Новости – Люди












Люди
Селедки маршрута № 21
Фото: Нина Кузнецова
Корреспондент РП провела день в троллейбусе, которого скоро не будет
7 мая, 2014 11:47
9 мин
В октябре в Тольятти упразднят первый из 12 запланированных троллейбусных маршрутов — № 21. Он ходит от речного вокзала Комсомольского района до завода «Азотреммаш» через дачные массивы и мимо озера и кладбища. Отменят из-за того, что МУП «Тольяттинское троллейбусное управление» признало его нерентабельным в зимний перерод. Следующим летом вместо него начнут ездить автобусы. Как эти изменения скажутся на пассажирах и тех, кто их обслуживает, выяснила корреспондент РП.
На речной вокзал, откуда начинается маршрут № 21 я пришла в 6:30, за полчаса до первого рейса и не надеялась увидеть ни кондуктора, ни водителя. Но оказалось, что они начинают работать с 6:00: кондукторы получают документы и билеты, а троллейбусы проверяют и приводят в порядок. Водитель Татьяна моет кабину. Говорит, что полы вымыла ещё с утра. Они и правда блестят.
– Десять лет встаю в три утра, — улыбаясь, говорит кондуктор Валентина. — Пришла на один месяц, а работаю до сих пор.
– Хорошо платят?
– У нас почасовая. В среднем по 11 часов в день работаем. Выходные могут поставить в любые дни. А премия зависит от выполнения плана. На 21 троллейбус план 276 пассажиров в день, включая так называемые проездные. Если премии лишают, то совсем нехорошо.
– Вы прикреплены к этому маршруту?
– Прикрепляют водителей. А кондукторы могут работать то на одном маршруте, то на другом, так как на одних маршрутах есть выручка, на других нет.
Ровно в семь утра трогаемся, и на первой же остановке салон заходит дюжина пассажиров с тачками и рассадой. После третьей остановки все сидячие места уже заняты. Люди встают в проходах, ставят ящики с рассадой на пол и пытаются держаться за поручни.
– Водитель, поворачивай! Не всех собрали! — смеется пожилая женщина и тут же обращается к соседке. — Вчера вообще друг на друге ехали на кладбище. Так что, это можно считать, ещё пустой троллейбус.
Кондуктор Валентина объясняет, что вчера был родительский день, поэтому действительно было не протолкнуться. Обычно по этому маршруту ходят четыре троллейбуса по будням и шесть по выходным. В родительский пустили целых девять, но и их не хватило.
– Скажите, пожалуйста, а вы знаете, что 21 троллейбус ходит до октября, а потом его отменят? — спрашиваю я у двух пожилых женщин.
– А до дачи как? — возмутились пассажирки.
– Обещают автобус. А контактную сеть хотят снять для ремонта на других маршрутах.
– Какой ещё автобус? Пустят нам какой-нибудь маленький, и будем там друг на друге сидеть, материться.
– Правда-правда, — подключается ещё одна женщина. — Вы ж поймите, что у нас рассада. В маршрутки с этими тюками куда? Там залезешь, молодежь на тебя косо смотрит, мол, куда со своей рассадой прешь. А на машине тоже не наездишься! У детей работа, не больно им охота со стариками возиться.
Ещё долго троллейбус обсуждает будущие нововведения. В итоге, пассажиры решают: необходимо выяснить, что же будет на самом деле и какие автобусы пустят по маршруту.
Тем временем мы проехали остановки «Озерки», «Автовазагрегат» и «Кладбище». До остановки «Очистные сооружения» доезжают три пассажира.
– На этом участке маршрута 15 дачных массивов, а может и больше, — говорит мне водитель Татьяна, — поэтому в летнее время троллейбус пустым никогда не бывает. Даже на обратном пути есть пассажиры.
– А с «ТОАЗа» и «Азотреммаша» с вами не ездят?
– У них больше 20 автобусов своих, плюс маршрутки здесь ходят, поэтому ездят очень редко. В основном как раз с утра.
В 7:40 мы доехали до остановки «Азотреммаш» и повернули обратно. Маршрут в одну сторону троллейбус проходит за 40 минут. На обратном пути свободных мест оказалось гораздо больше: кто-то ехал с заводов, кто-то с дач. Зато на втором круге количество пассажиров, отправляющихся на приусадебные участки, значительно увеличилось.
– Раздавите сейчас! — закричала какая-то женщина, когда на остановке «Колхозный рынок» вошла последняя партия пассажиров. Прижатая к двери кабины водителя, я снова спросила у пассажиров, знают ли они о судьбе троллейбуса или нет.
– Автобус пустят? А там наши проездные действовать-то будут? — сразу же заволновалась бабушка с граблями в руках.
– Будут.
– Ну, тогда ладно, — успокоилась она.
– И как этот автобус будет ходить? — спрашивает у меня пожилой мужчина. — С каким временным интервалом?
– Пока неизвестно.
– Вы видите, что люди и так битком набились, аж стекла вспотели! И так каждый раз!
– Нет, я не против отмены зимой, — подключается кто-то ещё из пассажиров. — Но летом этот троллейбус не просто нужен, а нужно больше троллейбусов по этому маршруту, чтобы хоть не как селедки в банке себя чувствовать!
После второго круга водитель Татьяна снова протирает полы, подметает и отправляется на обед. Они идет в «Комнату приема пищи». Кондукторы и водители садятся за один стол. Рядом на тумбочке стоит пятилитровый чайник.
– А кто где питается?
– Тут есть столовые Речного порта. А мы в основном обеды берем с собой. На нашу зарплату по столовым больно не находишься. Еду из дома носим.
– Много народу у вас было? — спрашивает диспетчер службы движения Лидия Дмитриевна.
– Так первые два рейса всегда битком же, — отвечают кондуктор и водитель.
– Нам люди постоянно звонят, спрашивают не отменили ли, просят не отменять 21 троллейбус. Все на дачи едут, — говорит диспетчер, обращаясь ко мне. Летом этот маршрут очень нужен, потому что тут и озеро, и дачи, и кладбище. Он очень востребован. Сколько лет работаем, знаем.
– А сколько лет работаете?
– 41 год, — отвечает она.
– Вас даже в планах не было, — смеется Татьяна. — Я сама уже 33 года водителем троллейбуса работаю.
– Ну, так заменят автобусом.
– Автобус сам себя не повезет. У них машины-то есть, а вот водителей нет.
Лидия Дмитриевна рассказала, что ни на автобусах, ни на троллейбусах люди работать не хотят. В депо из сотрудников — только пенсионеры и люди предпенсионного возраста. А молодежь из-за маленькой зарплаты уехала в Москву, Питер и Самару.
– Город-то развивается, поэтому надо не закрывать, а модернизировать! Конечно, нашим троллейбусам уже по сорок с лишним лет, — продолжает диспетчер. — На них работать — терпение нужно какое! Дождик пошел — там течет, тут капает. Зимой холодно как на улице, ломается постоянно. Пока едешь, так и кажется, что развалится прямо сейчас, — подхватывает один из кондукторов. Но ведь поймите, что троллейбус экологически безопасен, что нельзя сказать об автобусах.
На третьем круге людей не так много: среди пассажиров, кроме дачников, есть и молодежь. Основная масса выходит на «Автовазагрегате». Обратно едут с «Азотреммаша», кладбищ и дач.
– К шести вечера я уже 140 талонов продала, — говорит мне кондуктор Валентина. С проездными людей было гораздо больше, значит, на сегодня план выполнили.
Заместитель директора МУП «Тольяттинское троллейбусное управление» по эксплуатации Евгений Кашунин рассказал корреспонденту РП, что маршрут планируется передать «АТП 3» и пустить в летний сезон большой автобус. Будет ли он следовать по всему маршруту троллейбуса № 21 или только по его части, станет известно к концу года.
– На начало года кредиторская задолженность Тольяттинского троллейбусного управления превысила 90 млн рублей, — пояснил РП руководитель предприятия Евгений Растегаев. — Для снижения расходов и увеличения доходной части компании мэрия совместно со специально приглашенными специалистами из Санкт-Петербурга предложила сохранить троллейбусы, но не все маршруты. В планах троллейбусного управления сокращение 162 штатных единиц, пересмотр структуры управления предприятием и сокращение троллейбусных маршрутов вдвое, с 24 до 12. При этом водителей и кондукторов сокращение не коснется. Водителей и кондукторов у нас не хватает, мы сейчас ведем набор сотрудников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости