Новости – Люди












Люди
«Что, распилили денежки?»
Фото: Павел Лавров.
В Новокузнецке чиновники не смогли объяснить, куда ушел 1 млрд 300 млн рублей бюджетных денег, направленных на благоустройство города
25 апреля, 2014 11:43
7 мин
Заседание городской коллегии из скучного собрания превратилось в показательную порку чиновников сферы дорожного хозяйства и благоустройства.
– Я так понимаю, главный принцип благоустройства — как распилить денежки, — мэр Сергей Кузнецов был резок. — Мы выделяем массу денег из бюджета, а они растворяются на улицах в мелких лужицах этими людьми в оранжевых жилетках. Мы дали почти полтора миллиарда на благоустройство. Можно на эту сумму город в порядок привести? Можно. Несколько раз. Купить нужную технику. Нанять подрядчиков. Выстроить систему взаимодействия, логистические цепочки. Почему этого не делается? Это вопрос организации. Существуют правила благоустройства города. На 170 листах. Но они у вас живут сами по себе. Кто их читал? Кто следит за их выполнением? Где механизм контроля? А город тем временем практически убит.
Ни один из начальников профильных комитетов администрации не смог дать главе города точного отчета по потраченным бюджетным суммам. Оправдываться — пытались. Ссылались на огромный объем проделанной работы. Например, автодорог в городе — почти 6 млн м2. И каждый метр требует текущего обслуживания. Но и тут нашлась загвоздка: оказывается, никто не знает, сколько это стоит.
– Мы пытались выяснить и неоднократно делали запросы, как можно измерить затраты на ямочный ремонт. Но нам даже не сказали, какая там единица измерения, погонный метр дорожного полотна, квадратный? — говорит депутат Наталья Гайнулина. — Как мы можем контролировать денежные потоки, которые в этот ямочный ремонт уходят, как в бездонную яму? Нам необходима система оценки эффективности этих работ, причем по всем дорожным и коммунальным службам.
– Дороги стареют быстро, — уверяет замначальника комитета дорожного хозяйства и благоустройства Федор Зернин. — Чтобы привести эту систему в равновесие, нам ежегодно нужно делать капитальный ремонт 50 км дорог. А мы делаем 15 в лучшие годы. Остальное приходится латать. Чем дальше запущена эта ситуация, тем больше разбитых дорог, тем выше затраты на ямочный ремонт.
Эффективность капитального ремонта доказана на практике: проспект Строителей, основательно отремонтированный несколько лет назад, пожалуй, единственная в городе дорога, которую не костерят новокузнецкие автолюбители. Сделали ее по уму: с гравийной отсыпкой, бетонной основой, двойным слоем качественного асфальта. Уже несколько лет это полотно не поддается нагрузкам: ям нет. Не надо ремонтировать.
– Я вот понять не могу: что, неужели наверху нет людей, которые бы поняли выгоду от качественного ремонта? Что там, экономистов нет, чтобы эффект посчитать? — удивляется автолюбитель Игорь Зайцев. — Те деньги, которые ежегодно в ямочный ремонт закапывают — их же просто хоронят. Ну, кинули заплатку на яму, так через два дня ее колесами опять выбьет, и так с весны до осени одну и ту же яму раза по четыре-пять приходится заделывать.
Переулок Колхозный — яркое подтверждение слов Игоря. Только за нынешнюю весну дорожники трижды заходили сюда с ямочным ремонтом. Заплатки держатся до первого дождя. Потом растворяются.
Алексей — владелец внедорожника. Ему до небольших ямок дела нет, поэтому на дороге он чувствует себя довольно уверенно. Но когда на пути встречается выбоина вроде тех, которыми пестрит объездная дорога Центрального района, и он начинает старательно объезжать препятствия, невольно устраивая слалом.
– А ведь на прошлой неделе тут техника работала, все засыпали. И даже несколько дней было относительно нормально. Я тут каждый день езжу: ребенка в садик вожу, — рассказывает Алексей. — Но это к качеству самого ремонта еще вопросы. Вот как его, например, в Германии делают? Там ямку заделают, шпателем замажут, строительным уровнем проверят: ровно ли? Огородят, чтобы просохла. А у нас? Проезжает грузовик над ямой, из кузова один рабочий лопатой раствора туда — плюх! Второй следом подойдет, лопатой сверху шмяк — утрамбовал. И дальше поехали. Была ямка, стала кочка. И как она успеет застыть, если следом за этим грузовиком машины сплошным потоком идут? Пятнадцать минут живет такой ремонт.
Попытка вырваться из замкнутого круга за счет применения новых строительных и ремонтных технологий предпринята прошлым летом. В режиме эксперимента несколько крупных городских улиц, включая проспекты Ермакова и Металлургов, отремонтировали по технологии «кейп-сил». На старый асфальт уложили армирующую сетку, залили вязкой основой, а сверху посыпали мелкие камни. Получившаяся структура должна лучше держать нагрузки как от транспортного потока, так и от погодной эрозии. Получается быстрее, дешевле и надежнее, чем привычная технология с применением асфальтоукладчиков. Нынешняя весна показала: «кейп-сил» себя оправдал. В распутицу на этих дорогах ям не было.
В нынешнем году ремонт дорог по новой технологии будет продолжен. Осталось дождаться нужных погодных условий: «кейп-сил» штука капризная, наносить это покрытие можно только во время летней жары, тогда он ложится идеально. Некоторые городские магистрали ждет и более масштабный ремонт — капитальная реконструкция.
– Мы прекрасно понимаем, что временная дорога — это очень затратно, — признает замначальника УДКХ Федор Зернин. — Мы видим по южному въезду в город, где на улице Нижнепролетарской была сделана временная дорога, что она не продержалась и полутора лет. Там сейчас участок около 200 м пришел в полную негодность, его весной подмыло талыми водами, и он просел. Но с нынешнего года мы будем требовать от подрядчиков гарантии выполненных работ даже на временных дорогах. Чтобы они использовали качественные материалы, а если те не выдержат, чтобы ремонтировали уже за свой счет, а не за счет бюджета.
– В некоторых дорогах нет арматуры. Нет бетона. Кто делал? Кто контролировал? Кто их принимал в таком виде? Кого наказывать? За три года все новые дороги развалились, — отчитывает подчиненных Сергей Кузнецов. — Развели комитетов и организаций, а спрашивать с кого? Ответственность размыта. Я обращаюсь к депутатам: разработайте законодательный механизм, по которому администрация могла бы применять санкции к нарушителям. Если нужно вмешательство не на уровне города, а на областном или даже федеральном уровне, что же, у нас есть право законодательной инициативы. Только надо это делать максимально быстро. Город стоит на краю гибели всей системы благоустройства.
Чтобы сохранить дорожную инфраструктуру Новокузнецка, члены городской коллегии предложили пойти по пути крупных мегаполисов, например, соседнего Новосибирска и полностью запретить въезд в город большегрузному транспорту. Для этого придется создать на городских окраинах крупные логистические центры. Чтобы фуры разгружались на складах, а оттуда грузы в город доставлялись машинами малой грузоподъемности.
– Вывод неутешительный, — подытожил глава города. — Деньги расходуются неэффективно. Это не только дорог касается. Это и состояние дворовых территорий, и состояние зеленых насаждений. Это безответственность. Все предприятия, организации, комитеты должны сделать выводы. Со всеми подрядчиками разработать новую систему контрактов. А иначе мы так и будем удивляться: почему дороги плохие, почему фасады домов осыпались?
По потраченным деньгам мэр ждет от своих подчиненных полного финансового отчета. Надо понять, где именно осели без малого полтора миллиарда рублей. К проверке будут привлечены независимые экономисты и правоохранительные органы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости