Новости – Люди












Люди
Недокомплект

Маленькие детдома с «недокомплектом» безопаснее для детской психики, чем большие «уплотненные». Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС.
Что будет с сиротами из ликвидированного детдома в Комсомольске
4 сентября, 2014 14:32
6 мин
1 сентября в Комсомольске-на-Амуре закрылся детский дом № 9. Детей распределили в другие детдома, воспитателей сократили. В ближайшие недели, как рассказали РП в краевом министерстве образования, в регионе будет закрыто еще одно такое учреждение — детдом № 7 в Хабаровске. Оба они прекратили работу из-за «недокомплекта»: воспитанников здесь меньше, чем предусмотрено нормативами. Корреспондент «Русской планеты» пыталась понять, хорошо ли это, когда закрываются детские дома.
Забрать нельзя оставить
– Я не знаю, откуда пошли слухи, что в городе якобы с негативом восприняли закрытие детдома и расформирование детей по другим местам, — говорит РП директор закрытого детдома № 9 Ирина Панасенко. — Наверное, ваши коллеги из СМИ постарались. В здании детдома будет садик, горожане этому рады, ждут не дождутся, когда можно будет сюда ребятишек привести: очередь в дошкольные учреждения у нас немаленькая. Да и вообще ситуация эта, с расформированием, нормальная абсолютно. Это сейчас политика нашего государства: у ребенка есть право жить в семье, а в нашем городе существует очередь из усыновителей, многие хотят ребятишек забрать, потому и детдома пустуют. А детки восприняли переезд легко. У нас их в последнее время и оставалось всего семь человек, и все дошкольники. И они с удовольствием уехали в другой детский дом, такой же маленький и уютный, как наш. Так что никакого негатива здесь нет и быть не может.
Неделей ранее Ирина Панасенко, между тем, высказывала сожаление, что детей стали меньше забирать из неблагополучных семей, поэтому и получился «недокомплект». «По моему мнению, многим из таких ребятишек было бы гораздо лучше у нас, если сравнивать условия, в которых они живут у горе-родителей», — говорила она.
– Это ведь хорошо, что не забирает (детей у неблагополучных родителей — Примеч. РП.)! У государства и нет цели взять всех детей «под себя», — подтверждает в разговоре с РП Владимир Шубин, заместитель начальника управления опеки и попечительства Хабаровского края. И добавляет: задача государства — поддержать семью, где родитель оступился, чтобы изъятий было как можно меньше.
Это хорошо, но сейчас это работает не везде, возражают жители Комсомольска. Оказывается, для некоторых из них закрытие детдома — плохая новость.
– Вон сколько семей, из которых деток лучше бы забрать. У нас во дворе живут такие, — заявляет корреспонденту «Русской планеты» горожанка Анна Шарафетдинова. — Четверо детей, предоставлены сами себе. С ними страшно во дворе встречаться. Завшивленные все, если кто-то угостил сладостями или фруктами — накидываются на еду так, будто неделю не ели. Мальчика одного из этой семьи только недавно сняли с учета из детской комнаты милиции: он у младшеклассников деньги отбирал, а ему самому всего 11 лет, это что же дальше будет? Родителей этой оравы я лично трезвыми не видела. Ну и что, скажете, в семье им лучше, чем в детдоме? Там их, по крайней мере, оденут, накормят, проследят, чтобы в школу ходили, вылечат. Но нет ведь.
Этот спор способны подытожить психологи, работающие с детьми. Но у них однозначного ответа на вопрос: «Забрать или оставить?» — нет.
– Ответа нет уже потому, что нет двух одинаковых детей и двух одинаковых семей. Как у Толстого: все несчастливые семьи несчастливы по-своему, — объясняет РП психолог Виктория Пимоненко. — Если речь идет об угрозе здоровью ребенка, его физической и психической безопасности, если он голодает, не учится, и все это по вине родителей — стоит ли говорить, что детский дом в данном случае будет спасением, причем в самом прямом, буквальном смысле?
«Общие» дети
Корреспондент «Русской планеты» дозвонилась в детский дом № 11, куда переехали бывшие воспитанники закрытого девятого. Его сотрудники заверили, что малыши — а привезли туда сирот от 4 до 6 лет — в порядке и что у них есть все необходимое: и игрушки, и книжки, и нарядная одежда.
Только, как говорят психологи, даже в образцовом детдоме нет главного — близких каждому ребенку взрослых. Наш эксперт утверждает: постоянная жизнь в детдоме зачастую делает из детей маргиналов — точно так же, как пьющие родители.
– Есть мнение, что чем дольше ребенок живет вне семьи, в большом детском коллективе, тем больше это разрушает его, — говорит Виктория Пимоненко. — У него нет личного пространства. Он вынужден подстраиваться под большинство и не смеет не только высказать, но часто и сформировать свое собственное мнение. У него нет элементарных навыков поведения в обществе, самообслуживания и так далее. Результат — несамостоятельность, безответственность, неумение сказать «нет» даже в ситуациях, угрожающих благополучию, безопасности и здоровью. Такие дети не знают, что значит «мое», но это фактически то же самое, что и не понимать, что такое «чужое»… Чувствуете, к чему я клоню? Да к тому, что детские дома чаще всего «выдают» в общество беспомощных неудачников, которые очень быстро оказываются там, откуда, грубо говоря, пришли: в подворотне, в нужде, в пьяной или преступной компании.
В идеале, по словам Пимоненко, сирот должны брать приемные семьи. А если устроить детей в семью органам опеки не удается, надо помещать их в маленькие детдома, семейного типа, где в группе максимум шесть-восемь воспитанников и много взрослых, чтобы каждому ребенку уделялось достаточно внимания.
Статистика по усыновлениям в Хабаровском крае не самая плохая. По данным, предоставленным «Русской планете» краевым Министерством образования и науки, за последние два года количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось в регионе с 9463 до 8986 человек. Около двух тысяч детей воспитываются сейчас в детских домах и более 5,5 тысяч находятся под опекой в замещающих и приемных семьях.
– В последние годы в Хабаровском крае детдома закрывались именно потому, что процентов семьдесят детей-сирот забрали в семьи, — рассказывает РП Владимир Шубин. — И это со многими вещами связано. Мы сделали хорошие выплаты для опекунов, работа по профилактике ведется большая, создана сеть служб по сопровождению приемных семей, по подготовке приемных родителей. Вот потому и детей чаще разбирают, и неблагополучных семей меньше становится, поэтому и наполнение детдомов ниже. Если без родителей остались маленькие дети — мы их практически сразу отдаем, у нас в крае очереди за ними стоит. Кто постарше, с теми потруднее, но и их берут.
За 2013-2014 годы в Хабаровском крае закрылось уже четыре детдома. Это хорошая новость о тех детях, кого удалось устроить в семьи. Но других, которых не «разобрали» опекуны, теперь «уплотняют», и количество воспитанников в группах растет. Тогда как маленькие детдома с «недокомплектом», с точки зрения психологов, для этих детей были бы безопаснее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости