерживали. Понятно, что и перевозчикам надо выживать. А частники компенсации от бюджета не получали. Если они оборудуют свои автобусы этой электронной системой, то они тоже попадут под эту программу. Оборудование бесплатно дает банк.
Введение карт позволит вести автоматизированный учет пассажирских перевозок. Чем это выгодно горожанам? Благодаря полученной статистике управление по транспорту сможет скорректировать графики движения транспорта. Чтобы в часы пик не было переполненных автобусов с давкой и нервотрепками.
– Едет из Ильинки по утрам много народу: мы пустим больше автобусов повышенной вместимости, — рассказывает начальник управления по транспорту Николай Гаврилов. — Днем поток меньше, так не будем порожние автобусы гонять. Это опять же и пассажирам на благо. Сможем найти маршруты, где люди едут с пересадками и платят в двух автобусах за одну фактическую поездку. Значит, сможем организовать новый маршрут, чтобы эта линия стала единой.
Благодаря учету компенсировать перевозчикам затраты на перевозку льготников можно будет по факту, а не как сейчас — по среднестатистическому нормативу.
– Льготник провел картой по считывающему устройству в автобусе, нам поступила информация: надо эту поездку оплатить. Компенсировать перевозчикам ту разницу в цене, что существует между обычным билетом и льготным. А за неиспользованные льготные поездки бюджет платить уже не будет, — поясняет депутат Кузнецов. — Эта система гораздо более прозрачная и экономия очевидна.
За право предоставить городу услугу по изготовлению, внедрению и обслуживанию транспортных карт сейчас борются два крупных банка. Победит тот, кто осуществит проект на самых выгодных для города и горожан условиях.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости