Новости – Люди












Люди
«Дети в шутку называли мой кабинет вытрезвителем»

Сергей Дедов. Фото из его личного архива
Как директор сельской школы за три года превратил ее в теплое здание с огородом и гаражом
4 декабря, 2015 14:06
7 мин
Сергей Дедов стал директором школы в Дмитряшевке в 2012 году. Вместе с должностью он получил практически не отапливаемое здание с прохудившейся крышей и еще четыре подразделения в соседних селах. Сейчас в теплой школе новая крыша и полы, в теплицах растут овощи, а во дворике скоро появится фонтан. Корреспондент «Русской планеты» съездила в Дмитряшевку.
У входа в дмитряшевскую школу сталкиваюсь с директором, который спешит куда-то с инструментом в руках.
– Эх, не успел закончить ящик для теплицы, — вздыхает он, и мы проходим в его кабинет.
– Кем вы работали до того, как стали директором?
– Учителем физики в этой же школе. Поэтому о проблемах знал. Ребята в шутку называли мой кабинет вытрезвителем, а на переменах бежали в коридор обнимать батареи.
– Школа вообще не отапливалась?
– Практически. Из 80 имеющихся батарей примерно половина не работала. Когда стал директором, первым делом изменил график работы кочегаров. Если раньше они включали котлы утром, а выключали уже в обед, то теперь работают постоянно.
– И школа начала прогреваться?
– Точнее, она перестала остывать. А газ за счет равномерной подачи удалось сэкономить. В подарок за это администрация села выделила деньги на покупку новых батарей. Старые я перебрал, прочистил и повесил в спортзале вторым рядом, чтобы ребятам было теплее заниматься физкультурой. Помимо этого, полностью заменил ветхие окна и двери на новые.
После решения проблемы отопления Сергей Дедов на полгода «утонул» в бумагах. А 31 декабря 2012 года ему позвонил академик Иван Дедов, главный эндокринолог страны, который когда-то окончил дмитряшевскую школу. Спросил, не надо ли чем помочь. Так у школы появился очень хороший спонсор.
С наступлением тепла директор первым делом раскорчевал пришкольный участок, большую часть которого занимали заросли. Со временем на участке стали выращивать капусту, лук, морковь, свеклу и немного болгарского перца. Сейчас в теплице зеленеют огурцы, лук, петрушка, укроп, зимуют цветы. Дедов говорит, что планирует выращивать и тюльпаны. За этим хозяйством смотрит школьный библиотекарь, агроном по образованию. За счет экономии на закупке основных овощей в столовой появились фрукты и соки.
– Вы с какой стороны подъехали? — внезапно спрашивает Сергей Дедов.
– С заднего двора школы.
– Тогда представьте, что раньше по этой дороге можно было проехать лишь на одной машине. С обеих сторон росли клены, ветви которых уже начали смыкаться. Для того чтобы их убрать, районная администрация выделила трактор, а я договорился с местными фермерами, чтобы они помогли вывезти деревья. Их выкорчевали, и я прокультивировал землю. Теперь планирую посеять на ней газонную траву.

Дети на субботнике. Фото из архива школы
– Фермеры тоже спонсируют школу?
– Да, практически все. А их в селе более двадцати. Был даже один человек, к которому я не обращался, так как знал, что у него серьезные финансовые проблемы. Однако когда школе потребовалась помощь, он сам пришел и дал деньги. Собранных средств хватило не только на ремонт прохудившейся части крыши, но и на то, чтобы построить теплицу и гараж. На следующий год мы сделали внутренний ремонт школы и оборудовали тренажерный зал. С завхозом заменили сгнившие полы, а я поменял везде проводку. Над остальной частью здания крыша появилась лишь в 2015 году. Тогда же были заменены трубы теплотрассы.
Планов еще много. Надо заново покрыть крыльцо центрального входа, поменять раздевалку и сделать внутренний двор с фонтаном и лавочками. Ремонта требуют и многие кабинеты. А в столовой за новыми обеденными столами ребята сидят на старых стульях. Ремонтировать кабинет директора Сергей Александрович собирается в последнюю очередь.
На благо школы трудятся все: и учителя, и дети. Дедов подает им личный пример.
– Когда я был школьником, меня приучили к труду именно таким образом, — говорит директор. — Конечно, сначала среди родителей учеников были противники. Однако со временем осталась только одна семья, которая отказалась, чтобы их ребенок помогал школе и родному селу. Остальные согласие дали. Сейчас уже и сами замечают, что для их детей субботники не проходят напрасно. Если кто-то из ребят бросает на улице бумажку или пустую бутылку, его начинают укорять уже сверстники. Более того, они настолько привыкли к труду, что, когда у кого-то не получается пройти летнюю практику, он сам подходит и спрашивает, не надо ли чем помочь. Когда у одиннадцатиклассников заканчиваются экзамены, а до торжественного вечера остается несколько дней, выпускники приходят помочь с ремонтом.
Сергей Дедов завел среди учеников традицию очищать от мусора родное село. В первый же год, пройдясь по центральным улицам Дмитряшевки, собрали три мешка. Так и повелось. В нынешнем году субботник проводили дважды: в первый раз накануне Пасхи, когда собрали 3,5 телеги мусора, во второй раз в ноябре. Тогда отходов набралось в 2,5 раза меньше.
Директор считает, что любой труд должен быть вознагражден. После уборки мальчишки и девчонки обычно устраивают пикники, которые помогает провести сельсовет. А на Новый год все, кто работал, получают от фермеров сладкие подарки.
Мы уже стоим у выхода, как вдруг Сергей Александрович восклицает:
– Поедем, я вам кое-что покажу!
Садимся в машину, и по дороге он начинает рассказывать:
– В свое время мой дед и отец начали обустраивать в Гудовском логу Богатый колодец. А дед и отец моего друга Геннадия Пополитова взялись за Бедный колодец. Поначалу родники были востребованы, так как воды в селе не было. Когда ее провели в дома, надобность в них отпала. Поэтому, когда родники засыпало, никто даже не подумал их возродить. Но однажды я понял, что жизнь проходит впустую, и решил благоустроить Богатый колодец, а Иван взялся за Бедный.
К роднику ведет лестница, вода стекает в деревянный колодец в виде сруба. По напору струи ясно, что это Богатый колодец.
– Сруб я сделал в память об отце, — замечает мой взгляд директор. — Кстати, вода здесь считается живой. Обратите внимание на ряску.
Немного дальше — другой родник, Бедный. Вода здесь стекает тоненькой струйкой.
– Она считается мертвой, — поясняет Дедов.
Я пробую. По вкусу она совершенно другая.
– Мы с ребятами часто посещаем эти родники. Правда, стоит отдать должное, мусорят на них гораздо реже, чем в селе.
Пока мы разговариваем, подъезжает машина, из нее выходят люди с пустыми бутылками и идут к Богатому колодцу. Спрос на родники все-таки есть и сейчас.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости