Новости – Люди












Люди
Ни дома, ни кладбища
«Кладбище барж» в Краснодаре. Фото: Андрей Кошик.
Что происходит с заброшенными зданиями Краснодара
22 апреля, 2014 12:07
8 мин
За пестрым фасадом современного Краснодара — новыми микрорайонами, пробками на дорогах и гипермаркетами — остается забытый город. Это десятки зданий, которые когда-то активно использовались, а сегодня стоят заброшенные. Хотя немало краснодарцев увлечено такими объектами. Это поклонники городской игры «Энкаунтер», любители пейнтбола, диггеры.
Одно из самых известных и легкодоступных заброшенных мест краснодарцы прозвали «кладбищем барж». Сойдя на трамвайной остановке в районе рынка «Вишняки», нужно спуститься вниз по улице Фурманова до Адыгейской набережной, а оттуда пройти еще несколько кварталов к пойме реки Кубань.
На солнечном берегу водоема — молчаливые рыбаки и около десятка рыжих барж. Судна никто не охраняет. На плаву их удерживают привязанные к деревьям тросы. Баржи пришвартованы бок о бок: с одной можно перейти на другую. Одни разрисованы граффити, на других видно снаряжение. Каждое судно имеет люки, ведущие внутрь. У некоторых барж нутро сухое, в других плещется вода.
– С чего взяли, что баржи заброшенные? — спрашивает меня пожилой рыбак, стоящий на берегу. — Они работают, по 14 тонн песка возят.
То, что баржи находятся в рабочем состоянии, РП подтвердил генеральный директор ОАО «Кубанского речного пароходства» Леонид Хорцев.
– Они ржавые, их никто не красит, а так они рабочие. Через месяц-полтора они пойдут все на работу и там ничего не останется. Все, что негодное, давно порезано на металлолом. Как вода в Кубани поднимется, начнем работать, и все уйдут, — объяснил Хорцев.
Получается, пойму реки используют как отстойник для барж, которые каждый год меняются. Поэтому краснодарцы, которые нечасто там бывают, думают, что это постоянное кладбище, с которого судна постепенно развозят на распил.
– Баржи, как баржи, все они в свободном доступе, можно даже внутрь попасть. Я в последний раз там был в начале прошлого сентября. За все это время, что они там находятся, ничего не поменялось, — говорит РП краснодарец Михаил Карабанов.
В самом центре Краснодара, на улице Северной, расположена заброшенная мельница с вековой историей. Сегодня там находится складская база отделочных и строительных материалов, а также продуктовый магазин.
С четырехэтажной постройкой из красного кирпича связано несколько городских легенд. Одна из них гласит, что еще до революции внутри мельницы повесилась из-за неразделенной любви девушка.
Вторая повествует о том, что в марте 1920 года, во время боев за Екатеринодар (так до 1920 года назывался Краснодар — Примеч.авт.), на мельнице засел взвод юнкеров, прикрывавший эвакуацию из госпиталя по улице Красной. Говорят, на рискованное задание шли юнкера-добровольцы. Когда появились кавалеристы-буденовцы, мальчишки в шинелях открыли по ним огонь из винтовок и пулемета «Максим». Отбив несколько атак, юнкера с остервенением отстреливались из пылающей мельницы. Когда первый этаж после пулеметного обстрела заняли красные, три юнкера, оставшиеся в живых, покончили с собой. Некоторые даже утверждают, что в одну из мартовских ночей в окнах пустой мельницы видны фигуры в шинелях и слышен лязг металла как от передернутого затвора винтовки.
Руководитель комиссии исторической географии регионального отделения Русского географического общества, известный краснодарский историк Виталий Бондарь говорит, что никогда ничего не слышал об этих легендах:
– Мельница — обычное здание промышленного назначения. Принадлежала известному в Екатеринодаре купцу Киор-Оглы. Здание построено в начале прошлого века.
Известно, что Киркор Киор-Оглы в начале XX века владел крупным пивоваренным заводом и кондитерской, расположенной в собственном доме на улице Гоголевской (в районе «Кооперативного рынка» — Примеч. авт.).
Зданием распоряжается территориальное управление федерального имущества по Краснодарскому краю, при этом земля под мельницей остается муниципальной. Данный участок предлагался в список инвестиционных площадок, но пока инвесторов для него не нашлось.
Самое мистическое из заброшенных объектов в окрестностях Краснодара — четырехэтажное кирпичное строение в районе торгово-развлекательного центра «Мега Адыгея». Оно находится между Шапсугским водохранилищем и рекой Кубань. Здание никем не охраняется, доступ в него свободный.
Внутри — длинные коридоры, краска на стенках которых облупилась от времени и сырости. В некоторых комнатах остались обрывки обоев. Другие комнаты выложены некогда популярной в СССР голубоватой плиткой. Стекла в окнах полностью выбиты, но сохранились рамы. На третьем этаже есть даже остатки паркета — скорее всего, здесь находился кабинет руководителя заведения. Из вещей только пара разбитых люстр и нескольких выключателей.
Диггеры называют это здание психиатрической больницей. Несмотря на близость к Краснодару, объект относится к республике Адыгея. В администрации Тахтамукайского района корреспонденту РП сообщили, что психиатрической больницы там никогда не было.
– Это был лечебно-оздоровительный центр, входивший в систему министерства труда и социального развития республики Адыгея. В настоящее время он находится в стадии ликвидации. Что с ним будет дальше, как он будет перепрофилирован, сказать не могу, — пояснила руководитель управления труда и социальной защиты населения по Тахтамукайскому району Нафсет Бекух. Она добавила, что центр был детским и работал только в летнее время, поэтому его содержание оказалось невыгодным.
– Психоневрологического интерната или чего-либо подобного у нас в районе нет. В республике только один интернат — в Майкопе, — сказала Бекух.
Детский городок «Сказка» расположен в одном из самых оживленных микрорайонов Краснодара — на пересечении улиц Московской и 40 лет Победы. Он состоит из комплекса дошкольных образовательных учреждений, в том числе заброшенного детсада.
Вход в детсад заколочен — в девяностые здесь произошел пожар, здание не подлежит восстановлению. Любители заброшенных мест легко проникают внутрь через окно на первом этаже. Ободранные стены, исписанные и изрисованные за несколько лет пентаграмми, свастиками и признаниями в любви. Тут и там валяются сломанные игрушки.
Изначально, в пятидесятые годы, городок строился для сельскохозяйственной выставки, наподобие московской ВДНХ. Примерно десять лет спустя павильоны переделали под детские сады. Продуктов не хватало на магазинных прилавках, не то, что на выставках. При этом часть строений остались бесхозными.
Однако совсем заброшенными их не назовешь — мимо ходят родители с детьми, сотрудники дошкольных учреждений.
Еще одно заброшенное здание — многоквартирный дом с крытым бассейном около школы в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Судя по документам, это должен был быть физкультурно-оздоровительный комплекс, соединяющий спортивную школу, бассейн и комнаты для проживания спортсменов. Но после того, как он был построен, квартиры распродали обычным семьям.
– Там до 2012 года жили люди. У них были документы на это здание, но что-то они не смогли оформить, — говорит краснодарский диггер Максим Сахаров. — В итоге государство выкупило или обменяло их квартиры на нормальные. Люди бросили жилье полностью: с мебелью, вещами, посудой и бытовой техникой, даже советские телевизоры оставили. Но все покрыто пылью. Весьма приятно и интересно окунуться в атмосферу прошлого десятилетия. Мы там часто собирались, пока другая компания все не сожгла в пух и прах.
Сахаров уточняет, что вместе с товарищами нашел здание через полгода после переезда жильцов.
Он связался с владельцем одной из заброшенных квартир — художником и музыкантом Александром Хорошильцевым.
Хорошильцев рассказал «Русской планете», что квартиры незаконно продавала женщина, получившая потом срок за мошенничество. Администрация города по решению суда переселила жильцов в новое жилье.
Раньше из подвалов здания и бассейна с большим водоводом был лаз в подвал школы, но его быстро заложили кирпичом. Максим Сахаров уточнил, что выгорели только несколько квартир на втором этаже, остальные так и стоят заброшенными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости