Новости – Люди












Люди
«Людей стало меньше, а работа осталась та же»
Старший инспектор отдела обеспечения общественного порядка УМВД России по городу Липецку Александр Крупенин. Фото: Наталья Горяйнова
Корреспондент «Русской планеты» провела один день с липецким полицейским, спасшим из-подо льда ребенка
14 марта, 2014 13:39
9 мин
Половина рабочего дня старшего инспектора отдела обеспечения общественного порядка УМВД России по городу Липецку Александра Крупенина проходит за письменным столом.
– Много бумажной работы. Анализ уличной преступности, служебные проверки по нарушениям: выясняем обстоятельства, устанавливаем вину сотрудников полиции. Вот материал лежит по ИВСу (Изолятору временного содержания — Примеч. ред.). Нужно проводить проверку, — рассказывает Александр Крупенин.
8 марта старший лейтенант Крупенин стал знаменитым. Гуляя в выходной день с семьей в парке, он спас из полыньи восьмилетнего мальчишку. В тот же день эта информация появилась в УМВД России по Липецкой области. Отвечая на мой звонок, Александр сверяется с ежедневником: «В 11:00 ко мне приедут телевизионщики, давайте после обеда встретимся».
– Уже два дня практически не работаю, — Александр кивает на стол, заваленный бумагами.
Александр скуп на фразы и молчалив. Это для меня его работа в новинку, а он в полиции уже 17 лет — пришел сразу после армии.
– Почему пришел работать в полицию? — задумывается. — С детства мечтал. Всегда хотел работать в милиции и еще хотел быть водителем. Вот и получилось «два в одном». В 1998 устроился водителем во вневедомственную охрану. Семь лет проработал в группе задержания. Потом перевелся в Правобережный отдел милиции, тоже работал водителем. Получил высшее образование, предложили офицерскую должность. И вот уже пять лет здесь, в отделе обеспечения общественного порядка.
Кроме бумажных проверок Александр проводит проверки патрулей, которые дежурят на улицах города. Он разрабатывает для них маршруты, проводит учебные тренировки и дежурит на всех массовых мероприятиях в Липецке. 13 января, когда по городу проходила эстафета Олимпийского огня, его рабочий день, и без того ненормированный, длился больше 15 часов: с восьми утра и пока концерт не закончился. Липчане с площади Петра Великого в тот день начали расходиться около 23:00.
– Конечно, сложно было работать. Много людей было задействовано. Большая протяженность маршрута: это сколько нужно было человек расставить! Я весь день находился на площади Петра. Расставляли ограждения, металлодетекторы. Но никакого раздражения не было. Люди с пониманием относятся к мерам безопасности на таких мероприятиях. Спокойно стояли в очереди, чтобы через рамки пройти на площадь. Нужно сказать, что люди адекватно реагировали на все замечания. Да, пытались выйти за ограждения, на дорогу выскочить, но серьезного ничего не было.
Обычный рабочий день Александра Крупенина начинается около 9:00 с «оперативки», где рассказывают об обстановке за прошедший день и планах на сегодняшний: по каким улицам пойдут патрули и ожидаются ли в городе массовые мероприятия.
– Наряды расставляет командир, а мы проверяем, как они на маршруте несут службу, — поясняет Александр, выходя на улицу. — Можно и пять нарядов проверить, а можно и пятнадцать — сколько будет в этот день расставлено. Мы проверяем, на месте ли они, опрятный ли вид у них и все остальное.
Все остальное — это происшествия на улицах города. Грабежи, распитие спиртных напитков, наркоманы.
– Наряд перемещается в границах определенного маршрута, ходит по дворовым территориям. Ребята из наряда знают и всякие злачные места, и где проживают негативные элементы.
Александр по рации связывается с нарядом. Выходим на заданную точку встречи на улице Космонавтов. Дежурные вопросы: как служба, сколько задержанных, все ли нормально. Пока происшествий не было. Александр говорит, что у всех уличных преступлений свой сезон — зимой чаще отнимают сумки и сотовые телефоны. Как только потеплеет, начнут срывать золотые цепочки с женщин.
Еще один бич липецких дворов — молодежь с бутылками пива. Раньше полицейские могли сделать только замечание. Александр говорит, что после ужесточения областного закона и запрета на продажу пива в киосках выпивающих на улицах стало меньше. Но вместе с тем стала очень распространена продажа наркотических «солей» и «миксов» — такими объявлениями обвешаны и расписаны стены многих домов.
– Попадаются наркоманы. Но «выпускники», то есть те, кто распространяют эти «соли», под наше законодательство подстраиваются. Изменили состав — он уже не попадает под закон, и получается, они фактически ничего не нарушают. Законодатели пытаются успеть за ними, почаще обновлять списки.
Задаю вопрос, который терзает уже несколько лет: а что изменилось при смене милиции на полицию. Александр задумывается:
– Только то, что форма поменялась да прошла переаттестация. Много людей несоответствующих было уволено. Остались самые достойные. Соответственно, возросла нагрузка, так как людей стало меньше, а работа осталась та же.
Выходные у Крупенина — редкость. Суббота и воскресенье — это просто очередные дни недели, которые могут стать рабочими. 8 марта для Крупениных был вдвойне праздничным днем. В доме три женщины: жена и две дочки, и у главы семьи был выходной. В такие дни Александр любит повозиться в гараже с машиной и пообщаться с детьми. Утром решили выйти всей семьей на обязательную прогулку — у четырехмесячной Даши строгое расписание. Семья гуляла по окраине парка. Александр разговаривал со старшей Настей, когда краем глаза увидел тонущего мальчика. Тот даже не звал на помощь, а испуганно пытался выбраться из полыньи.
– Я не видел самого момента, как мальчишка провалился. Вижу только, голова из воды торчит и как он руками через лед пытается выбраться. И все, времени на раздумье не было. Сразу под овраг кинулся. Лед, в принципе, тонкий был. Он его уже поломал и к берегу пододвинулся. Так что труда особенного не составило спасти мальчика. Я его за шиворот вытащил. Спросил, где живет, как зовут. Ну, думаю, если рядом, то добежим. Спросил, кто дома. Оказалось, есть брат. Думаю, если есть кто-то дома, то тепло обеспечим, в ванну посадим.
Дома у спасенного Егора оказалась бабушка. Да и бежать полицейскому с мокрым мальчишкой пришлось остановки четыре.
– По-хорошему, его нужно было полностью раздеть, но на улице это не имело смысла. Я на него только свою куртку сверху накинул. Но пока мы бежали, я думаю, Егор даже согрелся, — рассказывает Крупенин.
Спрашиваю, часто ли обращаются за помощью к человеку в форме. Говорит, что бывают случаи, но «всех не вспомнишь». Александр считает, что в последнее время изменилось отношение к полиции — перестали бояться, но того уважения, из классических советских фильмов, пока нет.
– Раньше, я не знаю, то ли милицию боялись, то ли уважали, но участковый шел один в любое время дня и ночи в форме и знал, что его никто не тронет. Наоборот, хулиганы перед ним чуть ли не карманы выворачивали. Сейчас участковым намного сложнее работать. Молодежь стала агрессивнее. Может, это от безделья — заняться им нечем, многие спортивные секции закрылись. Хотя последнее время спорт у нас возрождается. Но был промежуток, когда детям было нечего делать. Подъезды, наркомания, сигареты, бесконтрольная продажа пива. У молодежи изменилось мировоззрение. И сформировалось другое отношение не только к полиции, но и к любым людям.
Наш разговор прерывает майор — в 15:00 начинается инструктаж по работе на митинге. Посторонним там присутствовать запрещено. Потом у Александра вновь начинается бумажная работа. Говорит, что часто приходится из-за этого задерживаться допоздна. У каждой бумаги свой срок. Да и незапланированные мероприятия в городе бывают.
– Бывает что-то срочное. Завтра митинг собирается, а мы об этом не знали, и администрация не знала. Заявку в администрацию подали в последний момент. Тут нужно срочно готовить план, оповещать людей, кто будет задействован.
Только в эти выходные в Липецке пойдет несколько митингов в поддержку русскоязычного населения Крыма. Александр говорит, что будет работать все эти дни — в его обязанности будет входить инструктаж и развод патрулей.
– Жена, наверное, ругает, — интересуюсь.
– Конечно, ругает, — смеется Александр. — Но как ругает. С понимаем относится, все-таки человек в погонах. Служба есть служба.
Несмотря на такую загруженность, службу свою Александр не собирается оставлять ни при каких условиях. Говорит, что пережил здесь в конце девяностых самое тяжелое время, когда зарплату задерживали по три-четыре месяца и за ней выстраивались очереди. Сейчас же с деньгами стало легче.
– Много не бывает, — отвечает на мой вопрос о зарплате Александр. — Но если грамотно распределить семейный бюджет, то хватает. Сейчас уже и смысла нет уходить — пенсия не за горами, выслуга близится. Но на пенсию не собираюсь, продолжу службу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости