Новости – Люди












Люди
«Производства Крыма будут процветать»

Крымский "Титан". Фото: meridian.in.ua
«Русская планета» выясняла, что потеряла Украина на полуострове, и как будет развиваться промышленность в новых российских реалиях
1 октября, 2014 14:42
17 мин
Последние полгода стали переломными для многих промышленных предприятий Крыма. После присоединения полуострова к России, бывшие государственные предприятия Украины в Крыму, а также крупные стратегические объекты захватила волна национализации. Крупнейшие промышленные предприятия химической, добывающей и судостроительной отрасли, принадлежащие украинским олигархам, потеряли привычный рынок сбыта и попали под европейские санкции. В то же самое время местное производство получило дополнительный толчок для развития и государственную поддержку. «Русская планета» узнавала, что ждет промышленный сектор Крыма в ближайшее время, и хватит ли сил у предприятий подстроиться под российский рынок и новые политические условия.
Одной из ведущих отраслей промышленности полуострова является судостроение, крупнейшими предприятиями которого являются Керченский судостроительный завод «Залив» бизнесмена Константина Жеваго, «Севастопольский морской завод», принадлежащий украинскому президенту Петру Порошенко, и оборонное предприятие Феодосийская судостроительная компания «Море», которое на сегодняшний день находится в собственности республики.
Крымский бизнес господина Жеваго в августе был, мягко сказать, «долгосрочно арендован». При силовом участии самообороны Крыма «Залив» был захвачен, взят в долгосрочную аренду, а украинское руководство было отстранено от его управления. В это время на заводе работали 300 сотрудников в режиме неполного рабочего дня. Завод являлся ведущим производителем и экспортером современных среднетоннажных танкеров. При этом предприятие преимущественно работало на экспорт — основными заказчиками являлись Норвегия и Нидерланды. Сейчас же захват «Залива» изменил планы его украинского владельца в сфере судостроения. Ранее компания Жеваго объявила себя полноценным владельцем норвежского судостроительного завода Nor Yards. Планировалось, что «Залив» будет работать в кооперации с Nor Yards: крымское предприятие проектировать и производить корпуса судов, а норвежское — начинять их. Но у крымской власти оказались свои планы. Назначив нового директора, предприятие получило ряд государственных заказов, что спасло сотрудников от высвобождения, а оборудование — от простоя.
В планах властей оказалась и Феодосийская судостроительная компания «Море», которая относится к военно-оборонному комплексу Крыма и специализируется на военном и гражданском судостроении. Она была национализирована республиканскими властями в числе первых. В настоящий момент на предприятии назначен новый директор, и ведется работа по погашению задолженностей по заработной плате. Обеспечить госзаказами обещают и это предприятие.
Кроме того, на данный момент власти Севастополя работают над процедурой выкупа крупнейшего судостроительного предприятия в городе «Севморзавода», который с 2010 года принадлежит Петру Порошенко. Глава города Сергей Меняйло подчеркивает факт того, что процедура будет проходить исключительно в правовом поле. В советское время предприятие входил в число мировых лидеров по строительству плавкранов. К 2010 году завод практически прекратил производственную деятельность, а из 16 тысяч рабочих осталось 200 человек. В 2013 году объемы реализации продукции составили 180 млн рублей.
Даже «избавившись» от украинских собственников, над крымскими предприятиями нависла угроза европейских санкций и статус непризнанной территории для большинства мировых стран. «Русская планета» поинтересовалась у специалиста по инвестициям и внешнеторговой деятельности Регионального центра экономического развития Крыма «ЭРА Крым» Джафера Джемилева, как будет развиваться судостроение в Крыму, если учесть, что иностранные заказчики могут побояться строить суда на предприятии непризнанного полуострова.
– Этот вопрос остается сложным, — рассказывает в комментарии «Русской планете» Джафер Джемилев. — Имея значительную конкуренцию на международном рынке и определенные риски, иностранные заказчики не пойдут на это. Во-первых, компании такого масштаба в основном работают со многими странами, и сейчас они не готовы из-за работы с Крымом попадать под возможные санкции со стороны Евросоюза и других стран, не поддержавших присоединение республики к России. Мы еще раньше прорабатывали вопросы работы с непризнанными территориями. Конечно, существуют схемы обхода санкций, и их достаточно много, также есть много других стран, которых не поддерживают санкции в отношении Крыма. Но, в общем, экспорт крымской продукции имеет слишком много проблем, чтобы полноценно развиваться. Также думаю, что большинство страховых компаний не захотят страховать судна, произведенные в Крыму, по причине все тех же высоких рисков, которые они вряд ли будут игнорировать.
– Значит ли это, что судостроительные заводы будут ограничиваться лишь ремонтом и изготовлением деталей, а также исключительно государственными заказами?
– По сути это ближайшая перспектива судостроительной отрасли, которая будет основываться на государственных и оборонных заказах, по крайней мере, пока не решится политический вопрос с Крымом. Создается возможность работы с местными российскими заказчиками и госсектором. Думаю, что поддержка предприятий государством сыграет в этом ключевую роль. Ну, и в то же время, если учитывать объемы госзаказов в России, то можно предположить, что предприятия в Крыму могут работать в полную силу.
– Насколько, на ваш взгляд, допустим принудительный выкуп и национализация таких крупных промышленных объектов со стороны крымского правительства?
– В этом вопросе я абсолютно не согласен с крымским правительством. На Крым за последние полгода обрушилась масса негатива. Иностранный, да и местный инвестор имеет ряд опасений и абсолютно не готов вкладывать деньги в Крым. Вместо того чтобы избавиться от этого, мы национализируем имущество иностранных и местных граждан по очень сомнительным причинам, вместо того, чтобы, наоборот, дать им гарантии защиты. В этом, я думаю, есть ошибка властей.
Крупнейший химический завод полуострова «Крымский Титан» (Армянск) продолжает оставаться ведущим производителем диоксида титана в странах Восточной Европы. Он вместе с «Крымским содовым заводом» (Красноперекопск), производящим кальцинированную соду, принадлежит украинскому газовому магнату Дмитрию Фирташу. На сегодняшний день «Титан» нарастил долги по выплате заработной платы сотрудникам и уплате налогов в бюджет из-за трудностей с возвратом средств за реализованную продукцию.
Как сообщил и.о. главы администрации Армянска Валентин Демидов, ситуация на «Крымском Титане» непростая: сегодня предприятие работает на сырьевой базе Украины, а рынок сбыта находится в Европе, из-за чего возникает длительная процедура прохождения денег от начала производства до сбыта и возврата средств на предприятие для выплаты зарплаты и налогов. При этом «Крымский Титан» для Армянска является градообразующим предприятием, от которого напрямую зависят поступления налогов, оплата труда местным жителям и деятельность ряда предпринимателей.
По мнению Джафера Джемилева, предприятия украинских бизнесменов в Крыму сейчас чувствуют себя «некомфортно», поскольку на их деятельности сказываются политические отношения украинских собственников и крымской власти.
– Полагаю, что о комфорте говорить рано, а политическая конфронтация уже сейчас сказывается, — считает эксперт. — «Крымский Титан» экспортировал свою продукцию в десятки стран мира, и сейчас по нему больше всего бьют санкции. Напряженность украино-российских отношений и проблема на границе с Крымом уж никак не играет на пользу заводу. Я думаю, что большинство украинских граждан будут избавляться от крымской собственности по причине высоких рисков и возможной потери этой собственности. В крупном бизнесе (да и не только в крупном) имеет значение не только украинское гражданство собственника, но и его личное отношение с крымским правительством. Я думаю, здесь стоит подходить к каждому крупному собственнику персонально.
Вместе с тем, эксперт прогнозирует, что добывающая нефтегазовая отрасль будет развиваться в Крыму, несмотря ни на что.
– Нужно учитывать, что у России есть колоссальный опыт в добыче энергоресурсов и ряд крупных компаний, работающих в этой сфере. Так что следует ожидать не только прежних уровней добычи газа ныне республиканским предприятием «Черноморнефтегаз», но и значительного его роста. То же самое ждет и энергетическую отрасль. Что касается солнечных электростанций, то без сомнений они будут работать по причине своей востребованности. Главный вопрос состоит в том, кто будет собственником этих электростанций. Ситуация с «Activ Solar» (австрийская компания, владеющая порядка 400 МВт солнечных электростанций в Крыму, весной 2014 года остановила деятельность в Крыму, — Примеч. РП.) сложная, изменилась цена продажи электроэнергии, долги российским банкам также давят на компанию. Судьбу этой компании в Крыму сложно предсказать, в общем, время покажет.
– Исходя из нынешнего опыта, расскажите, какие отрасли в Крыму наиболее востребованы среди инвесторов?
– Востребованных отраслей для инвесторов в Крыму как никогда много. Главный критерий — ориентация на внутренний рынок полуострова. Главным образом это пищевая промышленность, бытовая химия, производство строительных материалов, сельское хозяйство, коммуникации. Высокую перспективу имеет продовольствие, которое пользуется высоким спросом в других регионах Российской Федерации, и сейчас уже можно смело говорить о бренде Крыма, который вызывает большой интерес в России.
Джафер Джемилев отмечает, что присоединение полуострова к России дало значительный стимул к развитию промышленности Крыма, и во многом транспортные проблемы и сложность доставки товаров извне играют на руку местным предприятиям.
– В составе Украины ряд крымских предприятий не могли развиваться, не выдерживая конкуренции с промышленными центрами на материке. Сейчас же мы имеем уникальную возможность развиваться по многим направлениям, и ориентироваться нужно, в первую очередь, на внутренний рынок полуострова. На данный момент уже наблюдается дефицит некоторых продуктов питания и строительных материалов, так что небольшие производства в масштабе полуострова, думаю, будут процветать. Что касается развития крупных промышленных предприятий, ориентированных на вывоз продукции из Крыма, то здесь главным образом выступает проблема строительства моста и удешевления транспортировки товаров. Но и не стоит забывать, что Крым не такой уж и большой, и российского рынка сбыта нам хватит с головой.
Крупнейший представитель пищевой отрасли, производитель мясных и колбасных изделий в Крыму — мясоперерабатывающий комбинат «Скворцово» (Симферопольский район) является одним из местных предприятий, который на себе прочувствовал все преимущества вхождения республики в РФ. Генеральный директор АПК «Скворцово», депутат Государственного совета РК Виталий Полищук рассказал «Русской планете» о том, что дает местным предприятиям воссоединение с Россией и экономические санкции.
– Для нас открылся безграничный рынок одной из самых великих стран в мире, — говорит Виталий Полищук. — Рынок, практически недоступный ранее для зарубежного производителя, которым мы являлись. Мы только мечтали о выходе на российский рынок, только готовились к преодолению таможенных барьеров, длительного бюрократического пути получения всевозможных сертификатов и прочее. Сейчас, когда мы стали российским товаропроизводителем, этот путь значительно упростился. Ответные санкции России в отношении ряда европейских стран, программа импортозамещения — это великолепный шанс для всего аграрного сектора. Мы готовы в короткие сроки расширить производство мяса, мясопродуктов, фруктов и овощей, чтобы увеличить объемы поставок как на крымский рынок, как и на рынки материковой части России, заместить импорт из ЕС прекрасной качественной крымской продукцией.
Но, несомненно, любые перемены в жизни государства являются форс-мажорными обстоятельствами для крупнотоварного производства. Сейчас предприятие «Скворцово», как и другие, проходит процесс перерегистрации в качестве субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гендиректор рассказывает, что за этот период некоторые торговые сети Украины не вернули им выручку за уже реализованную продукцию, фактически, присвоив себе средства на сумму свыше 4,5 млн гривен. Также предприятие не получило государственную компенсацию за закладку садов в размере 5 млн гривен, которые должны были быть выплачены из государственного бюджета Украины.
Также немало трудностей с транспортировкой сырья возникло после установления таможенной границы между Украиной и Крымом, в результате чего значительно выросли сроки доставки и увеличилась стоимость товара.
– По каким-то группам поставок мы находим выход из положения. По другим, таким, как оболочка, специи — вынуждены искать новых поставщиков в России. Добавлю, что вместе с партнерами из Украины и России, мы сотрудничаем и с поставщиками из стран Евросоюза. Речь идет, например, о поставках оборудования для нового суперсовременного мясоперерабатывающего завода. Несмотря на политику санкций, большинство европейских партнеров подчеркивает, что дорожат нашими отношениями. И это понятно: они стремятся не только сохранить свою репутацию надежных поставщиков, но и сохранить рабочие места, прибыль на своих предприятиях, ведь санкции и прекращение работы не по экономическим, а политическим мотивам — это затея обоюдно невыгодная, она бьет по интересам обеих сторон.
Вместе с тем, крымские товаропроизводители не боятся российской конкуренции, утверждая, что качество мясопродуктов и мясных деликатесов вполне соответствует российским стандартам, а во многом и превосходит их. Виталий Полищук отмечает, что «Скворцово» уже получило ряд предложений выпускать свою продукцию, но в оболочке от ведущих российских брендов. Но для полноценной конкуренции с российскими производителями необходимо находиться в равных условиях.
– Нам предстоит наладить логистику, завершить процесс перерегистрации, получить весь пакет соответствующих сертификатов. Кроме того, чтобы занять свое место на российском рынке, нужно потратить немало средств на продвижение наших брендов в России. Ранее, когда Крым находился в составе Украины, было потрачено немало средств на узнаваемость бренда и его продвижение. Сейчас тот же самый путь по продвижению ТМ предстоит проделывать заново. Сколько это будет стоить в РФ, говорить еще рано — идет изучение, конкретизация перспектив рынка.
Ждет своего развития также отрасль виноградарства и виноделия в Крыму, которая, наконец, получила государственную поддержку. Сейчас на развитие виноградарства федеральный бюджет выделил порядка 340 миллионов рублей. Директор завода шампанских вин «Новый Свет» (Судакский район), председатель крымского бюро винограда и вина Янина Павленко в комментарии «Русской планете» высказала мнение, что такой поддержки правительства, которая есть сейчас, отрасль виноградарства в Крыму не видела десятки лет. По мнению винодела, санкции ЕС не скажутся на винодельческих компаниях.
– На европейском рынке нашу продукцию особо никто не жаловал и не жаждал видеть. Все продажи в ЕС были мизерными и разовыми, потому что вся европейская политика в области виноделия направлена на развитие продукции собственного местного производства. И в этом плане Европа сильно защищает своих производителей вина. Зато мы сегодня поставляем нашу продукцию уже не на экспорт, а напрямую на внутренний рынок без каких-либо пошлин. В связи с этим началось эффективное развитие именно местных продаж по регионам России. Мы надеемся на увеличение производства со следующего года. Думаю, в ближайшем будущем Крым сможет вернуть себе былую славу края садов и виноградников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости