Новости – Люди












Люди
Как убили мамонта Степу

Иногда подлинную историю гибели мамонта можно рассказать с вероятностью в 85%. Фото: Мария Чернова
Что можно узнать о жизни и смерти древних животных по их останкам
16 октября, 2014 06:45
9 мин
По костям и бивням древних животных, которых находят в Иркутской области, можно определить не только их возраст и вкусовые привычки, но и причины и обстоятельства их гибели. «Русская планета» попросила иркутских историков и археологов рассказать, как жили и как умерли звери, останки которых выставлены в музеях и хранилищах Приангарья.
Мамонтенок Степа
Мамонтенок Степан жил на левом берегу реки Белая на территории Усольского района 25 тыс. лет назад. Однажды его стадо вышло к реке попить воды, как вдруг на него напало племя первобытных людей. Люди не подходили слишком близко, но их факелы и шум напугали стадо, и в особенности маленького Степу. Животные заметались вдоль реки. Мужчины погнали мамонтов на юг.
Вдруг земля ушла у Степы из-под ног — он с треском провалился в яму. Охотники, как обычно, вырыли перед погоней ловушку, закрыли ее сверху жердями и замаскировали ветками. Выбраться из ямы Степа уже не смог. Охотники добили его сверху. И ловушка автоматически превратилась в кладовую, где первобытные хозяйки хранили целую гору мяса.
– Тушка мамонтенка около 100 килограммов весом могла обеспечить до полугода сытой жизни целой семьи, — говорит археолог и историк Сергей Ипатьев. — Эта история случилась с вероятностью до 85%. Фрагменты скелета мамонтенка были обнаружены на небольшой глубине: останки ископаемого течение разнесло в радиусе до полутора метров по древней морозобойной трещине. Возраст костей составляет около 25 тысяч лет.
— Также возможно, что первобытные люди подобрали уже мертвого мамонтенка. Версию «пищевого использования» мамонта подтверждают расположение и вид костей: они, в том числе череп, разрублены, зубы лежат в стороне, ребра также порублены и сложены в отдельную кучку, — дополняет инженер-исследователь кафедры археологии и истории древнего мира Иркутского госуниверситета Дмитрий Лохов.
Носорог, который боится
Шерстистый носорог жил в Усольском районе на территории в районе нынешних поселков Мальта и Новомальтинск. Древние сибиряки поймали его в глубокую яму, вырытую на им же протоптанной тропе. А возможно, и убили во сне каменными топорами и копьями.
В его время — 14 тыс. лет назад — Усольский район представлял собой страну больших озер, где обитали мамонты, пещерные львы и саблезубые тигры.
– Но шерстистые носороги все же были предпочтительнее для древних охотников, хотя и весили, как правило, под 5 тонн. Несмотря на столь серьезную массу и крепкую броню, эти животные были очень осторожны и боязливы. Учуяв людей, они обычно обращались в бегство. Однако раненые или сильно напуганные носороги с бешеной яростью бросались на врага, тараня его мощными рогами на морде, — рассказывает историк Ипатьев. — Этот зверь был типичным четвероногим времен мамонтовой фауны. И наиболее вероятная причина вымирания шерстистого носорога — перемены в климате, потепление и последующее изменение флоры. Окончательно шерстистых носорогов не стало на материке Евразия примерно 10 тысяч лет назад.

Нетамбовский волк
Плотнее всего первобытные сибиряки на территории нынешнего Иркутска селились на месте нынешнего Свердловского района. Здесь могильники тянутся непрерывно от рощи Звездочка до реки Иркут, где Ангара сливается с ним и Ушаковкой. Небольшие холмы и просторные долины были крайне удобны для рыболовства, охоты и собирательства.
– Крючки для рыбной ловли, гарпуны из кости, скребки и резаки из камня, а также украшения из кабаньих клыков, кольца из нефрита, скульптуры оленьих и рыбьих голов. В общей сложности, 34 могильника, в которых найдено больше 2 тысяч погребальных артефактов каменного века. Все эти захоронения были похожи между собой более или менее. Кроме одного, — интригует археолог Алексей Туровников.
На территории нынешней остановки «Райсовет» много тысяч лет назад был захоронен тундровый волк. Вместе с черепом человека.
– Что за цель преследовали люди, совершившие обряд, точно сказать нельзя, — говорит Туровников. — Но сравнивая эту необычную находку с так называемыми рядовыми могильниками, где людей хоронили без голов, предположу следующее. Десяток тысяч лет назад у наших предков существовал определенный культ голов: у покойников головы отрезали, чтобы совершать некие мистические обряды.
Северный олень и турецкий бык
В границах нынешнего Куйбышевского района Иркутска, на одном из холмов правого берега реки Ушаковки, на землях будущего военного госпиталя 30 тыс. лет назад мирно паслось стадо туров. Охотники напали внезапно, поздней весной. Они нацелились на молодняк, но крупные самцы вступили в бой за телят.
– О том, что бой с взрослыми быками был вынужденным и для людей явно нежеланным, говорят другие аналогичные могильники, в которых костей взрослых туров обычно нет. Естественных врагов у дикого быка в принципе было немного: крупные и агрессивные животные легко расправлялись с любыми хищниками. Дело нередко заканчивалось не в пользу и вооруженного каменным оружием человека, — рассказывает Сергей Ипатьев.
Дикий, или турецкий, бык — прародитель всего современного крупного рогатого скота. В холке достигал высоты в 1,7–1,8 м, весил до 800 кг. На голове у него были длинные острые рога, а на спине — узкий белый «ремень» вдоль хребта на черно-бурой шкуре. Жили дикие быки малыми группами или поодиночке, только на зимний период объединяясь в стада покрупнее.
– В 1627 году умер последний тур на Земле. Но, несмотря на это, образ дикого быка до сих пор часто используют в пословицах, былинах и обрядах в России и на Украине. «Игра в туров», имеющая брачный характер, где бык изображался человекоподобным, аж до конца XIX века была известна в России. Ее описал историк Мошков, — продолжает историк.
А в нынешнем иркутском районе Лисиха с конца каменного века лежит погребение с останками других нетипичных для Прибайкалья животных — бизонов. Его тоже сделал человек.
– Это неуклюжее с виду животное очень легко и быстро бегало, такой галоп не каждая лошадь осилит. Для охотника бизон был очень опасен, если он был раздражен. Подкрасться к нему было сложно: у бизонов были хорошее обоняние и слух. На эту охоту первобытные сибиряки ходили группами от четырех человек ввиду ее опасности, — объясняет Сергей Ипатьев. — Примечательно, что костей бизонов у «древних иркутян» было сравнительно меньше, чем оленей или диких туров. Вероятно, это связано с тем, что стадо бизонов очень сложно разделить и перебить поодиночке.
Летом бизоны паслись на широких равнинах, а на зиму заходили в леса. Они жили стадами до 20 тыс. голов, которыми руководили несколько старых самцов.
Шкуры и мясо бизонов котируются во времена неолита выше остальных парнокопытных: из выдубленных шкур молодняка люди делают одежду и жилища, из костей — посуду и оружие, а из сухожилий и шерсти — нитки и веревки. Помет бизонов идет на топливо для разведения огня.
– Много бизоньего молодняка по зиме гибло от холода. Лепту вносил и их кочевой образ жизни: при переходах через подмерзшие реки лед ломался под солидным весом бизонов, и под воду шли целые стада, — замечает Ипатьев.
По мамонту в год
– Останки мамонтов в Иркутске находят ежегодно, — рассказал РП начальник отдела археологии региональной службы охраны объектов культурного наследия Михаил Скляревский. — Наиболее известный могильник с костями этого животного раскопали ровно 90 лет назад в центре города. Как признавались сами археологи, они искали такую находку на наших землях без малого 80 лет.
В 1924 году «переселенческий пункт» древних людей нашел в центре Иркутска известный археолог страны Михаил Герасимов. Позднее на месте этой стоянки ученые стали находить все новые и новые (а по возрасту все более древние) останки животных эпохи палеолита.

– Буквально несколько лет назад на этой площадке сделали очередное открытие: нашли самые древние в регионе останки животных и свыше ста предметов эпохи каменного века. Найденные орудия труда и изделия из костей — археонаходка мирового значения. Для Иркутска это самые древние артефакты. Им 35 тысяч лет, — рассказывает Скляревский.
Таким образом, не только мамонтов, но и людей у Байкала до нашей эры жило очень много.
– Памятников открылось уже столько, что мы не успеваем исследовать их,— говорят РП эксперты. — Если взять любую территорию вдоль реки Ангара, от самого Байкала до ее устья, то выяснится, что буквально в каждом распадке была стоянка древних сибиряков и каждый десятый километр был заселен. Населения в древней Сибири было больше, чем в нынешние времена. Так, на реке Витим сейчас на тысячу километров едва ли наберется три села, а раньше на каждых ста метрах были видны отпечатки людей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости