Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Инвестор для «гнезда»

Богадельня, коммуна, артель для инвалидов, детские ясли и туберкулезный диспансер — как в разное время использовали владимирские дворянские усадьбы и когда они будут восстановлены
Владимир Лактанов
9 мин
Усадьба графа Толя. Фото: Олеся Сауткина
Усадебные ансамбли, принадлежавшие в XVIII-­XIX веках семьям дворян, есть практически во всех районах Владимирской области. Сейчас их более полусотни, 35 из них — дворянские усадьбы, объявленные объектами культурного наследия федерального и регионального значения.
По словам начальника отдела охраны и контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия администрации области Анны Гунявиной, многие из них нуждаются в восстановлении. Если вовремя не оказать финансовую помощь, то памятники, связанные со знаменитыми дворянскими родами Салтыковых, Апраксиных, Зубовых, Воронцовых­Дашковых и других, могут окончательно разрушиться.
Усадьба Безобразовых
О селе Патакино, которое раньше называлось Ковалево, известно с XVII века. В то время село принадлежало помещику Ивану Акинфову, построившему в 1658 году деревянную церковь, которая не сохранилась до наших дней. Усадьба же здесь, на высоком живописном берегу Клязьмы, появилась позднее, спустя 100 с лишним лет. В 1762 году на смену Акинфову пришел помещик Алексей Григорьевич Безобразов. Строительство господского дома и пристроек развернулось при его сыне Дмитрии, уездном предводителе дворянства, который надолго поселился в Патакино.
Как свидетельствует опись 1827 года, работы в усадьбе шли активно, возводились многочисленные постройки: «господский дом, флигель, конный и скотный дворы, птичная изба с двором, две жилые избы, амбар хлебный, каменная кузница, хлебный двор, оранжереи и теплицы, баня, ветряная мельница, плодовый сад на 200 яблонь. В хозяйстве при имении была своя пекарня, производство кирпича, здесь же выращивали лен. В оранжереях в условиях суровых зим выращивались абрикосы и персики. Тепличное и садовое хозяйство обеспечивали владельцев усадьбы овощами и фруктами».
– Над созданием усадьбы трудились лучшие архитекторы. Но после нескольких лет активных вложений у графа Дмитрия Алексеевича закончились деньги, и работы были приостановлены, — говорит главный специалист­эксперт Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Татьяна Шефова.
В середине XIX века имение приобрел генерал­-майор Николай Александрович Бутурлин. При нем был построен новый господский дом, церковь, перестроена колокольня, обновлен парк с ландшафтной и регулярной частями, ухоженными аллеями и живописными видами на пойму реки.
В газете «Владимирские губернские ведомости» за 1878 год сказано, что к началу XX века Патакино снова сменило хозяина: сначала на княгиню Щербатову, потом — на фабриканта Голубева (сведений о нем практически не сохранилось, известно то, что при нем дом надстроили флигелем. — Примеч. авт.).
После Октябрьской революции 1917 года усадьбу национализировали. С 1920 года и весь XX век здесь располагался санаторий для больных туберкулезом. Лечебный корпус находился в господском доме, в церкви — столовая и актовый зал. В 2000 году легочно­туберкулезный санаторий стал туберкулезной больницей, где большей частью пациентов были бывшие заключенные.
– Эксплуатация велась, а вот восстановление — нет. В итоге церковь и постройки пришли в запустение. Опустевший главный дом — образец жилой архитектуры XIX века — постепенно разрушался, — говорит Шефова.
Использование главного усадебного дома в качестве легочно­туберкулезного диспансера предопределило его дальнейшую судьбу. В 2006 году его снесли до основания как «рассадник инфекции». Сегодня вместо роскошной усадьбы с хорошо организованным хозяйством можно увидеть лишь отдельно стоящие постройки, включая то, что осталось от церкви.
Сохранение оставшегося культурного наследия — процесс сложный и затратный. Зачастую средств на восстановление просто не хватает, а износ усадеб усиливается с каждым годом.
– Федеральная целевая программа «Культура России» не решает в полном объеме проблемы сохранения объектов культурного наследия. Для муниципальных образований сохранение объектов культурного наследия, входящих в состав усадебных ансамблей, в настоящее время является тяжким, зачастую непосильным бременем, ведь стоимость работ по сохранению дворянских гнезд может перекрывать годовой бюджет муниципального образования, — говорит начальник Госинспекции по охране объектов культурного наследия Евгений Гранкин. — Выход — поиск новых хозяев. Усадьбы, частновладельческие изначально, должны обрести своих новых хозяев, которые смогут восстановить их первоначальный объем и внешнее соответствие. Эти условия должны быть обязательно предусмотрены в условиях договора приватизации и в охранных обязательствах, которые оформляются с новыми собственниками и пользователями. Объект культурного наследия может быть передан потенциальному владельцу на любом праве: собственность, пользование, аренда. Самое главное, чтобы объект сохранил свой первоначальный облик, а владелец обеспечил гражданам право на доступ к памятникам.
Наследие графа Толя
Усадьба графа Константина Карловича Толя в старинном селе Федоровское Юрьев-Польского района может повторить судьбу наследия Безобразовых. Однако у усадьбы появился шанс на восстановление после того, как господский дом и часть построек перешли к частному лицу.
– Для спасения великолепного архитектурно­паркового ансамбля, который является объектом культурного наследия регионального значения, необходимы серьезные финансовые вложения и инвестор — частное лицо готово на это пойти, потому что усадьба обладает значительным туристическим потенциалом, — говорит Анна Гунявина. — Финансирование позволит провести срочные ремонтно-­реставрационные работы, в которых так нуждается усадьба Толя.
Формирование усадьбы в Федоровском происходило в XIX веке: на берегу реки Селекша был разбит парк, построен господский деревянный дом с двумя флигелями.
– Окончательный облик имение приобрело к концу столетия, — говорит Гунявина. — На 3,5 гектара расположился большой каменный господский дом смешанного стиля — эпохи итальянского Возрождения и русской архитектуры. Здание украшали две зубчатые башни с бойницами, красивым парадным подъездом со стрельчатыми арками. Гости, подъезжая к парадному входу по широкой дороге, могли полюбоваться большим фонтаном со скульптурой и цветниками. Рядом с домом были три флигеля. Белый — для управляющего имением и сыровара, красный — для земского начальника, флигель с мезонином — для приезжих.
После Константина Толя имением управлял помещик Александр Долгов, работавший ветврачом. В 1916 году имение купили братья Карповы — Тимофей и Геннадий, родственники русского промышленника и мецената Сергея Тимофеевича Морозова. Они владели усадьбой совсем недолго, поскольку в 1917 началась национализация.
В усадьбе сначала организовали богадельню, потом — коммуну и артель для инвалидов, затем передали их колхозу «Свобода».
– В 1943 году из-за пожара господский дом частично разрушился, восстанавливать его не стали. В 1960 году в сохранившейся части здания разместили детские ясли. Потом, по мере обветшания, здание вообще перестали использовать. Сейчас оно превратилось в руины, — говорит Гунявина.
Историк архитектуры, доцент кафедры музеологии и истории культуры Владимирского государственного университета Михаил Барашев убежден, что усадьба Толя вполне может стать интересным объектом:
– Самых больших вложений требует разрушенный господский дом, но его еще возможно спасти. И хорошо, что найден инвестор. Вообще к процессу восстановления усадеб можно привлекать и успешные сельскохозяйственные предприятия. Так, в дореволюционном прошлом на территории усадьбы Толя было образцовое хозяйство: был конный завод, маслобойня, сыроварня и обширные цветники. И все это можно воспроизвести и сейчас, создав, к примеру, на государственно-частной основе музей истории сельского хозяйства Владимирской области.
«Здесь барина любили»
Усадьба Жуковского имеет богатую, почти 400-летнюю историю. Она расположена в сельце (Так раньше называлась деревня с барской усадьбой. — Примеч. РП.) Орехово Собинского района.
– Усадьба в сельце Орехово Владимирского уезда была заложена в начале XVII века. В конце XVIII века она принадлежала предводителю дворянства, секунд-майору, надворному советнику Николаю Михайловичу Всеволожскому и его жене Марии Ивановне. Князья Всеволожские входили в разряд среднепоместных дворян.
– Они создали в Орехове великолепный усадебный ансамбль — один из интереснейших на Владимирской земле, — рассказывает директор Дома-музея Жуковского Майя Ширканова. — Деревянный уютный усадебный дом, отличающийся благородной простотой флигеля, оранжереи, конюшни, регулярный липовый парк, подъездная березовая аллея — все было мастерски вписано в окружающую природу, образовывало удивительный по гармоничности ансамбль.
Почти до середины XIX столетия усадьба переходила по наследству потомкам Всеволжского. В 1839 году имение унаследовал дворянин Ляпунов, а еще через два года, в 1841, владельцем стал действительный статский советник Егор Жуковский и его супруга Анна Стечкина.
Дату 17 января 1847 года в Орехове знает каждый. В этот день родился основоположник практической, теоретической и экспериментальной аэродинамики Николай Жуковский, которого считают основоположником русской авиации. Ему и его работам посвящена действующая сейчас экспозиция (в ней более 1000 музейных предметов), разместившаяся на первом этаже и в мезонине.
– В начале XX века родовые имения почти все национализировались, что фактически обрекало их на утрату своих архитектурных ценностей. Но вот родовое «гнездо» ученого Жуковского было музеефицировано в 1937 году. Совет Народных Комиссаров издал постановление, благодаря которому на владимирской земле появился первый ансамблевый музей, — говорит Ширканова.
Открытие состоялось через год, в 1938. Учреждение возглавила племянница Жуковского — Вера Александровна Жуковская.
– Усадьбу от разрушения спас и великий талант ученого, — убеждена Ширканова. — Жуковские были людьми нравственно и духовно богатыми, и это чувствовали все, кто приезжал сюда. В других усадьбах люди порой и не жили, а здесь же всегда кипела жизнь: в каждый отпуск Николай Жуковский возвращался на родину. Его искренне любили и уважали простые люди. Здесь, в доме, после революции размещалась сельская школа, где учили крестьянских детей. Неужели селяне будут рушить или грабить дом, где их дети получают образование?! Нет, конечно!
Сейчас усадьба Жуковского — уникальный памятник истории, культуры, архитектуры и природы, — место оживленное. В числе гостей — туристы, краеведы, школьники, женихи с невестами.
– У музея много не только гостей, но и помощников, — продолжает Ширканова. — Ведь не все строится на деньгах, хотя, конечно, без них не живут. Доброй традицией стало оказание шефской помощи усадьбе Жуковских студентами и курсантами вузов земли Владимирской, МВТУ имени Баумана. Они многое делают для сохранения уникального памятника.
В ноябре министерство культуры РФ выделило 16 млн рублей из средств федерального бюджета на разработку в 2014-2015 годах научно-проектной документации для комплексной реставрации главного дома усадьбы-музея Жуковского.
– Заявка на участие в федеральной целевой программе «Культура России» с просьбой выделить 0,97 миллионов рублей на первоочередной минимум работ на главном доме усадьбы Жуковского была отправлена в ведомство еще в мае 2013 года, — говорит Татьяна Шефова. — Минкультуры России к концу 2014 года за счет экономии средств изыскало возможность разработать комплексный проект реставрации на главный усадебный дом и выделить из федерального бюджета 16,3 миллионов рублей.
Разработка проектной документации на реставрацию главного дома будет проходить в два этапа: в 2014 году предусмотрены средства в размере 4,2 миллионов рублей, в 2015 году — 12,14 миллионов.
По словам Татьяны Шефовой, комплексная реставрация памятника включает в себя составление актов технического состояния и утрат первоначального облика, предварительные инженерные заключения и рекомендации, комплексные научные исследования, разработку проекта приспособления памятника к современному использованию и многое другое.
Маринино
Усадьба Танеевых в селе Маринино под Ковровом — еще один пример спасенного «дворянского гнезда».
Первое упоминание об этом месте относится к XVII столетию (1608­1609 гг.), когда царь Василий Иванович Шуйский посетил пустынь дворянина Тихона Танеева. Представители рода, жившие здесь в последующие десятилетия, были известными фигурами федерального уровня: статс­секретари, фрейлины их величеств, философы, генералы и офицеры, гвардейцы, гусары. Усадьба носит имя знаменитого композитора, ученого и педагога Сергея Ивановича Танеева. Известно, что он родился во Владимире. Споры о том, гостил ли он здесь когда-нибудь, ведутся до сих пор.
В XVIII и XIX веках в Маринино собирались лучшие представители светского общества. Здесь проходили балы и торжественные приемы. Усадьба была популярна и в XXI веке. Имение Танеевых стало местом паломничества. Посмотреть на экспозиции, выставленные в бревенчатом господском доме — образце сельской провинциальной дворянской архитектуры, — погулять по усадебному парку, увидеть церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца до сих пор приезжают туристы из многих регионов, но так было не всегда.
– В советское время бывшая барская усадьба была полностью разорена: хозяйственные постройки и флигеля сломаны, парк уничтожен, — говорит директор музея Элла Фролова. — Церковь закрыли перед самой Великой Отечественной войной и использовали под склад. В родовом доме Танеевых, перестроенном снаружи и внутри, до 60­70 годов прошлого века размещалась сельская школа, а затем были фельдшерско­акушерский пункт, клуб и библиотека. Благодаря тому, что дом никогда не пустовал, он и сохранился до наших дней, правда, в перестроенном виде.
В 2005 году в районе утвердили план восстановления усадьбы с последующей музеефикацией. Историко­краеведческий музей Ковровского района приступил к «операции спасения»: реконструкции, благоустройству парка, созданию скульптурных композиций и элементов. Первые экспозиции — «Село Маринино и род Танеевых» и «Венок владимирским усадьбам» — заработали осенью 2008 года.
Говорить об окончательном восстановлении усадьбы пока рано, считают специалисты:
– Мы хотим расширить комплекс и уже разработали проекты по дальнейшему развитию: архитектурно­ландшафтные «Марининский некрополь», «Загадка принца Густава Вазы», творческие проекты «Мир забытой музыки» и «Владимирский дворянский портрет», — говорит Фролова. — В перспективе музей­усадьба Танеевых станет первым в области средовым музеем с исторической реконструкцией усадебной жизни, включая хозяйственные элементы. Губернатор области Светлана Орлова уже одобрила будущую экспозицию «Барская пасека», возрождающую старинные традиции бортничества. Эту выставку мы создаем совместно с крестьянско­фермерским хозяйством. Вообще, подобные примеры государственно­частного партнерства могут помочь в развитии не только усадьбе Танеевых, но и другим пустующим и даже заброшенным имениям.
«Спасать нужно небольшие усадьбы»
Михаил Барашев считает, что во Владимирской области в восстановлении нуждаются, прежде всего, небольшие усадьбы, а не масштабные комплексы:
– Туристы сейчас стали искушенными, они видели замки во Франции и поместья английской аристократии, потому этим их не удивить. Спасать стоит небольшие усадьбы, ведь на это потребуются меньшие траты, а эффекта может быть больше. С моей точки зрения, Владимиро-Суздальский музей-заповедник вместо имения Храповицкого мог бы взять на восстановление небольшую усадьбу, превратив ее в музей. Например, усадьбу Рогозиных в суздальском селе Черниж. Местоположение выгодное — пять километров от Суздаля. Туристы вполне могли бы заезжать сюда до или после поездки в Суздаль, чтобы посмотреть на двухэтажный деревянный дом, построенный офицером Иваном Рогозиным в начале XIX века в стиле ампир и замечательную церковь Николая Чудотворца 1755 года. Или усадьба Уваровых в Карачарово Муромского района вполне могла бы стать специализированным археологическим музеем (Филиалом Муромского историко-художественного музея), которого, кстати, нет в области. Такие вложения подъемны даже для областного бюджета.
При этом историк архитектуры считает, что если на усадьбу находятся «руки», то имение нужно передавать в пользование:
– Конечно, то, что можно, стоит передать — частным лицам, организациям, которые смогут вложить свои деньги и спасти наследие,— говорит Барашев. — К примеру, в Александровском районе есть усадьба Бутурлиных-Зубовых–Крутец, которая сейчас принадлежит частнику. Хозяин, купивший имение, постепенно его восстанавливает. Но одного энтузиазма в процессе спасения усадеб мало. Властям необходимо налаживать работу с инвесторами. К примеру, на Западе человек, взявшись за сохранение наследия, может получить определенные налоговые льготы, то есть право рассрочки по выплате налогов или замораживание налога на имущество для инвестора в восстановление памятника архитектуры. У нас в России такого нет. Можно использовать и опыт Англии: владельцы поместий содержат и восстанавливают их за свой счет, но, чтобы облегчить это бремя, зарабатывают дополнительные средства: за плату для гостей проводят экскурсии, позволяют остаться на ночь и так далее. Такая практика в будущем, возможно, будет полезной и для Владимирской области.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
9 мин