Новости – Люди












Люди
Четыре в одном

Владимир Миклушевский подписывает соглашение о создании Владивостокской агломерации. Фото: официальный сайт администрации Приморского края
Что даст Владивостокская агломерация ее жителям
31 октября, 2014 09:48
8 мин
28 октября губернатор Приморья Владимир Миклушевский подписал соглашение о создании Владивостокской агломерации. В нее вошли Владивостокский и Артемовский городские округа и Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы, сохранившие свои прежние территориальные границы. «Русская планета» выясняла, что это объединение даст Приморью на самом деле.
Дороги
– Создание агломерации — это, прежде всего, повышение транспортной доступности, — заявил на церемонии подписания соглашения Владимир Миклушевский. — Мы планируем развивать сеть автомобильных дорог и прочих средств сообщения.
Жителям муниципалитетов в границах агломерации общее транспортное сообщение даст возможность, в первую очередь, выбирать себе любое место работы в ее пределах и без проблем добираться в офис и домой. Сейчас это уже возможно между двумя муниципалитетами из четырех.
– Между Владивостоком и Артемом уже сложилась так называемая маятниковая миграция, — поясняет корреспонденту РП Алексей Костенко, первый вице-губернатор Приморского края. — Часть жителей Владивостока ежедневно отправляется на работу в Артем, а часть — в обратном направлении, из Артема во Владивосток.
Кроме того, модель агломерации позволяет развивать спальные районы и так называемые «города-спутники», чтобы большая часть населения не стремилась переезжать именно во Владивосток.
– Все больше обитателей мегаполисов предпочитают жить и растить детей в пригороде, а работать в городе. Не учитывать эту тенденцию было бы стратегически неверным решением, поскольку со временем она будет проявляться все сильнее, и размеры пригородных зон будут непрерывно расти, — рассказывает «Русской планете» кандидат экономических наук, эксперт в области городского планирования Владимир Иконников.
– Низкая плотность населения сама по себе не приговор, — поясняет нашему корреспонденту директор Института экономических исследований ДВО РАН Павел Минакир. — Достаточно создать продуманный инфраструктурный каркас, в нужном направлении развить транспортную инфраструктуру, чтобы низкая плотность населения перестала быть сдерживающим экономическое развитие территорий фактором. Зона 60-минутной транспортной доступности — это пространство для формирования единого рынка труда.
Дома, школы, больницы
Когда все условия для агломерации будут созданы, ее жители смогут выбирать, в каких больницах им лечиться и в какие школы отдавать своих детей. Формально у них такая возможность уже есть, но опять же — добираться трудно. Общее качество социальных услуг, как обещают эксперты, тоже вырастет.
– Появляется возможность реализовать социальные проекты, которые не может поднять один бюджет. Современный кардиохирургический центр, например, не построить одному Артему. А вместе с Владивостоком, Надеждинским и Шкотовским районами это вполне реальный проект. Особенно если учитывать дополнительные новые возможности по привлечению федерального финансирования. Это работает не только в сфере социальной инфраструктуры, но и в области транспортной, инженерной инфраструктур, — поясняет Владимир Иконников.
За счет бюджетов и общих инвестиций можно совместно строить жилье и развивать туризм, на который в Приморье традиционно возлагают большие надежды.
Как напоминают эксперты, сейчас жилищные стройки на юге Приморья сдерживает в том числе изношенность коммунальных сетей. Также мешают бюрократические формальности, которых в границах агломерации уже не будет.
– Между нашими муниципалитетами на сегодняшний день есть тесная взаимосвязь инженерных систем, — говорит корреспонденту РП мэр Владивостока Игорь Пушкарев. — Если агломерация будет развиваться так, как это задумано, то мы получим дополнительные ресурсы для развития инженерной инфраструктуры. Это приведет, в том числе, и к увеличению количества доступного жилья.
– С созданием Владивостокской агломерации административные барьеры преодолеть будет легче, — надеется глава Шкотовского района Виктор Михайлов. — Вопросы по присоединению к воде, электричеству будут решаться более оперативно.
Политика
Соглашение о создании Владивостокской агломерации предполагает, что в ней будет создан специальный межмуниципальный совет. Туда войдут представители исполнительной власти всех четырех муниципалитетов. Именно этот совет будет определять единую политику управления.
– Мировой опыт свидетельствует, что единая политика управления несколькими территориями, как правило, приводит к экономическому рывку, — поясняет корреспонденту РП доктор экономических наук Владимир Гребников. — В России эта практика только нарабатывается, и привести эффектные примеры роста в результате агломерации пока сложно. Укрупнение территорий и согласование их стратегий открывает дополнительные ресурсы. Если Владивосток намерен стать территорией опережающего развития, то ему рано или поздно придется выработать единую стратегию. Создание агломерации позволяет надеяться, что это случится не слишком поздно.
Предполагается, что каждый муниципалитет будет «специализироваться» в определенной экономической отрасли, так что за рабочую силу и размещение перспективных производств они конкурировать не будут.
При этом, как заявлял губернатор Владимир Миклушевский во время подписания соглашения, в рамках проводимой реформы местного самоуправления агломерация передаст с муниципального на краевой уровень градостроительную политику. Правила землепользования и застройки этой территории будут едиными. Вероятно, это позволит сократить и чиновничий аппарат в районных и городских администрациях.
– Самый очевидный эффект от объединения муниципалитетов в том, что открывается простор для малоэтажной жилой застройки, — рассказывает Владимир Иконников. — Это позволяет изменить не только облик пригородных зон, но и всего центра Владивостокской агломерации. Появляется шанс отказаться от пресловутой точечной застройки, действовать системно, планомерно. Кроме того, за счет новых территорий можно разделить промышленный и жилой центры города, вынести за пределы жилых микрорайонов остатки предприятий. Это улучшит качество городской среды и даст огромный экологический эффект. Бухта Золотой Рог, может быть, снова станет настолько чистой, что в ней будут жить трепанги. А жители получат нормальную набережную вдоль почти всего берега Амурского залива. Агломерацию стоило создать хотя бы ради этой уникальной возможности.
Как говорят власти, с объединением муниципалитетов они надеются решить еще одну проблему — предоставления земель молодым семьям из Владивостока. Остаться в пределах города и при этом на своей земле семейным парам физически очень сложно.
– Мы обязаны выполнять краевой закон и предоставлять землю молодым семьям и семьям с двумя детьми, — говорит мэр Владивостока Игорь Пушкарев. — Однако в пределах Владивостока земли не хватает. Мы пытаемся решать вопрос с предоставлением земли за счет федерального резерва, но этого ресурса недостаточно. При условии развития транспортной, социальной инфраструктуры мы сможем снять эту проблему. Жители Владивостока поедут и в Артем, и Надеждинский, и в Шкотовский районы, если они ничего не потеряют в качестве жизни при смене места жительства.
Кто хочет стать «миллионником»
Все опрошенные корреспондентом «Русской планеты» эксперты упоминают еще об одном эффекте, который даст создание Владивостокской агломерации — имиджевом. Его сложно измерить в цифрах, однако он станет, пожалуй, самым ожидаемым результатом объединения.
– Нужно понимать, что с созданием агломерации Владивосток становится городом-«миллионником», — поясняет Владимир Иконников. — А это уже принципиально другой статус, радикально иные возможности, другое финансирование. Но, главное, иная роль в регионе и на карте страны. Только в результате объединения Владивосток может реализовать потенциал, заложенный в его названии, и действительно начать «владеть Востоком», стать столицей тихоокеанской России.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости