Новости – Люди












Люди
Рассадник

Питание детей в частных детских садах могут постоянно контролировать только родители. Фото: Мария Чернова
Чем опасны семейные детские сады в Иркутске
21 августа, 2014 08:33
8 мин
13 августа Иркутск взбудоражила трагедия: в частном детском саду погибла полуторагодовалая девочка. Еще восемь детей в возрасте до трех лет из этого детсада на дому были госпитализированы с диагнозом «острое отравление» в Ивано-Матренинскую детскую клиническую больницу. В Иркутске это не первый подобный случай: год назад дети отравились в муниципальном детсаду, еще четырьмя годами ранее — опять в частном, «на дому». Корреспондент «Русской планеты» попыталась выяснить, кто гарантирует безопасность в семейных детских садах Иркутска.
«Мы ее часто жалели»
Криминалисты еще выясняют, чем дети могли питаться в день трагедии: они взяли смывы и пробы на микробиологические и токсикологические исследования. Окончательные результаты анализов будут готовы только 5 сентября. Но уже сегодня следствие полагает, что няня поила малышей запрещенными препаратами.
– У шестерых детей в организме были найдены психотропные вещества. Еще у троих малышей обнаружили следы синтетического наркотического средства «спайс». Предполагается, что детям все это давали для того, чтобы те оставались спокойными, — сообщили РП в пресс-службе МВД Приангарья.
Как оказалось, в обычной квартире иркутской четырехэтажной «хрущевки» женщина без какого-либо педагогического образования взялась за воспитание чужих детей. Деятельность этого детсада никем не контролировалась. Тем не менее, соседи высоко ценили ее «как специалиста».
– У самой этой няни трое детей. Всегда прилично одеты, не хулиганы. Поэтому и доверие было полным, она пользовалась уважением всех соседей. Даже сейчас до конца в эту историю не верится, — говорит корреспонденту «Русской планеты» жительница этого же дома Вера Игнатюк. — К тому же мы ее часто жалели: одна все-таки троих детей поднимает.
Жители окрестных домов доверили няне, по примерным данным, десять малышей от полутора до трех с половиной лет. «И все родители-то приличные, семьи с достатком, потому что стоило посещение этого детсада не очень дешево», — добавляет Вера Игнатюк. Она говорит, что мамы и папы каждый раз, оставляя малышей, заходили к «воспитательнице» домой и могли видеть, в каких условиях оставляли детей.
– При проверке оказалось, что в упомянутом детсаду царила страшная антисанитария. Комнаты были захламлены старыми досками, на столах лежали разные лекарства, диваны продавлены, из постельного белья — только простыни, — рассказал «Русской планете» главный санитарный врач по Иркутской области Алексей Пережогин.
Замглавврача Ивано-Матренинской детской больницы Татьяна Белькова большую часть вины за случившееся возлагает именно на родителей пострадавших малышей: «Эти родители вообще не интересовались, чем кормили их детей в этом саду и где они спали. Это, по сути, оставление своего собственного ребенка в опасности», — говорит Белькова корреспонденту РП.
Садики вне закона
Некоторые иркутские родители сейчас спешно проверяют своих детей на наличие запрещенных препаратов в крови. Боятся теперь как клиенты семейных садов, так и муниципальных учреждений дошкольного образования.
– По закону, к детским дошкольным организациям требования предъявляют очень серьезные. Не только к местам питания, но и к территории для отдыха и игр. Так, на каждого ребенка должно приходиться не менее шести квадратов жилой площади, в саду должно быть не менее трех разных помещений: спальня, игровая, раздевалка. Пол в помещении должен иметь теплую основу, а само здание оборудовано пожарной сигнализацией. Я перечислила основные требования, а подробный список займет не одну страницу, — рассказала «Русской планете» юрист, специалист по гражданскому праву Юлия Никифорова.
Юрист говорит о лицензированных детских садах. Но в 2010 году занимавший в то время пост президента России Дмитрий Медведев выступил за развитие семейных садиков на дому, которым лицензия будет не нужна, поскольку они не будут обучать детей: «[От частных садов] действительно требуют, чтобы было два входа, пять различных видов помещений, различные помещения для мойки, приготовления еды, но это же невозможно, это же издевательство просто. Это даже излишне для многих обычных детских дошкольных учреждений, где количество детей может быть не такое большое».
У детсада, где отравились малыши, лицензии не было. И как говорит начальник департамента образования Иркутска Валентина Перегудова, ее отсутствие в данном случае как раз вполне законно.
– Напомню, лицензированию подлежат только те частные детские сады, где проводится образовательный процесс. А так называемые группы присмотра и ухода не подлежат отдельному лицензированию, — комментирует Валентина Перегудова корреспонденту РП. — В Иркутске на сегодня действует 221 частный детсад. Из них лицензия есть только у 17. Остальные ИП — группы присмотра и ухода за детьми. Они имеют право на работу.
Печально известный теперь сад был нелегальным, просто потому что не состоял на учете в налоговом органе. По словам чиновников, у подучетных заведений города никогда не было проблем с санитарным состоянием. Тем не менее, эксперты не уверены, что одной только постановки на учет в налоговой достаточно, чтобы родители могли довериться частному воспитателю.
– Налоговая проверяет соответствие прописки и реального адреса, в полном ли объеме уплачены налоги, соответствует ли заявленная деятельность реальной работе. Этого недостаточно, чтобы понять, безопасно ли находиться в этом саду ребенку. Пробы и смывы налоговая ведь не берет, — объясняет консультант по семейному праву Ольга Забелина.
– У городских властей, по федеральному закону, нет полномочий по надзору в сфере ухода и присмотра за детьми. То есть ни группы присмотра, ни частные детсады мы не контролируем, — подтверждает Валентина Перегудова. — Более того, подобные пробелы в федеральном законодательстве позволяют таким группам в принципе не сообщать о себе в Роспотребнадзор, пожарную инспекцию и тому подобные ведомства.
Получается, что постоянно контролировать происходящее за закрытыми дверями частных детсадов не может никто, кроме родителей.
Выход в сад
При этом с тем, что в городе остро не хватает муниципальных детсадов, и у многих родителей просто нет другого выбора, кроме как отвести ребенка в частное заведение, чиновники также согласны.
– Проблема с детскими садами в регионе до сих пор очень актуальна. Мы пытаемся с ней справиться, но она не решается в одно мгновение, — прокомментировала сложившуюся ситуацию вице-губернатор Приангарья Валентина Вобликова.
При выборе частного детсада чиновники советуют требовать у его владельцев все документы, в том числе и дипломы об образовании, и заключать договор. В случае каких-то сомнений рекомендуют обращаться в надзорные органы, например, в Роспотребнадзор, который имеет право проверить ту или иную группу присмотра вне плана.
– У нас в городском департаменте образования есть список частных детских садов и групп по уходу и присмотру, которые входят в Ассоциацию частных детсадов Иркутска. Родители могут ознакомиться с этим списком. Замечу, что та группа по уходу, где произошла недавняя трагедия, в ассоциацию не входила, — говорит Валентина Перегудова.
Юристы также советуют родителям проверять муниципальные детсады.
– В прошлом году почти три десятка детей были госпитализированы из муниципального детсада. Диагноз — отравление, — вспоминает юрист Юлия Никифорова не менее нашумевшее в Иркутске происшествие. — В итоге во всем оказался виноват поставщик продуктов, но родителей госпитализированных детей это же не успокоило. Кому доверять, если даже из городского сада ребенок попадает в больницу? Моя позиция: доверять не нужно, необходим постоянный контроль со стороны родителей. Когда в конце дня забираете ребенка, идите в спальни, игровые — оценивайте обстановку. Интересуйтесь у ребенка, чем его кормили, а у воспитателей — как давно была проверка Роспотребнадзора. Уверена, что с таким вдумчивым родителем собственники детсада будут добросовестнее и чистоплотнее, чем при самых частых проверках надзорных органов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости