Новости – Люди












Люди
«В карты режутся, курят и эсэмэски весь день шлют»

Резервисты, поехавшие на сборы, жалуются женам, что там все «не по-домашнему». Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС
Чем недовольны сахалинские резервисты, не успевшие уклониться от военных сборов
18 сентября, 2014 09:21
13 мин
С 11 сентября на Дальнем Востоке идут стратегические учения «Восток–2014». Одновременно с ними военкоматы мобилизуют на переподготовку около 5000 военнослужащих запаса в возрасте от 28 до 50 лет. Каждый из запасников должен провести на сборах в среднем около двух недель.
Сахалинские военкомы, чтобы собрать резервистов как можно быстрее, включили радиооповещение на улицах и пошли по квартирам. Но от уклонистов и даже от побегов это не спасло. Те, кто все же поехал на переподготовку, тут же распространили в соцсетях фотографии невыносимых условий пребывания в казармах, а жены резервистов стали жаловаться, что их мужья на этих сборах рискуют подорвать здоровье. Как плановые учения напугали островитян и почему в селе Дачном стало мало водки, выясняла корреспондент «Русской планеты».
«Мама, война началась!»
Чтобы как можно скорее собрать положенное число запасников, в Холмске военкомы решили поступить радикально. Там включили уличное оповещение о необходимости срочно бросить все дела и пойти в военкомат.
– Я шла по улице с сыном, вдруг мимо проезжает машина, по рупору что-то хрипло кричат о мобилизации, а что — не разобрать, — рассказывает «Русской планете» Евгения Пархоменко, жительница Холмска. — Сын перепугался, кричит: «Мама, мама, война началась!» Еле успокоила. Прибежала домой, стала обзванивать знакомых. Выяснила, что таким образом нам объявляли: мужчинам с военным билетом нужно срочно бежать в военкомат, чтобы отправиться на сборы. Я потом дозвонилась туда, спросила, зачем так пугать, а они говорят: «Как хотим, так и оповещаем. По закону, имеем полное право». У нас что, почта уже настолько плохо работает, что по ней повестки послать нельзя?
– А вы бы что подумали, когда такое на Украине происходит? — спрашивает корреспондента РП пенсионер из Холмска Владимир Миронов. — Там уже прошла мобилизация, теперь и у нас всего можно ждать. Машина МЧС заехала к нам во двор. Я все разобрал, что по громкоговорителю говорили. Что гражданам, которые сейчас в запасе, а брони нет, срочно нужно явиться в военкомат с военным билетом. А зачем, почему — ничего не сказали, не объяснили. Конечно, сразу самое плохое в голову лезет. У меня сын еще в таком возрасте, что могут забрать на войну, что я должен думать? Если обычные сборы, то повестки присылают. А тут настоящая экстренная мобилизация, а значит — началось?
Выбранный холмским военкоматом способ оповещения посеял в городе настоящую панику на несколько часов. Потом разобрались, но «осадок остался», и желания отдать долг Родине такая встряска никак не прибавила.
Эффект неожиданности, поквартирный обход и даже обзвон по номерам сотовых телефонов — сахалинские военкомы пытаются хоть как-то собрать резервистов, которые, как выясняется, на сборы совсем не спешат. По крайней мере, те сахалинские мужчины, которые ехать на учения не хотели, уже придумали, как им этого избежать. Десятки страниц на сахалинских форумах заняли советы и обмен опытом, как законно и гарантированно «не пойти воевать». А когда в Интернете массово распространилась информация, что все, что грозит «уклонистам» — это штраф в 500 рублей, шансы военкоматов собрать положенное количество людей уменьшились в разы.
– Муж никак не мог пойти на сборы. Он взял отпуск, мы заранее договорились, что поедем на материк, в гости к родне, — признается корреспонденту РП жительница Южно-Сахалинска Татьяна, не назвавшая свою фамилию. — Поэтому придумали, как нам быть, чтобы ему не смогли вручить повестку. Муж предупредил на работе, что если спросят из военкомата, где он, то там ничего не знают. Договорились, что на звонки отвечаю только я, дверь тоже я открываю. Но нам позвонили рано утром, сказали: «Телеграмма». Я была не одета, попросила мужа открыть и получить. Он спросонья подписал, потом рассмотрели — а это повестка. Пришлось менять все планы. Разве так можно? Это нечестно!
В городе Долинске Сахалинской области помочь военкоматам решили местные власти. Они рассудили, что разносить повестки должны те, кому жители небольшого городка просто не смогут отказать.
– У меня в Долинске тетя живет, так она вообще ужасы рассказывает, — говорит корреспонденту РП жительница Южно-Сахалинска Анастасия. — У них повестки разносили школьные учителя. Никого не волнует, что это не их работа. Пожилые люди по вечерам ходят по грязи, под дождем. Расчет такой, что учителей не станут оскорблять и посылать подальше. Но на деле бедные люди уже такого наслушались! Чуть ли не с топором на них выходили. Не по-людски это!
«Пришлось быстро придумывать, чем я болею»
Военкоматы попытались добраться до «партизан» (так обычно называют военнообязанных в запасе кадровые военные) и через организации, в которых те работают. Директоров предприятий заранее обязали предоставить сведения, кто из их сотрудников состоит на воинском учете. Потом запасников уведомили о сборах через руководителей. Этот способ помог лучше, чем доставка повесток домой, но тоже оказался не идеальным.
– Никогда не знал, что у нас на работе столько больных мужиков, — усмехается в беседе с корреспондентом РП житель Южно-Сахалинска Вадим, по понятным причинам также решивший не называть свою фамилию. — У одного сразу грыжа открылась, у второго гастрит обострился и так далее. Друг у меня на железной дороге работает, с начальством отношения хорошие. Они написали в военкомат, что он отвечает за безопасность движения, идти нельзя. Сошло, сидит дома. Я, в принципе, не против был бы сменить обстановку и поиграть в войнушку. Но нам объяснили, что компенсируют только официальную зарплату. А у нас «по-белому» только часть проводят. У меня ипотека, кредиты. Заплатят мне 20 тысяч — и что я ними делать буду? Вот и пришлось быстро придумывать, чем я болею. Хорошо, знакомые есть, помогли со справкой.
Вадим — далеко не единственный, кто решил «откосить» из-за разницы в черной и белой зарплатах. То, что военкоматы не учитывают реальную ситуацию с заработками в конвертах и готовы компенсировать вынужденный «отпуск» только по официальной ставке, возмутило многих сахалинцев.
В некоторых компаниях утверждают, что их военкомы вообще обманули.
– Мне позвонили, сказали, чтобы срочно отправила всех военнообязанных в военкомат, мол, нужно уточнить учетные данные, — жалуется корреспонденту РП кадровик Вера Бекмеева. — Я так и сделала. Наши мужчины, когда вернулись, так на меня набросились! Им там повестки вручили под роспись. Я знать ни о чем не знала, а в итоге меня во всем обвинили. Со стороны военкомата некрасиво так поступать!
Некоторых работодателей, как рассказывают на предприятиях, обязали вручить сотрудникам повестки и заставить их расписаться в получении прямо на рабочем месте. Такой способ жители региона тоже посчитали нечестным. Причем недовольны остались как работники, подписавшие «письма счастья», так и начальство, которое вынуждено было их раздавать.
«Сейчас еще костюмы орков привезут»
Правдами и неправдами военкоматам удалось собрать и отправить сахалинских резервистов на сборы. Только вот возможность побега из казарм они не учли.
– В военкомате мне сказали, что забирают на три дня, — говорит корреспонденту РП житель Южно-Сахалинска Алексей. — Я объяснил ситуацию на работе, договорился, что меня подменят. А на месте мне вдруг заявили, что я пробуду тут до 26-го, то есть почти две недели! Ничего, что меня за такое с работы уволят? Я понимаю, что не имеют права, но уволят-то все равно. Вот я и махнул вечером через забор домой. Причем не я один. Пусть потом штрафуют: это лучше, чем остаться без зарплаты с кредитами. Сейчас рыба идет, некогда воевать. Надо же было придумать на самое горячее время сборы назначить! Это ж Сахалин, сейчас один день реально год кормит.
Те, кто остался, заселились в казармы, осмотрелись и начали звонить женам домой, рассказывать, как устроились на новом месте. И вот тут-то возмущение гражданского населения достигло пика.
– Хорошо, что муж предусмотрительный, взял с собой два телефона на случай, если батарея вдруг сядет, — говорит «Русской планете» жительница Сахалинска Юлия. — Иначе бы он даже мне позвонить толком не смог. Очередь на зарядку такая, что только к ночи дождешься. А еще караулить нужно, чтоб не украли. Даже кроватей на всех не хватает, стульев и вовсе нет. Хорошо хоть матрасы дали, хоть и отсыревшие. Просушить их негде, отопления тоже нет. Нет и элементарной туалетной бумаги. Один туалет на всех, снова приходится в очереди стоять, как и к умывальнику. Тихий ужас!
Одни и те же казармы в селе Дачном, где обосновалось большинство резервистов, сахалинские жены описывают либо как просто ужасное место, либо как место, ужасное во всех отношениях.
– Какая там казарма? Это просто овощебаза, хлев, загон для свиней, — возмущается жительница Южно-Сахалинска Анастасия. — Муж говорит, что для полного антуража осталось только костюмы орков раздать и начать продолжение «Хоббита» снимать, декорации уже готовы. Грязь страшная, антисанитария полная. Кроватей нормальных нет, какие-то нары деревянные, из гнилых поддонов сколоченные, да и тех не хватает, как и матрасов, кстати насквозь промокших. Даже питьевой воды нормальной — и то нет! Концлагерь по сравнению с такими казармами — курорт! Условия скотские! Света тоже нет, темно, как в погребе. На одну розетку — тысяча человек. Да что розетки, элементарной еды не хватает, все ходят голодные.
– Муж говорит, что их уже несколько дней кормят одним сухпайком, — возмущается в беседе с нашим корреспондентом жительница Сахалинска Ольга. — А у мужа гастрит, ему хотя бы раз в день супчик обязательно нужно. Я на форуме жалуюсь, мне отвечают, что это нормальная солдатская еда, что служба — не курорт. Мол, все так питались, когда служили. Так ведь это когда было-то? В 18 лет. В таком возрасте можно и без горячего прожить. А когда уже под сорок, долго на сухомятке не протянешь. За две недели с таким питанием можно инвалидом стать. Кто нам потом походы по врачам оплачивать будет, когда муж на этих сборах окончательно свое здоровье подорвет?
Сахалинские жены говорят, сейчас не военное время, чтобы их мужья жертвовали собой ради Родины. Грязные казармы, отсыревшие постели, плохое питание — все это можно пережить, когда «враг у ворот». А зачем, спрашивают они, терпеть такие тяготы и лишения на обычных, заранее запланированных военных учениях?
«Как 23 февраля отмечать, так все — мужики»
– Как 23 февраля отмечать, так все мужики, а как Родине служить — так сразу в кусты, — негодует в разговоре с корреспондентом РП житель Южно-Сахалинска Александр Малышев, поехавший на сборы. — Куда это годится, что здоровые, нестарые мужчины сами разнылись и женам нажаловались? Они что думали — их на курорт везут? Сами же в армии служили, должны понимать, что такое военные условия. А они ничего делать не желают, только в карты режутся, курят и эсэмэски весь день шлют. Да еще после себя мусорят, чтобы срочники за ними прибирали. Ну и, конечно, водку пьют, которую им жены целый день через забор таскают. Я столько пьяных «в зюзю» за всю жизнь не видел. Многие уже приезжают пьяные и потом не просыхают ни на час.
Жители села Дачного, где стоят казармы, тоже говорят, что столько пьяных мужчин в одном месте раньше не видели никогда. Правда, в последнее время стало тише, чем в первые дни: говорят, наверное, у «партизан» деньги кончаются. Да и с водкой в местных магазинах стало туговато: почти всю раскупили резервисты.
Условия жизни в казармах и палатках, по признанию самых добросовестных из запасников, вполне нормальные. Да, приходится ходить в военной форме. Спать не на ортопедических матрасах. Вставать в шесть утра. Периодически питаться сухим пайком. Да, нет отопления, но есть свет и вода. Индивидуальных умывальников и туалетов тоже нет, но это не создает особых проблем. Никто не простудился и не заболел так, чтобы всерьез понадобилась помощь врачей. От дождя, говорят, вполне спасают плащ-палатки.
– Нормальная, обычная реальность российской армии, — говорит корреспонденту РП житель Южно-Сахалинска Владимир Зубарев. — С тех пор, как я служил, почти ничего не изменилось. Главное, понимать, что тебя ждет, и правильно подготовиться. У меня артроз, переохлаждаться нельзя. Поэтому я сразу взял из дома теплый спальник, термобелье. Спокойно ими пользуюсь, никто не против. Мне комфортно, не мерзну. Еды тоже хватает. Пюре-котлеток нет, но разгрузочные дни здоровью только в плюс. В общем, армия как армия. Самая обычная, не пятизвездочная.
Чего на сборах действительно не хватает, говорят резервисты, так это серьезных занятий воинской переподготовкой на полигонах. Но и эту проблему им обещают в ближайшее время решить.
У самого корреспондента РП сложилось мнение, что единственная полностью обоснованная претензия, которую можно предъявить к организаторам военных сборов — что они оказались не готовы к работе со СМИ. Телефоны пресс-служб не отвечают целыми днями, проверить информацию об ужасах казарм не представляется возможным. Когда в военкомате Южно-Сахалинска (единственном, куда нам с трудом удалось дозвониться) услышали, что разговаривают с журналистом, тут же бросили трубку. С одним комментарием: «Достали!»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости