Новости – Люди












Люди
«Фронтом станет завод»

Фото: wwwwar.ru
Что сделали горьковские предприятия для победы в Великой Отечественной войне
3 декабря, 2014 06:57
8 мин
Когда городская администрация пыталась закрепить за Нижним Новгородом звание Города воинской славы (пока безуспешно), основной упор был сделан на достижения местных оборонных предприятий. Не исключено, что в грядущем году попытка будет предпринята вновь. «Русская планета» вспомнила о революционном опыте Горького в создании танков, о перестроении производства и первых в стране фронтовых бригадах.
Война пришла на горьковские предприятия 2 июля 1941 года, когда в Сормово приехал заместитель председателя совнаркома СССР Вячеслав Малышев. Главным документом из Москвы стал приказ Комитета обороны о сворачивании строительства кораблей на заводе "Красное Сормово" и перестроении производства для подготовки выпуска танков.
– Для советского предприятия начала сороковых годов подобные реформы казались невозможными, — рассказал «Русской планете» историк Михаил Коробов. — Во-первых, были проблемы с кадрами: кто-то ушел на фронт, некоторым не хватало квалификации для такой резкой смены профиля, другие вообще только начинали осваивать станки. Во-вторых, танки требовали огромного количества металла: вместо одного сормовского танка со средней броней горьковский автозавод, например, мог выпустить около 20 грузовиков. А сырье и для самых простых нужд было в дефиците — требовались срочные поставки. Ну и в-третьих, «профильные» для Сормова корабли производились на стапеле, на них уходило много времени и к созданию каждого судна часто подходили индивидуально. Война же требовала создания «танкового конвейера», причем за несколько недель.
Летом 1941 года на «Красное Сормово» привезли детали, с расчетом на то, что первые горьковские танки Т-34 отправятся на фронт уже в сентябре. В течение осени рассчитывали полностью перейти на собственное производство — все запчасти должны были выпускаться в нашем городе.
– Одной из главных причин появления танка Т–34 в Горьком следует считать опыт создания первого отечественного танка в принципе, — заявила «Русской планете» хранитель музея при заводе «Красное Сормово» Елена Миронова. — В 1920 году на базе трофейного французского танка «Рено» наш завод выпустил танк «Борец за свободу тов. Ленин». Всего построили 15 штук, однако участия в боевых действиях они так и не приняли.

По словам Елены Мироновой, рабочим и руководству завода труднее всего было справиться с необходимостью срочной перестройки цехов, а затем — с планами по количеству выпускаемых танков. В отличие от двадцатых годов, требовались тысячи боевых машин:
– Конечно, производство в некоторой степени было интегрировано. Что-то помогали выпускать на Горьковском автозаводе, что-то на «Двигателе революции». В самые короткие сроки требовалось не только построить цех для формирования корпусов будущих танков, но и изготовить все необходимое оборудование и инструменты. Работа никогда не останавливалась, требовалось много людей. Знаменитым стало обращение ветерана завода Ивана Ляпина, который еще в 1920 году строил первый отечественный танк. Тогда через газету «Красный Сормович» он призвал стариков, давно закончивших работу, вновь вернуться к станкам. А если возможности нет — хотя бы учить молодежь.
Летом 1941 года, благодаря ветеранам производства, в Сормово были сформированы первые школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). Подростки с улицы через полгода становились сталеварами, слесарями, сварщиками, успешно работали на станках. Юноши 17-18 лет нередко воспринимались уже как опытные работники. А младшие школьники, не желавшие оставаться безучастными, собирали деньги с летних заработков и сдачи металлолома на строительство боевых машин. Так, например, в январе 1942 года танк модели Т-70 «Пионер» («Горьковский Пионер»), построенный на заводе ГАЗ, был передан боевому экипажу. В течение войны было построено несколько таких машин, которые часто объединяют под общим названием — «Автозаводский школьник».
– Первый сормовский танк Т-34 общими усилиями в сентябре 1941 года был готов, — ставит итог Елена Миронова. — Но, разумеется, требовался не один танк в месяц, а примерно 10 штук в день. Спустя некоторое время с задачами завод начал справляться — уже в начале 1943 года «Красное Сормово» получило орден Ленина за выполнение правительственного задания.
Спустя еще некоторое время, продукция Сормовского завода стала уникальной — с конвейера сошел первый в СССР танк Т-34-85. Дополнение «85» означало новую пушку калибром в 85 мм. После Курской битвы были сделаны определенные выводы — необходимо было сохранить преимущества среднего танка, но увеличить дальность обстрела из основного орудия. Новая модификация танка не потеряла в маневренности, по сравнению с немецкой «Пантерой», а по огневой мощи приблизилась к «Тигру». Таким образом, завод «Красное Сормово» во многом обеспечил техническое превосходство и успех Красной армии в кампании 1944 года. Именно горьковскую модификацию Т-34-85 чаще всего устанавливали на постаменты в качестве памятника уже после войны.
Летом 1943 года помощь потребовалась уже заводу ГАЗ. В результате месяца бомбардировок были разрушены многие его цеха, главный конвейер и заводская ТЭЦ.
– Пострадали все предприятия, но ГАЗ особенно сильно, — рассказал Михаил Коробов. — Немцы готовились к операции под Курском, поэтому им было необходимо сорвать создание ударной танковой группировки. Прежде всего, бомбили Горький. Руководство автозавода тогда обозначило катастрофические для фронта сроки восстановления предприятия — полгода. Государственная комиссия обязала уложиться в сто дней. С учетом того, что требовалось продолжать производство продукции, доступной после разрушений, это был нереальный срок. К восстановлению подключились другие заводы — присылали рабочих, материалы, оборудование. Станки заработали практически сразу, прямо под открытым небом, а вокруг них уже выстраивали стены и крышу. Надо сказать, что ГАЗ уложился в установленные правительством сроки.
По словам историка, рекордных результатов помогали добиваться и фронтовые бригады. Впервые в стране они были созданы на Горьковском автозаводе, а в дни восстановления предприятия проявили себя наиболее активно:
– Первый фронтовой бригадой называли бригаду слесаря Василия Шубина. Родственники-мужчины Шубина еще летом 1941 года ушли на фронт, а ему самому в военкомате заявили, что в его случае фронтом станет завод. Идеей названия таких бригад стало то, что для достижения необходимого трудового результата требовалось работать именно по-фронтовому.

Популярной стала мотивация работы за «ушедшего товарища», выполнение личного плана на 200% становилось нормой:
– Шубин сначала работал в составе малой слесарной бригады, — рассказал «Русской планете» Григорий Афанасьев — сын ветерана Горьковского Автозавода Николая Афанасьева. — В течение нескольких недель он переустанавливал для себя планы по производству: от 200 до 1000%. А затем собрал вокруг себя таких же ребят-энтузиастов. Они и стали называться фронтовой бригадой — за пару месяцев почин Шубин переняли на всех предприятиях СССР.
Однако нередко ударные темпы производства оборачивались и негативными последствиями:
– Мой отец трудился на одном из сборочных конвейеров, — говорит Григорий Афанасьев. — Увы, нередко, особенно в течение 1943 года, отмечалось, что детали для автомобилей и самоходных установок оказывались бракованными. За это наказывали, отстраняли от работы, но заявления о немыслимых масштабах перепроизводства, по всей видимости, были важнее. К тому же перевыполнение плана на 400-500% в одних цехах вовсе не означало такого же перевыполнения в других. Многие детали и целые части будущих готовых машин могли месяцами пылиться на складах. Порой они устаревали еще до того, как попадали на сборочный конвейер. Но все же, такие переизбытки позволяли выпускать больше готовой продукции, чем планировалось, нередко даже вдвое. А в последний год войны, ГАЗ, который перестал страдать от фашистских налетов, окончательно наладил производство: брак и ненужное перевыполнение планов остались в прошлом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости