Новости – Общество
Общество
«Родителей пугает само слово ”интернат”»
Ученики школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
Почему обычные школы не всегда подходят детям с ограниченными возможностями, как и где учатся особенные дети, узнавала «Русская планета»
8 декабря, 2015 15:33
8 мин
В этом году школе-интернату для детей с ограниченными возможностями здоровья 95 лет. В деревне Красненькой, расположенной в нескольких километрах от Тамбова, живут и учатся дети с нарушениями слуха, зрения и речи. Корреспондент РП побывала в старейшем специализированном учебном заведении региона и узнала, почему инклюзивное обучение, о плюсах которого так много говорят на уровне государства, подходит далеко не всем детям.
В школе-интернате сейчас учатся чуть больше 100 детей. Около 70 из них живут здесь постоянно. В основном это ребята из отдаленных районов области. Горожан родители привозят по утрам и забирают после занятий. Система обучения здесь адаптирована под особенности развития детей. Как правило, за 11 лет ребята проходят программу 9 классов общеобразовательной, или, как здесь говорят, «массовой» школы.
– Наша школа строилась как специализированное учебное заведение для неслышащих детей, — рассказывает директор интерната Надежда Дементьева. — Но так как здесь сформировалась хорошая материальная база и собрались квалифицированные специалисты, позже к нам присоединили детей с нарушением речи и незрячих. Также у нас есть дошкольное отделение для малышей от 3,5 лет. Большинство родителей, как мне кажется, пугает само слово «интернат». Это что-то такое темное и страшное. Практически все родители, которые приводят детей в начальную школу, сначала очень настороженно к нам относятся. Ко мне одна мамочка даже со скандалом приходила: «Зачем моего ребенка в интернат? Я его ни за что не отдам!» А потом уходила от нас со слезами, потому что поняла, что детям здесь комфортно, им здесь нравится. У нас же в основном ребята из благополучных семей. Они живут здесь только потому, что нет возможности каждый день уезжать в район. А качественно организовать процесс обучения для детей с особенностями развития в каждой школе, особенно на селе, просто невозможно.
Надежда Дементьева пришла в интернат в 2001 году сразу после окончания педагогического вуза. За это время прошла путь от воспитателя до директора. Говорит, что даже не представляла, с какими трудностями придется столкнуться и согласилась на эту работу лишь потому, что устроиться в обычные городские школы было сложно.
– Я всегда говорю: если бы тогда я понимала и осознавала, что это такое, возможно, я бы сюда и не пришла. Это как щенят или котят учат плавать: бросают в речку и смотрят — поплывет-не поплывет. Так же и у меня получилось. Далеко не все педагоги здесь выдерживают. Но у нас очень профессиональный и мобильный коллектив сформировался. Наши выпускники возвращаются к нам работать, что всегда очень ценно. Учитель рисования и руководитель изо-студии «Радуга» Елена Барсукова — наша выпускница. Наш бывший ученик Игорь Тарасов занимается с ребятами греко-римской борьбой. Два года назад его сын, тоже наш выпускник Владик Тарасов, стал чемпионом сурдоолимпийских игр.
Об инклюзивном обучении, которое сейчас активно внедряется на уровне государства, большинство педагогов интерната говорят с настороженностью. Предупреждают, что далеко не все дети, которые имеют проблемы со здоровьем, смогут учиться в обычных школах.
– Это все решается индивидуально — с каждым ребенком, с каждым родителем. Не все дети имеют потенциальную возможность учиться в общеобразовательной школе. И не всем родителям хватает сил и энергии ежедневно заниматься с ребенком, следить, чтобы он успешно адаптировался и качественно учился. У нас предельная наполняемость в классах — 6 человек. А в массовой школе их 30. К ребенку с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный подход, ему требуется больше внимания. Педагог общеобразовательной школы даже в силу физических возможностей не сможет этого сделать. И, опять же, все зависит от степени ограничения. Если ребенок слабослышащий, то у нас немало случаев, когда такие дети оканчивают массовые школы и даже гимназии. Но это такие звездочки, у которых очень много желания, старания. И, как правило, родители вложили в них очень много. Сейчас есть программа «Доступная среда», в рамках которой выделяются деньги на специальное оборудование для общеобразовательных школ, на создание там условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но все-таки я бы не назвала это явление массовым.
Ученица 3 класса Настя Федорова. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
Свои «звездочки» есть и в тамбовском интернате. Воспитанники учебного заведения ежегодно привозят дипломы лауреатов с всероссийских и международных конкурсов. Среди детей с нарушениями слуха, зрения и речи есть талантливые музыканты, певцы и спортсмены. По словам педагогов, чтобы заниматься жестовым пением, нужны особые способности. Из ста воспитанников такой талант есть только у пятерых. Третьеклассница Настя Федорова — самая маленькая певица. Жестовым пением начала заниматься совсем недавно, но уже побывала на нескольких областных конкурсах и одном Всероссийском — в Нижнем Новгороде. О карьере певицы Настя пока не думает. А вот ее старшая коллега — восьмиклассница Снежана Некрылова — хотела бы стать профессиональной артисткой.
– Жестовое пение развивает словарный запас, — рассказывает Снежана. — Но больше всего мне нравится ездить в разные города, нравится общаться с людьми, которые тоже занимаются этим искусством. Точно не знаю, но, наверное, в Москве есть такой театр, куда берут слабослышащих артистов. Хотя мне пока еще рано об этом думать, так как учиться еще четыре года.
Заместитель директора по воспитательной работе Светлана Юрьева говорит, что мечта Снежаны вполне может стать реальностью. В Москве и Санкт-Петербурге есть художественные училища, в которые берут глухих артистов, а также театры мимики и жестов, где они потом могут получить работу.
– Направление «жестовое пение» сейчас очень востребовано. Это основа для театральной деятельности. Оно развивает пластику, мимику. И действительно, очень редко кто может освоить это искусство. Особенно если ребенок глухой. Как правило, это слабослышащие дети, у которых есть остатки слуха, развита чувствительность. Даже глухие дети чувствуют вибрацию, но нужны задатки и способности — точная артикуляция, красивые театральные жесты, которые не только дублируют текст песни, но и ставятся по смысловой окраске.
Семиклассник Антон Бубнов в конце октября стал призером Первенства России по греко-римской борьбе среди спортсменов с нарушениями слуха, заняв второе место. Он также тренируется у Игоря Тарасова, который уже подготовил одного олимпийского чемпиона, и планирует повторить успех своего предшественника. А в будущем, возможно, поступить в Московский институт физической культуры и спорта. Однако получить высшее образование для ребят с нарушениями слуха, зрения и речи — задача довольно непростая. Как правило, выпускники интерната осваивают рабочие специальности. Да и выбор учебных заведений, в которых готовы взять ребят с ограниченными возможностями здоровья, невелик. В Тамбове их всего два. У интерната заключен договор с многопрофильным колледжем в поселке Строитель и техникумом отраслевых технологий.
– Ребята учатся у нас в 10-м и 11-м классах и параллельно осваивают профессию, — поясняет Надежда Дементьева. — В Многопрофильном колледже мальчики учатся на плиточников-отделочников, девочки — на кондитеров. С техникумом отраслевых технологий мы заключили договор только в этом году. Там сейчас созданы специальные условия, есть сурдопереводчики. После выпуска ребята получат профессию — штукатур-маляр. Также наши дети поступают в Пензенский медицинский колледж на зубных техников. Одна наша выпускница сейчас учится в художественной академии и работает в Москве компьютерным дизайнером. Но все-таки мы стараемся помочь детям получить рабочие профессии, дать какие-то навыки, которые они смогут использовать в своей жизни, если вдруг возникнут проблемы с трудоустройством. А они, как правило, возникают. Вообще же система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, будь то нарушение зрения, слуха или речи, в России исторически сложилась давно. И это образование традиционно. Сейчас есть новые технологии, новые методы, которые мы внедряем, но по большей части традиции есть традиции. Лучше этого пока никто ничего не придумал.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости