Новости – Люди












Люди
«Самая большая сложность — изменить мышление»
Фото: Личный архив Владислава Кононова
Бывший начальник департамента культуры Смоленска — о своем уходе, будущем, ритуалах и ценностных ориентирах
28 мая, 2014 06:50
14 мин
Владислав Кононов работал начальником департамента Смоленской области по культуре и туризму почти полтора года. 1 мая 2014 года он эту должность оставил. «Русской Планете» Кононов рассказал о причинах своего ухода и о том, что думает о культуре, фундаментальных ценностях и проблемах региональных учреждений культуры.
– Владислав Александрович, за год вашей работы в Смоленске появилась туристическая навигация; проводились масштабные флешмобы, квесты и акции. Почему в Год Культуры вы покинули пост начальника департамента Смоленской области по культуре и туризму?
– Если отвечать кратко — мне предложили новую работу, не менее ответственную и интересную. Что касается всех тех начинаний, о которых вы говорите — они-то никуда не делись. Они остались, и уверен, продолжатся.
– Как вы думаете, изменилось ли содержание понятия «культура» за последние десятилетия?
– Думаю, что понятие «культура» и его содержание не изменилось за последние тысячелетия. Культура — это все, что нас окружает, это деятельность человека с тех самых пор как он стал человеком, и стал строить свой человеческий мир — материальный и нематериальный. Если же говорить о подходах к отрасли, то, конечно, меняется многое, но эти перемены еще идут и к ним надо привыкать. За два-три последних десятилетия изменилось в нашей жизни многое — ушла советская идеология, с ней множество ритуалов, определявших некогда культурную жизнь, некоторые из них трансформировались и остались. Произошло переосмысление и возвращение к фундаментальным ценностям. Появилось множество возможностей, например, расширился доступ к информации в целом и культурным ценностям в частности, благодаря развитию цифровых технологий. Разумеется, появилось больше свободы творчества у деятелей культуры, которую, вместе с тем, нельзя ни в коем случае воспринимать как вседозволенность. Все это и многое другое повлияло на подходы, на государственную политику в сфере культуры, на ее роль и место в жизни каждого. Но содержание понятия «культура» осталось, — чтобы это изменить, нужно изменить природу человека, а это, слава богу, никогда не удавалось и не удастся никому.
– Вы говорите о том, что произошло переосмысление и возвращение к фундаментальным ценностям. Объясните, пожалуйста, в чем это выражается.
– Наша история началась не в 1917 году, как этому много десятилетий учили. А до этого. Например, помимо крепостного права, была богатая дворянская культура, не менее богатая крестьянская, если вообще это уместно — делить культуру по сословной принадлежности. Фундаментальные ценности связаны с тысячелетней историей православия и влиянием на духовный мир человека, литературу, живопись, архитектуру. Произошло, точнее, все еще происходит, возвращение ко всему тому богатству и разнообразию культурной жизни русского человека, которое в течение многих десятилетий окрашивалось в негатив или просто перечеркивалось. При этом важно не впадать в другую крайность — очень многое дала советская культура, это часть нашей истории.
– А какие ритуалы сейчас определяют нашу культурную жизнь?
– В жизни каждого человека есть три состояния и три самых главных ритуала, сопровождающих их — рождение, бракосочетание и смерть. Не случайно именно эти состояния фиксировались когда-то в метрических книгах. Сейчас — органами записей актов гражданского состояния. Но ритуалы это не только религиозные обряды, это еще и церемонии, и обычаи, сопутствующие, например, смене времен года, многочисленным праздникам в жизни отдельного человека и всего общества, историческим датам и юбилеям.
Возрождение старых традиций и появление новых праздников требует большой образовательной работы, иначе они будут восприниматься как еще один повод для застолья или как еще один выходной. Например, День народного единства — молодой государственный праздник, имеет большое значение для смолян, так как подчеркивает вклад наших предков и Смоленска в преодоление Смуты. Об этом надо рассказывать, этим смыслом надо наполнять мероприятия, сопровождающие этот праздник.
– Что собой представляет современная культура? И какая она, культура современного города Смоленска и области?
– На этот вопрос можно отвечать бесконечно долго, но так и не дать ответ. Наверное, надо обратиться к культурологам. Современная культура — это совокупность культуры всей человеческой цивилизации, помноженная на сумму культур каждого ныне живущего человека. Культурное пространство Смоленской области — неотъемлемая часть культурного пространства России, а значит и всего мира. И если кратко ответить на ваш вопрос: «Какая она, культура области?», то можно сказать, что она богатая и многоукладная, исторически сложившаяся и в то же время адаптивная, впитывающая в себя новое. Такая же, как вся современная культура.
Если говорить о сети учреждений культуры — то их жизнь определяют, с одной стороны, застаревшие проблемы недостаточного финансирования, а с другой — необходимость перестраивания, работы в условиях современного общества в соответствии с его запросами.
– Смоленские учреждения культуры находятся сейчас в стадии трансформации? Как долго это может продлиться?
– Самая большая сложность — изменить мышление. Идти навстречу людям, а не ждать, пока они придут сами и сетовать, что не идут. Не бояться нового, не бояться перемен. Если говорить о конкретных датах, то они определены указом президента: к 2018 году не только заработная плата сотрудников учреждений культуры достигнет среднего уровня в целом по экономике, но и повысится эффективность работы самих учреждений, вырастет их востребованность, а, значит, произойдут те самые изменения, о которых мы говорим.
– Может быть, со стороны областного департамента по культуре необходимо применять кадровую чистку некоторых учреждений культуры для вливания инициативной свежей крови?
– Все происходит естественно — на смену старому всегда приходит новое. И ему, новому, еще надо, переняв опыт, доказать свою жизнестойкость, свою пригодность. Но для того, чтобы в учреждения культуры шли работать инициативные люди, нужны комфортные условия и достойный уровень оплаты труда. На это, в том числе, и нацелен вектор государственной политики в сфере культуры.
– Почему последнее время ценится и востребовано массовое «попсовое» искусство?
– Искусство — это результат общения художника с Творцом, и оно не может быть «попсовым» по определению. Другое дело — культура как социальное бытование искусства. Массовая культура всегда была, и в ней нет ничего плохого. Ну не все готовы слушать произведения Бетховена и восхищаться картинами Боттичелли. При этом усилия родителей, педагогов, деятелей культуры и государства должны быть направлены на привитие фундаментальных культурных ценностей. Если по телевизору что-то показывают, что не нравится, то его ведь можно просто переключить на другую программу или выключить. Но решать это должны дома родители — цензура не поможет, телевизор все равно будет показывать то, что хочет видеть большинство. При этом массовая культура не должна быть деструктивной, ее ценностные ориентации не должны быть направлены на «ешь, пей, жуй» или, того хуже, самоуничтожение. Здесь, разумеется, включаются общегосударственные регуляторы в сфере культуры и образования.
– Смоленские учреждения культуры: театры, музеи, библиотеки часто пустуют.
– В Смоленске и в области есть разные учреждения культуры, и говорить, что они все часто полупустые — неправильно. И сотрудники этих учреждений, и посетители приведут множество примеров, когда залы переполнены: речь идет не только о каких-то кассовых выступлениях гастрольных звезд. О покупке билета, например, на представление в театр кукол, надо позаботиться заранее. Перед спектаклем, скорее всего, билетов уже не будет. Но вы правы, что учреждениям необходимо перестраиваться, чтобы привлечь новую аудиторию, особенно молодежь. Делать все, чтобы пребывание в учреждении запомнилось, чтобы это не было занудно и скучно. Учреждения культуры должны заявлять о себе своей работой, иначе сначала они действительно будут полупустыми, а затем вообще станут пустыми.
– Смоленским детям не хватает доступных учреждений культуры, то есть адаптированных под их потребности. Например, в нашем музее «В мире сказки» завораживающая и увлекающая детей экспозиция. Но в то же время она совершенно не приспособлена для детей: руками не трогать, близко не подходить, не бегать…
– Есть свои правила поведения в храме, в библиотеке, в филармонии и в театре. В Лувре ведь никому в голову не придет тыкать пальцем в «Джоконду». Музеи — это тоже храмы, только муз. Поэтому, с одной стороны, взрослые должны доходчиво объяснять и показывать собственным примером правила поведения. Но, с другой стороны, интерактивность, особенно с детьми нужна. Только так можно заинтересовать ребенка, мотивировать его сделать следующий шаг к познанию. Когда в музее сказки проводили конкурс снеговиков, изготовленных из всего, чего угодно, в нем принимали участие взрослые и дети, и это как раз хороший пример вовлечения. И потрогать «экспонаты» можно было.
– Владислав, объясните, пожалуйста, почему потенциал крепостной стены, как площадки для культурных мероприятий, не реализуется в полной мере?
– В Смоленске много площадок для проведения культурных мероприятий, и крепостная стена — одна из знаковых. Это один из самых мощных символов Смоленска, и он, безусловно, должен быть задействован при проведении массовых мероприятий. Речь и об используемых башнях крепостной стены — Громовой, Никольской, где находятся музейные экспозиции. И о целых участках, ранее не использовавшихся, либо мало использовавшихся. Положительные моменты есть — у стены проводятся реконструкции сражений разных исторических эпох, в конце апреля у восточного участка впервые прошло массовое мероприятие, посвященное первому салюту в Смоленске. Надеюсь, теперь оно станет традиционным.
Что касается использования стены и ее башен на постоянной основе — это рано или поздно произойдет. Крепостной стене более четырех веков, и два столетия с лишним она не выполняет ту функцию, ради которой была построена, — оборонительную. И вот два с лишним столетия многие поколения руководителей разных уровней решают, что с ней делать. Хотели разобрать и не раз, последний буквально 50 лет назад. В течение двух-трех последних десятилетий в реставрацию стены вложены огромные средства. И это единственно правильный путь, обеспечивающий и сохранность объекта, и реализующий его образовательный, культурный потенциал.
– «Библионочь» и «Ночь музеев», «Самая культурная ночь» собирают множество посетителей. От чего же они не трансформируются в новых постоянных посетителей?
– Снова не соглашусь, поскольку это утверждение не соответствует действительности. Многие из посетителей этих необычных акций ведь вообще не подозревали о существовании учреждений культуры или не знали о том, что их посещение может быть интересным, захватывающим, а значит, стоит прийти сюда и потом, еще раз, и не один. Конечно, далеко не все приходят потом снова. Но приходят, получают свои первые читательские билеты, приводят на экспозиции друзей и знакомых. Посмотрите, сколько людей пришло поучаствовать в шествии «Бессмертного полка» в День Победы с портретами своих дедов и прадедов.
Но привлекая новую аудиторию, работая с молодежью, нужно постоянно меняться, нужно придумывать что-то новое, необычное, интересное, что превращает из молчаливого созерцателя в непосредственного участника процесса. Таковы условия современной жизни.
– Получается, что новые нестандартные подходы работают только несколько раз в год и то, по указке сверху?
– Нестандартным подходам сложно иногда преодолеть консерватизм, принцип «мы ровно сидели много лет сложа руки и будем сидеть дальше». Кому-то нужна указка сверху, кто-то уже готов действовать без нее, потому что увидел эффективность и востребованность своей работы. Но в один момент перестроиться, конечно, невозможно. Но и нет другого пути — учреждениям предстоит или перестраиваться и органично вписываться в современную жизнь, или не переставать и, соответственно, переставать существовать.
– Можно ли возродить в современном обществе вкус на культуру? В Смоленске как с этим обстоят дела?
– Формировать запросы, прививать потребность в фундаментальных ценностях крайне необходимо и возможно. Но… Разрешите, отвечу словами Бориса Гребенщикова, которому недавно задавал этот же вопрос. Можно привести коня к реке, но нельзя заставить его пить. Важно, чтобы путь к реке существовал и не был огорожен бетонным забором. С этого надо начинать. Потом можно и нужно рассказывать про вкус чистой воды. Но заставлять того, кто ее попробовал, уже не потребуется.
– Почему на Ваш взгляд земля русская не рождает больше художников, музыкантов, писателей и так далее, чьи имена будут вписаны в историю культуры?
– Рождает. Но не нам судить — мы ведь об этом просто можем не знать. В историю имена вписывает время.
Владислав Кононов родился в 1977 году в городе Гагарин Смоленской области. Окончил исторический факультет Смоленского государственного педагогического университета. Кандидат исторических наук, автор многих публикаций по истории Смоленского края. Работал в Государственном архиве Смоленской области, аппарате администрации Смоленской области. В 2010 – 2013 — начальник главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области, в 2013 – 2014 — начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму. Имеет личный сайт www.vkononov.ru.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости