Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«В России нет технологий добычи нефти и строительства таких мостов, как Керченский»

Чем грозят Крыму новые санкции ЕС
Владимир Лактанов
2 мин
Фото: youtube.com
Евросоюз дополнил июльский пакет санкций против Крыма еще несколькими пунктами. С 20 декабря для европейских компаний введен запрет на экспорт в Крым товаров и технологий в секторах транспорта, телекоммуникаций, энергетики и разведки, добычи и производства нефти, газа и минеральных ресурсов. Кроме того, запрещено оказывать техническую поддержку, услуги посредничества, строительства и проектирования инфраструктуры, а также инвестировать в экономику Крыма. Теперь ни европейцы, ни компании ЕС не могут покупать в Крыму недвижимость, предприятия, предлагать туристические услуги. «Русская планета» выясняла, как новые ограничения скажутся на экономике полуострова и его населении.
По мнению директора Регионального центра экономического развития «ЭРА КРЫМ» Джафера Джемилева, европейцы уже покинули Крым.
– Статус непризнанной территории на международном пространстве и информационный ажиотаж уже отпугнули всех европейцев, кто работал или хотел работать в Крыму, — говорит Джафер Джемилев. — Если говорить о влиянии последних санкций, то их эффект можно назвать ограниченным, они по сути лишь закрепляют нынешний статус полуострова. Нужно понимать, что Крым — это не такой большой рынок сбыта, и многие компании изначально не связывались с Крымом из-за нездорового политического ажиотажа. Ведь, разумеется, где много политики, там мало бизнеса. При просчете санкций Евросоюз учитывал все возможности посредничества российского бизнеса в поставке продукции в Крым и из Крыма. Также удар придется и на морские порты, про посещение которых иностранным судам можно будет забыть.
Эксперт отметил, что в Крыму сейчас наблюдается слабый спрос на высокотехнологичное оборудование, а технологии, в которых нуждается экономика республики, производятся в России и других странах.
– Исключением является нефтегазовая отрасль Крыма. Для должного развития отрасли необходимы высокие технологии, которых в России нет, — говорит Джемилев. — Технология добычи нефти и газа в сложных месторождениях во многом зависит от западных компаний. Разработкой черноморского шельфа, как на российской, так и на украинской территории, занимались преимущественно компании Exxon Mobil и SHELL. В то же время в нефтегазовом секторе Крыма не готовы работать не только западные компании, но и те же самые «Газпром» или «Лукойл». Поэтому нефтегазовому сектору в Крыму будет очень непросто, и успешность его развития остается под большим вопросом.
Джафер Джемилев считает, что проблема остается и в строительстве моста или тоннеля через Керченский пролив, в зависимости от того, на каком проекте остановится правительство. По его словам, опыт строительства крупных инфраструктурных проектов есть в Евросоюзе, Китае, Японии и США. Но в России подобного опыта нет, и в этом случае статус полуострова и санкции являются серьезной преградой для привлечения крупных строительных компаний из-за рубежа, в частности и для этого проекта.
Эксперт отметил, что больших убытков от запрета на европейские инвестиции Крым не ощутит.
– За 2013 год объем иностранных инвестиций в Крыму составил 1 608 миллиона долларов, — говорит Джемилев. — Следует отметить, что большую долю инвестиций занимает оффшорный Кипр, поэтому нужно понимать, что такие инвестиции по сути внутренние, так как вкладывают местные компании, зарегистрированные на Кипре. Поэтому говорить о какой-либо статистике сложно. Инвестиции в Крым главным образом приходились на сферу недвижимости и туризма, определенную долю занимала альтернативная энергетика из-за высокой рентабельности в Крыму. Что касается промышленности и сельского хозяйства, то их доля в целом не превышала 15% от валовых инвестиций в республику за последние 10 лет. Важно понимать, что при правильной внутренней политике в России Крым может относительно успешно переориентироваться на внутренний рынок РФ. Одной из основных проблем во внутреннем инвестировании являются транспорт и логистика.
Такая же ситуация складывается и в туристической отрасли: поток туристов из Европы был незначительный и по разным оценкам не превышал 5-6% от общего числа туристов. На фоне массового оттока туристов из Украины и Беларуси, а также других проблем санаторно-курортного комплекса потеря европейского туриста не имеет сильного эффекта.
Кроме того, для крымских вин и другой уникальной продукции полуострова европейский рынок надолго закрыт.
Вместе с этим, будущее развитие экономики Крыма эксперт связывает только с внутренним российским рынком. А для развития внешней экономики полуострова в долгосрочной перспективе правительству нужно отстраниться от большой политики.
– Какие бы события ни происходили вокруг, нужно обязательно учитывать, что бизнес любит тишину, а с ней в Крыму пока не так уж просто. Учитывая нынешнее падение экономики страны в целом, нужно готовить инструменты для выхода из кризиса, развития импортозамещения и диверсификации экономики, как Крыма, так и страны в целом. Крым, как и Россия, нуждается в структурных реформах, которые позволят построить принципиально новую экономику. А примеров подобных реформ в мире предостаточно. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин