Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Молчать. Молиться. Любить

Что узнала о счастье немецкий режиссер в забайкальской глубинке 

Владимир Лактанов
4 мин

Ольга Делан. Фото: личная страница на facebook.com

Режиссер Ольга Делан из Забайкалья, 20 лет назад эмигрировавшая в Германию, снимает фильм о любви в отдаленных деревнях родного края. Он называется «Ступай-ка, Ольга, домой, или Любовь по-сибирски». К середине лета будущего года Делан планирует уже начать монтаж — если хватит средств. 5 ноября она начала сбор денег на продолжение съемок. Корреспондент РП связалась с Ольгой, находящейся сейчас в Берлине.
«Ступай-ка, Ольга, домой»
– Идея съемок пришла ко мне давно, — рассказывает Ольга Делан. — После того как мне в очередной раз, когда я приехала в Забайкалье погостить, задали вопрос: «А муж, дети есть?» Вы знаете, в Германии, в Европе как-то не спрашивают об этом. Ведь это личная жизнь. Для меня это сравнимо с заглядыванием в спальную комнату.
Но на родине разговор об этом заводили настолько часто, что я уже сама себя начала спрашивать: «А в самом деле, где твоя семья?» Хотя до этого жила без страданий одиночества, в полной гармонии с собой, с самыми обыкновенными встречами и расставаниями. Ну как у всех! Только без страха остаться одной.
Потом я стала оглядываться вокруг и обнаружила, что 90% моих друзей — несчастны. Кто-то ищет свою любовь и без нее страдает, кто-то после более 10 лет сложных отношений приходит к мысли, что несчастлив в них, кто-то боится не успеть стать матерью, так как годы идут, а человека, с которым можно связать жизнь, рядом нет...
И я поняла, что мы живем в мире потребления и желаем наслаждений, удобства, счастья в конце концов в отношениях. И как только приходят проблемы, мы сразу говорим: «Нет! Мы не сходимся характерами! Мы не подходим друг другу!» — и расходимся. Понимаете?
Потом мне встретился один сибирский предсказатель, которому я задала вопрос о моей будущей личной жизни. Он мне и сказал, что я должна переехать в Россию, обратно в Сибирь, чтобы найти свое семейное счастье. Я знаю, что это тоже рамки, созданные местной культурой. Конечно, в России, а особенно в ее глубинке, жизнь для женщины без семьи считается неполноценной. Вот он и посоветовал мне «встать на правильный путь».
Это и стало окончательным толчком для создания фильма-сравнения, конфронтации двух миров: мира «цивилизации» и современности — и мира традиций, Запада и Востока, комфорта и трудностей, зажиточности и аскезы, бетонных мегаполисов, смартфонов, социальных сетей — и жизни наедине с природой, без карьеры и статусов.
Мороз, медведи и любовь
Ольга Делан считает, что фильм будет интересен прежде всего забайкальскому зрителю.
– Особенно я хочу заинтересовать городского зрителя, который сейчас все больше похож на западного. Он тоже перешел в культуру потребителя. Этот постоянный стресс, все стремятся стать богаче, а значит, по их мнению, счастливее, — говорит режиссер. — Но все забыли, что именно в деревне и находятся русские корни! Ведь оттуда и произошла истинная русская культура! На примерах героев моего фильма я хочу показать, что жизнь в деревне — это ценность, может быть даже и спасение в каком-то смысле.
Очень многие европейцы, жители Германии в частности, сами чувствуют, что что-то здесь не так, что-то неправильно. Одиночество тут — большая проблема. У некоторых моих подруг аж по два психоаналитика! А на моей Родине, в России, к психотерапевту направляют лишь в исключительных случаях. Никогда не будут эти врачи в России популярны так, как в Европе или в Америке. Я хочу показать своим фильмом альтернативу другой жизни. Новую мысль для бытия.
А еще Ольга Делан хочет показать фильм в Германии, чтобы западный зритель больше узнал о Сибири.
– Обычно людям сразу же становится как-то холодно от одной мысли о  вечных морозах и страшно от историй ГУЛАГа. Больше они ничего не знают. Меня это очень забавляет! Немцы — культурный и любознательный народ. Они впитывают в себя все новое, как губка, и просят добавки.
Так произошло с моим первым фильмом «Конечная станция Краснокаменск. Свидание с родиной». Меня просили показать еще больше о России, о Сибири — ведь тут таких лиц, таких историй, песен просто нет.
Бюджет фильма составляет около 150 тыс. евро. До сих пор Ольга вкладывала собственные средства. Но с июля 2014 года у проекта появился продюсер — Франк Мюллер. По образованию он режиссер, учился во ВГИКе у Владимира Мотыля. В России снял несколько документальных и игровых фильмов, в одном из которых снимался в том числе и народный артист России Альберт Филозов.
– Франк часто бывает в России, — говорит Делан. — Он очень любит эту страну, и его желание показать ее загадочность, непостижимость и рассказать о России только хорошее дает нам силы работать над проектом.
Сейчас команда активно ищет спонсоров. На краудфандинговой платформе Boomstarter, где Ольга зарегистрировала проект неделю назад, заявлена лишь десятая часть от необходимой суммы.
– К уже собранному материалу (примерно четверть фильма уже снята) нам необходимо поработать над историями еще двух героев. Обязательно зимой, хотим захватить Масленицу, и обязательно летом для съемки веселой деревенской свадьбы, на которую мы уже приглашены в июне 2015 года. После этого мы с Франком сядем за монтаж-черновик. Его мы планируем показать на интернациональном кинофестивале. Так мы надеемся найти будущих партнеров с телевизионных каналов, международных прокатчиков.
Соль земли
Герои ленты «Ступай-ка, Ольга, домой, или Любовь по-сибирски» очень разные. Ольга признается, что цели выискивать противоположности у нее не было: жители глубинки такие и есть.
– Первая героиня, о которой я снимала с упоением — Люба. Мне эта женщина кажется святой. Она встает раньше всех и ложится позже всех. Я ни разу не видела ее отдыхающей у телевизора или с книжкой и не слышала, чтобы она жаловалась или ругалась. Она ни разу не посетовала на свою судьбу. Все, что она делает, становится красивым, ароматным, ярким, радостным. Она печет удивительный хлеб в печи, готовит лучшее варенье, кормит свиней, ухаживает за коровами, поет, танцует. В общем, деревенская жительница в лучшем понимании. Все, что она делает, она делает со смирением. Это женщина, чье сердце наполнено любовью ко всему и всем. Она любит своего мужа и не представляет рядом никого другого. Она для меня стала символом настоящей русской женщины: высокая, сильная, счастливая. О таких говорят «соль земли».
Другая пара более 50 лет живет в горе и в радости вместе. «Ах, Олечка… Все очень просто: иногда молчать, сдерживать себя и уважать другого человека таким, какой он есть, не раздражая и не издеваясь над ним», — сказала мне тетя Галя про семейное счастье в свои восемьдесят два.
Еще я попала в деревню Шилка, в семью Тылькевич. Очень необычную семью. К священникам. Отец Александр, бывший начальник штаба отдела в исправительных органах, его жена матушка Светлана, бывший эксперт-криминалист, и их... 14 детей. Двенадцать приемных и двое своих.
Отец Александр называет себя первым врагом детских домов. На записи он говорит: «Ведь мы котят бездомных на улице подбираем. А тут дети! «Отцецентричность» семьи всегда была оплотом общества. Отец всегда благословляет, направляет. Мать — это его помощница. Когда начинаются вопросы о равноправии, что женщина тоже человек — во-первых, никто и никогда не говорил, что женщина не человек. Но никто же не будет утверждать, что женщина такой же человек! Это разные люди».
Также я нашла в Сибири немку — Карин, уроженку Гамбурга. Она бывшая феминистка, а сейчас замужем за сибирским охотником на пушного зверя. Раньше она была решительно против отношений с мужчиной, а тем более того, чтобы заниматься для него домашним хозяйством. А потом встретила во время своего отпуска в России охотника и теперь живет с ним в сибирской тайге. Ее последними словами на съемках были: «Я — смысл его жизни, и за это стоит жить».
«Еще выставишь в Интернет какой-нибудь»
Съемочная группа в следующий раз приедет в Россию в феврале 2015 года.
– Сейчас, когда разговор идет уже о сроках завершения съемок, все чаще вспоминаю свой первый приезд в деревню. Жила у своего дяди, с которым познакомилась за пару месяцев до того. Меня еще никто не знал, но видели с камерой. И окрестили меня «бабой какой-то, журналисткой из Америки». Как мило, как забавно! Германия для тех жителей все равно что Америка. А если с камерой, то только журналист. Долго я им еще объясняла, что я художник, автор, независимый режиссер.
Сейчас ко мне все относятся открыто. Все могут что-то рассказать, камеры уже не боятся. За что я им очень благодарна. Они там очень простые, свободомыслящие, настоящие, замечательные! В тех деревнях, где меня не знают, я не рассказываю, что я из Германии, так как это очень смущает и сковывает людей в общении.
Не знаю, насколько серьезно они воспринимают мой проект, так как это очень простые люди, не знакомые с авторскими документальными фильмами. Они озабочены лишь своим хозяйством. Но, так как они мне доверяют, они знают, что ничего несерьезного тут быть не может. Те, кто не знаком со мной, часто съеживаются, видя даже фотоаппарат: «Но! Еще куда-нибудь выставишь, в Интернет какой-нибудь!» Это единственный барьер в моей работе с ними.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин