Новости – Люди












Люди
«Плоды этого будем пожинать еще десятки лет»
Протест жителей Владимирской области против строительства Марьинского полигона в сентябре 2011 года. Фото: Никита Ефимов.
Депутаты владимирского горсовета намерены закрыть хранилище мусора в Новоалександрово
28 февраля, 2014 18:03
10 мин
Межведомственная комиссия при губернаторе Владимирской области рекомендовала главе Владимира Сергею Сахарову закрыть свалку в Новоалександрово. Мэр не против. На заседании комитета по жизнеобеспечению города, который прошел 21 февраля, Сахаров признал, что не проходит недели, когда он не получает писем на эту тему от жителей Новоалександрово.
Люди бьются за закрытие свалки не первый год. Устраивали пикеты и митинги. Даже обращались в суд, но не смогли доказать там, что свалка приносит неудобства.
– Мы все умираем из-за этой свалки! У многих, кто уходит из жизни, онкология. Дышим этой гадостью, пьем ее, — жалуется жительница Новоалександрова Любовь Сергеева.
– А я сюда даже летом теперь не особо рвусь, — добавляет пенсионерка из Владимира Анна Исакова. Неподалеку от свалки — сады, и у меня там дача. На рассвете встаешь, будто пелена какая-то. И запах отвратительный! Вот всю ночь тряпка висела на улице — теперь пахнет кошмарно. Что только мы ни делали, чтобы эту старую советскую свалку наконец закрыли. Все без толку.
Организация свалки в Новоалександрово началась в 1967 году. Еще в советское время ее неоднократно закрывали. Не работала и по году, и по десять лет.
– В 2005 году начали рекультивацию свалки. Город был вынужден пойти на это. Отходы некуда было везти, иначе мусор надо было бы привозить прямо к мэрии. Сегодня ситуация изменилась, есть другие варианты, — уверен директор департамента природопользования и охраны окружающей среды, главный эколог Владимирской области Алексей Мигачев.
Объем мусора по объективным причинам растет. Очистных сооружений на свалке как не было, так и нет. Есть только вопросы о работе объекта. Один из них: куда исчезает фильтрат?
– Фильтрат — концентрация всего самого вредного, что образуется в процессе утилизации отходов. Его собирают, вывозят, утилизируют. Там вся таблица Менделеева! А если собранного фильтрата в Новоалександрово нет, значит, он весь уходит в почву? — недоумевает депутат владимирского горсовета Вячеслав Зеленин.
Мигачев поясняет, что в год должно образовываться более 14 тыс. м3 фильтрата.
– И они есть, ведь дождь идет, снег тает, — продолжает Мигаев. — Если фильтрата нет в системе улавливания, значит, он как через решето уходит в почву и водные горизонты.
Объект строительства (так свалка называется официально. — Примеч. авт.) эксплуатирует ОАО «Спецавтохозяйство». Руководитель предприятия Владимир Исаев на все претензии отвечает, что работы ведутся в соответствии с утвержденным проектом.
Корреспондент «Русской планеты» выяснил, что экологической экспертизы последних изменений, которые вносились в проект рекультивации свалки, не существует.
– Под видом рекультивации фактически идет захоронение новых твердых бытовых отходов, — считает заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Владимирской области Владимир Цевелев. — Хотя эта свалка не входит в государственный реестр объектов для конечного размещения отходов.
Ситуация в Новоалександрово становится предметом постоянных споров. Кажется, они не кончатся никогда. Сколько у объекта противников, столько и сторонников.
Некоторые специалисты не видят критического вреда от эксплуатации объекта.
Начальник отдела по охране окружающей среды администрации города Владимира, главный эколог Владимира Сергей Сухопаров называет хранилище мусора «советской свалкой, но сделанной по уму». Он считает, что она пока нужна городу. Заместитель главы администрации города Виктор Комиссаров говорит, что в Новоалександрово благоприятная экологическая ситуация. Муниципалитет может контролировать тарифы на вывоз ТБО, и в целом они низкие.
Не согласен с быстрым закрытием полигона в Новоалександрово и депутат городского совета Андрей Маринин.
– Во Владимире 200 свалок, и там с фильтратом все еще хуже, чем в Новоалександрово. В одном месте плохо, в другом еще хуже, — сказал Маринин на заседании комитета по жизнеобеспечению города. — Мне кажется, нам необходимо думать, как облегчить жизнь жителей Новоалександрово. Смотреть, какие преференции в рамках наших полномочий можем дать тем, кто вынужден находиться рядом со свалкой. Например, создавать для них рабочие места или освобождать от уплаты земельного налога.
Рано или поздно кладбище мусора в Новоалександрово необходимо будет закрывать. Действия потребуют внушительных вложений, которые лягут бременем на бюджет города.
– Важно помнить об экономической составляющей. Да, сегодня свалка работает, за привезенный мусор берутся деньги, которые дают и прибыль в бюджет. Однако в итоге мы все равно столкнемся с тем, что свалку необходимо будет закрыть. Потому что там уже сейчас есть превышения некоторых отметок, до которых планировалось дойти только к 2021 году, — говорит Алексей Мигачев. — И тогда нужно будет экстренно вкладывать очень серьезные средства из бюджета города. Десятки миллионов рублей. Есть возможность получить большую часть средств из федерального центра. Но, учитывая позицию Минприроды, нам дадут деньги только под реальный и грамотный проект рекультивации без использования отходов. Либо мы осознанно создаем новый грамотный проект и привозим деньги из столицы, либо ждем серьезных экологических проблем.
С главным экологом Владимирской области согласен глава Владимира Сергей Сахаров.
– Нужно сегодня откровенно, не пряча глаза, признать: никакая это не рекультивация, — сказал он на заседании комитета по жизнеобеспечению города 21 февраля. — В Новоалександрово просто привозят все новые и новые отходы. Плоды этого будем пожинать еще десятки лет. Два с половиной года назад мы были против закрытия свалки, потому что Марьинский полигон был не готов. Сейчас есть возможность сделать все по закону.
Сахаров подчеркнул, что Владимиру нужна дорожная карта по качественной и эффективной рекультивации свалки. Без применения отходов.
– Мы рекомендовали администрации города в течение месяца подготовить план мероприятий по прекращению использования отходов при рекультивации свалки и в этот же срок предоставить варианты данного проекта с привлечением механизмов частно-государственного партнерства, — отметил глава областного центра.
Если отходы везти не в Новоалександрово, то куда? Первым делом на ум приходит не менее скандальный Марьинский полигон, расположенный около деревни Марьинка Камешковского района. Туда в 2012 году незаконно завозили нефтешлам. Жители соседних населенных пунктов в окружении Марьинки тоже бунтуют. У областного управления Росприроднадзора и сегодня есть претензии к объекту. Но они, как говорит Владимир Цевелев, «рабочие», их можно поправить.
Полигон является объектом для конечной утилизации отходов. Он законен. Получив письма от чиновников, связанные с увеличением штрафов, крупные игроки на владимирском рынке перенаправили машины с мусором именно в Камешковский район, на Марьинский полигон.
– Тариф остался прежним. Ни одной копейки не прибавили. То есть жители Владимира никаких неудобств не испытали, — говорит член совета директоров ООО «УНР-17» (организация, занимающаяся уборкой города, вывозом мусора и его утилизацией. — Примеч. авт.) Рауф Фатуллаев. — Мы решили возить отходы на полностью законный объект, чтобы избежать пятикратных штрафов. От сортировки до Марьинского полигона — 31 километр. До Новоалександрово — 24 километра. Рентабельность предприятия немного снизилась, но не критично. Потому что мы же вывозим сразу большие объемы.
С Рауфом Фатуллаевым согласна и генеральный директор фирмы «Чистый Владимир» Янина Афонькина. Ее компания также начала работать с Марьинским полигоном. Тариф не увеличился.
На комитете по жизнеобеспечению города Владимира Сергей Сахаров поделился своими подсчетами. По его словам, вывоз мусора для жителей подорожает максимум на 2 рубля. А может, и вовсе не будет никакого роста.
Важно помнить, что полигон в Камешковском районе входит в официально утвержденную схему генеральной очистки области от ТБО. В нескольких районах Владимирской области построят аналогичные объекты. Когда это будет сделано, пока неизвестно.
По официальным данным департамента природопользования в год минимум 500 тыс. тонн отходов завозят на несанкционированные свалки Владимирской области. Больше всего мусора — в Александровском, Киржачском, Петушинском районах. Летом сюда приезжают дачники из столицы. При этом никаких договоров на вывоз ТБО они не заключают.
Также в «зоне риска» территории рядом с Владимиром, Гусь-Хрустальным, Муромом, Ковровом.
Алексей Мигачев уверен, что в перспективе порядок в «мусорной» теме можно навести, упорядочив процесс работы. Будет несколько законных полигонов — таких, как в Камешковском районе. И будет единая структура, занимающаяся вопросом во всех городах и районах области — так называемый единый оператор по вывозу и утилизации ТБО.
А еще администрация Владимирской области намерена создать в регионе единого оператора, который бы занимался вывозом всего мусора в городах и районах. Его работу будут контролировать чиновники.
– Губернатором принято решение, что необходимо создать единого оператора. Никакого бизнеса там быть не должно. Скорее всего, это будет акционерное общество со стопроцентной долей доходов областной администрации, — делится планами Алексей Мигачев. — Оператор будет заключать договоры с муниципалитетами. Также у него будут функции рассчетно-кассового центра. Тогда мы сможем яснее представлять, сколько мусора и куда было вывезено, как он переработан и сколько денег взяли с населения.
Сегодня существенная часть отходов просто не фигурирует в отчетности. Множатся несанкционированные свалки. Схема с единым оператором успешно действует в Нижегородской области. С ней должно прибавиться порядка и в регионе-33.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости