Новости – Люди












Люди
Освоение государственных денег
Депутаты Законодательного собрания Пензенской области. Фото с сайта ведомства.
Почему в Пензе депутатами чаще всего становятся бизнесмены и сколько они при этом зарабатывают
17 апреля, 2014 08:50
8 мин
Депутаты Законодательного собрания Пензенской области представили сведения о доходах, полученных в 2013 году, и имуществе, которым они владеют. Согласно закону они также раскрыли информацию о доходах супругов и несовершеннолетних детей. Данные опубликованы на официальном сайте Законодательного органа.
Председатель регионального парламента Иван Белозерцев заработал за год 3,976 млн рублей (в 2012 году — 2,575 млн), а его супруга — 508 тыс. рублей (в 2012 — 417 тыс.). Рост зарплаты спикера связан с тем, что нынешний пост он занял в октябре 2012 года. До этого он являлся председателем Пензенской городской думы, получая меньшую зарплату. В собственности у семьи Белозерцевых находятся земельный участок площадью 1044 м2, жилой дом — 408 м2 и квартира — 76,5 м2. Супруга председателя Заксобра владеет также автомобилем Toyota Rav 4.
Согласно официальной декларации, самый богатый депутат пензенского парламента — Олег Букин. За прошлый год он заработал 151 млн рублей. По сравнению с 2012 годом доход народного избранника упал на 60 млн рублей. Его супруга задекларировала 60 млн рублей. Букин владеет группой компаний «Ремстрой», которая занимается пластиковыми окнами и натяжными потолками в Пензе и Заречном. Супруга — индивидуальный предприниматель, издает один из самых тиражных бесплатных рекламно-информационных еженедельников «Наш город».
Букин задекларировал 69 легковых и грузовых автомобилей, не считая прицепов, полуприцепов, автокранов. Кроме того, в собственности депутата несколько административных и нежилых зданий площадью от 74 до 2 тыс. 556 м2, несколько земельных участков.
Вторую и третью строчки рейтинга депутатов-миллионеров занимают известные бизнесмены Ильдар Акчурин (44 млн рублей, производственно-строительная компания «Жилстрой», сеть супермаркетов) и Борис Кулагин (41,99 млн. рублей, председатель совета директоров группы компаний «Континент»). При этом Акчурин заработал на 31 млн рублей меньше, чем в 2012 году, а Кулагин — на 10 млн больше. Вся тройка лидеров входит в состав фракции «Единая Россия» Заксобра.
Единственный из оставшихся в областном парламенте представитель КПРФ Георгий Камнев заработал 1 млн руб. Его бывший коллега по фракции Андрей Зуев, как следует из пояснения к опубликованному документу, сведения о доходах не предоставил «по объективным причинам». В декабре 2013 года его задержала полиция по подозрению в организации преступной группировки, в отношении Зуева следователи СУ СК по Пензенской области возбудили уголовное дело.
Самым бедным депутатом оказался Владимир Колесников — председатель сельскохозяйственного кооператива «Гигант-1». Он заработал за 2013 год всего 283 тыс. рублей.
Самой богатой супругой стала жена депутата Вадима Боринштейна. Ее заработок за прошедший год составил 87,4 млн. рублей. Она владеет известным в Пензе Ювелирным домом «Яхонт».
Представили сведения о доходах и сенаторы от Пензенской области. Владимир Едалов задекларировал 2,509 млн рублей, его супруга — 468 тыс. рублей. Любовь Глебова заработала 6,466 млн. рублей, а ее муж — 59,801 млн рублей.
О качественном составе депутатского корпуса, о смысле и силе отчетности о доходах «Русская планета» поговорила с пензенским политологом, руководителем информационно-аналитического центра «Парето» Анатолием Бодровым.
– На ваш взгляд, почему в депутаты законодательного органа Пензенской области проходят преимущественно бизнесмены?
– В свое время вышла в свет моя монография «Электоральные технологии элит». Мы проанализировали социальный статус депутатов, начиная с первого состава, и выяснили, что постепенно у нас в Пензенской области происходит насыщение законодательного органа представителями бизнеса. Такая тенденция наблюдается с 1997 года. Это был первый состав корпуса, когда бизнесмены заняли большинство мест, вытеснив представителей бюджетных сфер — главврачей и директоров школ, председателей профсоюзов и руководителей тогда еще государственных предприятий. Сейчас мы видим доминирование представителей частного бизнеса. Причем его руководящего звена. Это владельцы, учредители, первые лица. Точно такая же картина наблюдается в Пензенской городской Думе.
– Чем объясняется такая тенденция?
– В Пензенской области установилась так называемая система приближения к власти. Ее элементы наблюдались и раньше, но теперь это прочная система. Суть ее такова: у нас бюджет дотационный, инвестиции в экономику преимущественно государственные. Допустим, реализуется программа строительства домов для ветеранов или детей-сирот. Деньги на это в регион приходят федеральные, а осваивают их местные строители. Представитель строительной группировки, который депутат, имеет гораздо больше шансов на получение заказов, чем тот, кто от власти далек.
– Но ведь проходят торги, и у всех, кто на них заявился, равные условия.
– Да, но все процедуры тендера проходят согласования на всевозможных комитетах законодательных и представительных органов, где как раз сидит тот самый бизнес, который в большей степени заинтересован в освоении государственных денег. Иных крупных инвестиций в Пензенскую область практически нет. Так что бизнес-элита, приходя в органы законодательной власти, предполагает свое участие в освоении бюджетных средств, которые идут по федеральной линии. Все просто: если ты — бизнесмен — сидишь в комитете по распределению бюджетных средств, то с большей вероятностью эти деньги достанутся тебе.
Возьмем пример с Пензенской городской думой. Люди жалуются на неразбериху с транспортом, которая у нас творится. В гордуме сидят представители всех частных компаний-перевозчиков. Они же — в комитете по транспорту. А хуже всех у нас кто живет? Муниципальное предприятие «Пассажирские перевозки Пензы», потому что формально в городской думе никто его интересы не защищает.
– Но почему за них голосуют? Почему раньше голосовали за учителей и врачей, а сейчас — за предпринимателей?
– Проблема Пензы и области — очень низкая явка избирателей. Люди ничему не верят и не ходят на выборы. Ходят 30–40% — в зависимости от уровня выборов. Так вот за последние годы у этих 30% выработалось убеждение или даже миф: бизнесмен хоть что-то мне лично может дать, учитель или врач — ничего не может. Поэтому, чтобы миф не развеивался, все избирательные кампании в Пензенской области начинаются с раздачи пайков и подарков. Сложилась нездоровая практика организации гулянок с едой и выпивкой для электората. И пензенский избиратель привык к этой модели. Этим он отличается от своего коллеги из соседнего региона. Там бизнес, конечно, тоже идет во власть. Но картина другая. Взять, например, Волгоградскую областную думу. Там в депутатах есть руководители крупных предприятий. Почему? Потому что за них голосуют работники, которые понимают: если их начальник будет у власти, значит, на предприятии все будет стабильно и хорошо. У нас крупных предприятий особо нет. Поэтому наша модель — подкуп, на который избирательная комиссия по большому счету не обращает внимания. Я не хочу ставить клеймо на всех. Но, например, если перед очередными выборами прийти в Нахаловку (микрорайон с преимущественно частным сектором. — Примеч. РП), можно увидеть там неделю бесплатного пьянства. Это, на мой взгляд, и есть покупка голосов. Чего бюджетнику или профсоюзному лидеру сделать по известным причинам не под силу.
– Вернемся к декларациям о доходах. То, что люди получили возможность знать, сколько зарабатывает народный избранник, это хорошо?
– Конечно, хорошо. Впрочем, иногда декларации смешат людей. Например, глядя на заработки жен некоторых депутатов, начинаешь четко понимать, что практика записывать бизнес на жену и детей в Пензе есть. Я всегда вспоминаю незабвенного Лужкова. Его как-то спросили, как Батурина столько зарабатывает? На что Юрий Михайлович ответил: «Вы знаете, какая у меня талантливая жена? Если бы я не был мэром, она была бы еще богаче раз в пять». Как только Лужков перестал быть мэром, жена перестала быть видным бизнесменом. Я думаю, многие жены пензенских депутатов превратятся в обыкновенных домохозяек, когда их мужья перестанут быть депутатами. Прямой зависимости нет, но заставляет задуматься.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости