Новости – Люди












Люди
«Чувствуют себя не такими, как все»
Юрий Фомин и Анастасия Синцова. Фото: Николай Борисов
Корреспондент «Русской планеты» побывал в центре адаптации для детдомовцев
22 апреля, 2014 14:34
9 мин
Школа-интернат № 1 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на улице Острогожской, по направлению в Шилово. На базе интерната работает центр адаптации — за помощью сюда приезжают выпускники аналогичных учреждений со всей Воронежской области. А в октябре прошлого года на базе школы-интерната № 1 открылась социальная гостиница. Предназначена она для выпускников-сирот, у которых нет жилья, и тех, кому трудно вернуться в семью.
Центр постинтернатной адаптации занимает отдельное крыло здания. В него можно попасть как с улицы, так и через сам интернат. Что как минимум удобно — в центр обращаются как его нынешние воспитанники, так и уже вы пустившиеся.
На первом этаже располагается административный корпус, где ведется прием. На втором — социальная гостиница. Если сам интернат изнутри похож на обычную российскую школу, а отделение для самых маленьких напоминает обычный детский сад (кое-где на стенах — рисунками по мотивам русских народных сказок и советских мультфильмов), то центр постинтернатной адаптации выглядит уже по взрослому (вместо мультиков — евроремонт). Проблемы у выпускников интерната не такие, как у его воспитанников — их волнует поступление в вуз и постановка на жилищный учет. Последний вопрос стоит наиболее остро. Как говорит социальный педагог Екатерина Скуматова, после выпуска их интерната многие дети возвращаются к родителям, лишенным прав. И жить там оказывается непросто.
– Зачастую в однокомнатной квартире, в которую возвращался наш выпускник, могло одновременно проживать 15 человек, — добавляет заместитель директора по социальной работе Валентина Подкопаева, которая руководит Центром. — Среди них пьющие родители, куча братьев и сестер. Так было до 2012 года.
А в декабре 2012 года областной закон № 148 дал выпускникам интернатов право на отдельную квартиру. В том случае, если прежняя не соответствовала учетной норме
– Учетная норма в Воронеже — 11 квадратных метров на человека, — поясняет Подкопаева. — Если выпускники проживают в домах, где эта норма меньше пусть даже на полметра, то они уже могут реализовать свое право на жилье.
Этот закон ввел еще одно существенное новшество. Раньше право встать в льготную очередь на жилье имели только выпускники домой-интернатов, которым еще не исполнилось 23 года, или те, кто упустил сроки по объективным причинам: находился в армии или сидел в тюрьме — всякое в жизни бывает. Теперь же возрастная планка — 60 лет.
– Представляете, какой наплыв идет? — восклицает Валентина Подкопаева. — Сорокалетние выпускники приходят, чтобы узнать механизм реализации. Уже больше двадцати человек пришло. Приезжают из всех районов области: из Боброва, из Таловой…
Сейчас для бывших выпускников интерната жилье — основная льгота. В мае-июне квартиры планируют выдать девятерым из них, учащимся сейчас в 11 классе. В качестве бонуса каждую обещают обставить мебелью и бытовой техникой на сумму 55 тыс. рублей.
Но если льготы на жилье для воспитанников интернатов были расширены, то льготы при поступлении в вузы отменили. Таков уж новый закон об образовании.
– В 2013 году в высшие учебные заведения мы еще поступали по льготам, — констатирует Подкопаева. — А вот в средне-специальные — уже нет. Вообще, наших выпускников мы стараемся не трудоустраивать, а отдавать учиться.
Если взять статистику, где-то 40–50% выпускников школы-интерната № 1 поступают в вузы. В основном, это ВГАСУ, ВГУ и Сельскохозяйственная академия. В этом году двое выпускников проходят комиссию в академию Гагарина-Жуковского. Поступают исключительно в вузы областного центра.
По ее словам Подкопаевой, с момента открытия в Центр обратилось около 80 человек. Всем им была оказана консультативная помощь разного порядка, в том числе социальная и психологическая.
– Здесь дети привыкли, что есть воспитатель, есть учителя, которые, в случае чего, направят их на нужный путь, — говорит педагог-психолог Людмила Дерябина. — А когда они выпускаются, поступают в вуз или техникум, то не знают, кому доверять и к кому идти за помощью. Нужно пройти адаптационный период, чтобы человек начал понимать, к кому конкретно нужно подойти.
По словам Дерябиной, проблемы выпускников лежат, в основном, в коммуникативной сфере, проще говоря, в общении. Далее идут личные, социально-бытовые вопросы, в том числе и проблемы молодой семьи — выпускники интернатов тоже ведь создают семьи.
Есть у детей-сирот и свои специфические проблемы.
– У них обострена тревога, чувство одиночества, иногда присутствует страх, — поясняет Дерябина. — Они чувствуют себя не такими, как все, у них ярко выражена потребность в творческом самовыражении, в проявлении себя.
В целом же, по словам психолога, стереотип о том, что детдомовские дети очень трудные и неуправляемые, не соответствует действительности.
– Нельзя сравнивать детей друг с другом, каждого можно сравнить лишь с ним самим в прошлом. К каждому надо искать индивидуальный подход, и тогда «трудных» детей не будет, — уверена она.
Социальная гостиница работает в Центре постинтернатной адаптации с 1 октября 2013 года. Специалисты помогают ее постояльцам решить социально-бытовые проблемы и оказывают помощь в профессиональном самоопределении.
– Иногда бывает так, что наши выпускники поступают в учебные заведения, не имеющие общежития, — рассказывает Подкопаева. — По закону, мы не имеем права отпускать туда несовершеннолетних детей. Но тогда, получается, нарушается право ребенка на выбор.
Именно для устранения этого противоречия проект и начал разрабатываться. Кроме студентов в гостиницу при интернате могут заселиться те, кто стоит в очереди на жилье, или те, кто волею случая оказался на улице.
Этим правом воспользовались пятеро выпускников. Проблемы троих из них уже решены. Один потерял все документы и не мог вселиться в собственную квартиру — не пускали родственники. Бумаги ему восстановили. Еще здесь жила выпускница Богучарской школы-интерната — она училась в Лисках, но собственного жилья не имела. Специалисты Центра поставили ее на учет, и она успешно получила жилплощадь — 42-метровую полностью благоустроенную «однушку». Третья постоялица гостиницы училась в колледже, жила здесь полгода, пока не решился вопрос с общежитием.
У многих слово «социальный» ассоциируется с бедностью и нищетой. Но гостиница в интернате № 1 рвет этот шаблон. Гостиная, или комнат общего пользования, обставлена вполне современно: компьютер, плазма, журнальные столики. Здесь же — телефон-селектор, чтобы вызвать медсестру или, не дай бог, охрану. На кухне — газовая плита, холодильник, микроволновка, посуда (постояльцы не питаются в общей столовой, а готовят себе самостоятельно). Рядом — туалет, несколько душевых и, конечно же, спальни: четыре двухместных и одна четырехместная. И везде — чисто и аккуратно. Убирают постояльцы тоже сами. Кстати, с каждым из них при вселении заключается договор.
– Мы сюда выпускников 11 класса приглашаем, — рассказывает Валентина Подкопаева. — Чтобы хотя бы суп попробовали сварить самостоятельно, яичницу пожарить. Надо сказать, с социализацией в интернатных учреждениях дела обстоят парадоксально. С одной стороны, проверяющие органы настаивают на том, что к моменту выпуска дети должны хоть что-то уметь. А с другой стороны, их не должны никуда выпускать. Вот и остается водить их в гостиницу, чтобы приучить делать что-либо без посторонней помощи. С нашей Асей первое время была вообще катастрофа. Мы ее приучали мыть стол, раковину: она не протирала, а просто смахивала капельки жира. Но сейчас делает все хорошо.
Ася — это Анастасия Синцова, одна из тех, кто живет сейчас в гостинице. Она студентка Российского экономического университета (там как раз нет общежития). Анастасия ждет новую квартиру, поскольку в старую вернуться не может. Как объяснила Валентина Подкопаева, с матерью Аси, которая владеет жилплощадью, соседствовать просто невозможно.
– В интернат я поступила в 2005 году, а выпустилась в 2013-ом, — рассказывает Анастасия. — Сейчас у меня все хорошо. Хочу закончить университет, найти хорошую работу. Работать планирую по специальности. Не знаю, когда именно дадут квартиру, наверно еще не скоро.
Второго постояльца зовут Юрий Фомин. Он попал в интернат в возрасте четырех лет и закончил его в 2008 году. Затем поступил на электрика в лицей № 4, а после, в 2011, ушел в армию, служил в ракетно-артиллерийских войсках в Москве и Рязани. После армии получил еще одну специальность, но работать по ней не стал.
– Сейчас работаю на стройке, — говорит Юрий. — Жду квартиру, обещали дать этим летом. А дальше будет видно.
По ловам Юрия и Анастасии, им здесь нравится.
– Есть все необходимое. Наслаждаемся каждым днем, проведенным здесь, — говорят они.
Педагог-психолог Людмила Дерябина считает, что эта гостиница способна решить не только социальные проблемы своих обитателей, но и психологические.
– Живя в гостинице, выпускник возвращается в ту атмосферу, в которой пребывал ранее. У них уже есть какая-то база доверия к людям, к которым они приходят сюда за помощью, — резюмирует психолог. — Да и просто прийти, чтобы увидеться с кем-то — это тоже очень важно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости