Новости – Общество
Общество
«Школа не виновата, виновато конкретное лицо»
Фото: Мария Крючкова/ТАСС
В Омской области директора сельской школы уволили и оштрафовали за оскорбление ученика
19 июня, 2015 16:43
10 мин
В Октябрьской средней общеобразовательной школе после вмешательства прокуратуры уволили директора Бориса Щедрова. Кроме того, экс–руководитель учебного заведения заплатит штраф в 30 тыс. рублей.
По данным ведомства, 3 марта 2015 года Борис Щедров проводил в фойе на втором этаже школы репетицию выступления школьников к конкурсу строевой подготовки. Один из восьмиклассников отказывался выполнять команды.
– Педагог взял подростка за шею и вытолкнул из строя, после чего схватил за челюсть и выразился в его адрес грубой нецензурной бранью, — рассказала РП старший помощник прокурора Омской области Татьяна Бородина, — а когда школьник не подчинился повторно, директор опять оскорбил его на глазах одноклассников, унизив его честь и достоинство.
Родители мальчика обратились в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, провели расследование. По результатам проверки прокурор Горьковского района Омской области вынес постановление о возбуждении в отношении директора школы дела об административном правонарушении. Мировой судья признал педагога виновным в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в публичном выступлении), и обязал его выплатить штраф в размере 30 тыс. рублей. Директор решение судьи обжаловал в апелляционном порядке, но судебное решение было оставлено без изменения.
«По результатам рассмотрения представления прокуратуры директор образовательного учреждения освобожден от занимаемой должности», — сообщили в пресс-службе прокуратуры.
– Я никогда не слышала от Бориса Васильевича нецензурной брани, — отметила РП одна из бывших учениц педагога. — Наоборот, могу сказать о нем только хорошее. Да, он своеобразный человек, мог обругать нас, если шумели и не были готовы к уроку. Но это было в шуточной форме, никто из моих одноклассников не обижался. Он преподавал у нас историю, был очень увлечен своим предметом. Когда мы выпускались, он сидел с учениками, бывало, и до десяти вечера, помогая готовиться, очень переживал за нас. Предметник он прекрасный, и я с уверенностью могу сказать, что знаю историю, благодаря ему. Для школы он тоже много всего сделал. Раньше наш ремонт заключался только в том, чтобы что-нибудь покрасить. Борис Васильевич «выбил» пластиковые окна, новые двери, компьютеры. Он умел находить спонсоров, пользовался связями. Подчеркиваю: лично я ни разу не слышала от него нецензурных слов. Накричать мог, да. Но не обидно. Я могла бы все это сказать в открытую, не скрывая своего имени, но, поймите, я живу в деревне, и мне здесь жить дальше.
Борис Щедров, учитель истории, принял руководство школой в 2007 году. На сайте учебного учреждения отмечается, что экс-директор в 2007 году стал победителем районного этапа конкурса «Учитель года» и финалистом областного. Кроме того, он является обладателем Президентского гранта.
А учащиеся школы неоднократно становились лауреатами различных конференций: всероссийской по литературе, областной по литературе, областной по геометрии и психологии, областной по алгебре, есть свой призер областного этапа олимпиад по правоведению. Ежегодно дети принимают участие в районных предметных олимпиадах, где занимают призовые места.
Корреспондент РП дозвонилась в школу, в которой проходил педсовет, обсуждающий итоги итоговой аттестации.
– Коллеги, кто-нибудь хочет сказать что–либо в защиту Бориса Васильевича? — Обратился собеседник РП к собравшимся. — Вы знаете, никто не хочет. Наговорились уже. Школа функционирует. Пытаемся забыть и жить дальше. Я думаю, не стоит защищать человека, совершившего этот поступок. Сама школа не виновата, виновато конкретное лицо. Вот аттестация прошла у нас без сбоев. Мальчик, про которого вы спрашиваете, закончил восьмой класс и сейчас проходит летнюю практику. Это обычный сельский мальчик, не хулиган, не умственно отсталый. Может и подраться, и поработать. Из обычной небогатой семьи. Самый обыкновенный ребенок, грозой школы или известным хулиганом никогда не слыл.
Педагоги, знакомые с конфликтной ситуацией, не оправдывают бывшего директора, но категорично судить отказываются. По их словам, потеря учительского авторитета может привести к «катастрофе школьного масштаба». Детей защищают сразу несколько ведомств и учреждений, а кто защитит учителя?
– Отстранение директора этой школы — тревожный звоночек и, я уверен, негативно отразится на общем фоне в преподавательской деятельности всех учебных заведений. Получается, что неподчинение директору школу, заметьте, не просто предметнику, уже не является местным правонарушением. Мне не нравится говорить «Вот в наше время…», но сказать я так вынужден. Вот в наше время привод к директору был настоящим наказанием. «Тебя вызывают к директору» — вспомните и вздрогните! А здесь ученик в присутствии детей и учителей, которые подчиняются руководителю школы, оскорбил директора тем, что отказался подчиняться ему в рамках учебного процесса: не мусор же его заставляли выносить. Он нарушил школьные правила, не отреагировал на замечание и продолжил клоунаду. Трудно мне найти варианты поведения педагога, чтобы он мог сохранить свой авторитет, учителей просто поставили заложниками системы, — комментирует РП учитель математики Евгений Мартисян.
– Здесь прослеживается стечение сразу нескольких обстоятельств, — говорит РП школьный психолог Ирина Зайцева. — Если абстрагироваться от конкретных персонажей, то картина следующая: строевая репетиция, дети устали и хулиганят, педагог нервничает. Что такое строевая подготовка? Это бесконечные нудные команды, требование их четко и слаженно выполнять. Шаг влево, шаг вправо — неудача и все заново. Если ребенок гиперактивен, то для него подобное мероприятие — настоящая мука. Педагог должен знать об этом и уметь сглаживать конфликт. Волна подростковых суицидов, прокатившаяся по Омской области, заставляет задуматься: так ли уж грубы и бессердечны наши дети.
По словам заместителя директора департамента Информационной политики администрации Омска Виктора Гашеева, регион внедряет систему разрешения конфликтов в школьной среде:
– Администрация организует курсы повышения квалификации для школьных педагогов и психологов. На сегодняшний день обучено более 700 человек, и в 618 школах уже действуют службы медиации, а в 16 сельских районах они созданы в каждой школе. Практика показывает востребованность учителей, родителей, детей в услугах новых специалистов по разрешению конфликтов. Чаще всего к медиаторам обращаются сами педагоги. Перед министерством образования поставлена задача по дальнейшему развитию службы медиации в системе образования региона. До конца 2016 года такая служба должна появиться в каждой школе Омской области.
UPD 22.06.2015
Борис Щедров после опубликования материала дал РП свои комментарии.
– Я выставлен перед читателями монстром. Чтобы понять, что есть правда, а, что есть ложь, надо дать возможность людям узнать о данном инциденте с двух сторон. Во–первых, данное событие репетиции проходило не 3 марта 2015 года, а 3 февраля 2015 года, во–вторых, по вопросам шеи, челюсти работал профессиональный областной следственный комитет (и у меня на руках и в прокуратуре есть отказной материал в возбуждении уголовного дела). Когда мальчик при выполнении команды «равняйсь – смирно» смеется и смотрит вниз, что можно там рассматривать? Набор слов «шея, челюсть, грубая нецензурная брань» упоминают только мальчик и его мама, которой на репетиции не было, а также учитель–филолог с набором дисциплинарных взысканий от директора школы за грубые нарушения в работе, которая якобы сидела в закрытом классе и все слышала. Я в суде задал вопрос «Если вы признаете ее слова правдивыми, почему она не вышла, не остановила меня, не защитила ребенка?». Ведь бездействие должно быть тоже наказано. Но суд как будто не слышит меня, хотя в суде и очевидцы этой репетиции отрицают нецензурную брань.
И мальчик не такой уж обычный сельский мальчик, как о нем написано. В 7 классе он привлекался на административную комиссию за неоднократное воровство. Воровал у учителей из кошельков деньги. Мальчик признался в этом, а мама учителям возвращала деньги. Мама плакала, просила не подавать в полицию заявление. Пожалели мальчика, маму, семью, ведь отец у них официально нигде не работает. Да, мальчишка работящий, к труду приученный, но жестокость, которую он часто видел, переносил на младших, обижал их, ловчил, но старших боялся. Вот такой обычный сельский мальчик.
И дальше в деле все кувырком. Пишут «родители обратились в правоохранительные органы» . Опять поясняю, как было на самом деле. 3 февраля состоялась репетиция, 6 февраля ребенок на физкультуре получает «5», о чем есть запись учителя в журнале, 6 февраля вечером к мальчику домой со слов самого ребенка «приехали старый директор школы Валентенко и местный участковый. Они заставили написать маму заявление, мама этого не хотела. 11 февраля сам участковый на своей машине повез ребенка на экспертизу. Значит, кому – то это было надо.
И дальше в деле все кувырком. Пишут «родители обратились в правоохранительные органы» . Опять поясняю, как было на самом деле. 3 февраля состоялась репетиция, 6 февраля ребенок на физкультуре получает «5», о чем есть запись учителя в журнале, 6 февраля вечером к мальчику домой со слов самого ребенка «приехали старый директор школы Валентенко и местный участковый. Они заставили написать маму заявление, мама этого не хотела. 11 февраля сам участковый на своей машине повез ребенка на экспертизу. Значит, кому – то это было надо.
Может, кому–то нужно это место директора? Но, простите, господа, зачем при этом надо замешивать ребенка? Или все методы хороши? Непорядочно. Мне чуть раньше предлагали уйти по собственному желанию. И я, как человек, который знает и любит свою работу, спросил: «Почему я это должен сделать?». Молчание. Я отвечаю за свои слова: вольностей и грубости я не совершал, грубых нецензурных слов не говорил, тем более, там были еще 10 человек, среди них 2 опрошенных учителя, которых видели все дети. Это хорошая теперь лазейка убирать неугодных, неважно кому, учителей.
Сейчас я уже совсем уверен, раньше еще сомневался, что все, что происходит вокруг меня, сфабриковано. Вытолкнули, но очень грубо. А про школу, что написано на сайте, все полная правда, можно еще много хорошего написать. У нас замечательная школа. Просто обидно до боли за всех учителей, которых вот такие милые дети еще не раз заставят плакать от беспомощности в отдельных ситуациях и полной не защищенности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости