Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Религия новой гуманности

Какие вероисповедания будут актуальны в будущем и как наука повлияет на воспитание подрастающего поколения — рассказал философ Дмитрий Петров

Елена Коваленко
5 мин

Чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может. Фото:  Владимир Смирнов/ТАСС

В конце апреля саратовскому проекту «Открытая среда» исполнился год. Эта дискуссионная и образовательная площадка ежемесячно собирает тех, кто интересуется историей, культурой и искусством, а также современной политико-экономической ситуацией, на бесплатные лекции ведущих саратовских филологов, историков, философов и общественных деятелей. Тему, как правило, выбирает приглашенный эксперт, а главное пожелание организаторов — это использование живой, общедоступной, неакадемичной манеры изложения. На днях в Саратове состоялась открытая лекция на тему «Религия и будущее», ее провел религиовед и философ, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ Дмитрий Петров. В рамках встречи ученый попытался ответить на такие вопросы: какое будущее рисуют мировые религии человечеству и почему, что произойдет по прошествии веков с христианством, сможет ли когда-либо наука доказать или опровергнуть существование Бога?
– Наш мир сильно меняется. Многие люди, в том числе в России, обеспокоены будущим — и своим, и страны, и в целом человечества. Отчасти эта обеспокоенность связана и с религией. С одной стороны, она становится поводом для социальных и политических конфликтов, с другой стороны многие философы, религиоведы, богословы видят в изменениях, которые происходят сегодня в религии, позитивный потенциал для будущего людей.
– Какие аспекты вы затронули во время встречи с аудиторией?
– Прежде всего, я говорил о религиозной футурологии — это комплекс знаний и представлений различных религий о будущем человечества, отдельного человека и Вселенной. Ведь именно религия первой заговорила о будущем — эту тему мы встречаем в контексте самых ранних религиозных культур. И в связи с многообразием мифологических религиозных систем встречаются самые разные проекты будущего человечества. Для нас самая известная эсхатология изложена в Откровении Иоанна Богослова, это одна из книг Нового Завета. И уже от религии эстафету размышлений о будущем приняла наука — так появилась научная футурология, которая сегодня стала междисциплинарной отраслью,  интересной и естественным наукам, и гуманитарным, в том числе, религиоведению. Еще один аспект, который я затронул на лекции —  тема загробной жизни, что происходит после смерти? Это волнует каждого человека, и данный фактор подогревает интерес людей к религиозной футурологии. Религии говорят об этом по-разному — на лекции я упоминал, например, древнеегипетскую книгу мертвых, значительно повлиявшую и на христианскую культуру, а также Бардо Тхедол «Тибетскую книгу мёртвых»,  православную книгу «Мытарства блаженной Феодоры».
– Если коротко, что же обещают человечеству основные мировые религии?
– Авраамические религии — христианство, ислам, иудаизм — дают единую концепцию, мне кажется, она в той или иной мере известна всем. Один вариант пути развития человечества — взаимное истребление и пришествие Антихриста, либо же человечество изменится, и катастрофы удастся избежать, тогда наступит Царство Божие на Земле. Однако христианство в своем Апокалипсисе говорит, что катастрофа все же случится. Затем последуют Второе пришествие и Страшный суд, и вот после них начнется новая эра для человечества, где не будет ни войн, ни корысти. В буддизме своя космология. Согласно буддистским представлениям, Вселенная циклически возникает и исчезает. И, если бы все люди приблизились к святым, развив в себе высокий уровень сострадания, вот тогда бы наступила Нирвана. В более древних религиях — две основные идеи. Одна — о том, что Вселенная рождается и умирает, и это естественный процесс, как зима и весна. Другая говорит, что человечество исчезает, потому что боги наказывают его за грехи, но потом все же создают новое. Это если очень схематично и коротко.
– А что ждет саму религию? Есть какие-то теории на сей счет?
– Существуют научные концепции, которые пытаются спрогнозировать, как изменится религиозность людей, сами религиозные институты.  Одна из них, возникшая еще в XIX веке, говорит, что религии в будущем не будет вовсе. Подобный прогноз появился в связи с развитием естественных и гуманитарных наук. Такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, да и многие другие, писали, что наука в течение 50-100 лет попросту вытеснит религию и возьмет на себя ее важные для развития общества функции. Но эти ученые поторопились, хотя и угадали некоторые тенденции. Например, наука действительно частично переняла у религии объяснительную функцию. Она более эффективно объясняет устройство мира, строит более логичную его картину. Кроме того, наука сегодня может помочь человеку в формировании собственного представления о смысле жизни, о счастье. Тем не менее, заменить религию она пока не смогла, и тому подтверждение огромное количество верующих людей.
– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном — так  религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может.  Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия,  делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания.\
– Какие функции наука точно не смогла взять на себя?
– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном — так  религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может.  Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия,  делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания. 
– Как вы думаете, удастся ли науке когда-либо доказать или опровергнуть существование Бога?
– Ответ на этот вопрос зависит от личного мировоззрения. В буддизме уже состоялось пересечение науки и религии. Христианство и западноевропейская наука по инерции находятся в конфликте. Но многие футурологи считают, что с развитием науки будут появляться косвенные подтверждения потусторонней реальности. Первые результаты совместных исследований буддистов и нейрофизиологов уже дают повод усомниться в нашей старой материалистической идее о том, что пустота — это ничто. Они обнаружили мощную энергию в вакууме. Многие футурологи считают, что религиозные организации ждет серьезная трансформация. История показывает, что они могут быть источником как наилучшего, так и наихудшего в человеке. Практически все религии были причастны не только к развитию грамотности, культуры, гуманизма, но и к религиозным войнам, шовинизму, поддержанию расистских идей. Это не дает современному человеку видеть в религии абсолютно позитивный источник для развития общества и уже сейчас сильно влияет на переосмысление ее роли в обществе. Сегодня очень силен момент комбинативности религиозного сознания. Люди не готовы безоговорочно принимать все, что им говорят, возрос уровень критического подхода к религиозной мифологии, учениям и институтам — это результат потери авторитета ведущих конфессий. История человечества знает, что религии могли просуществовать 3 000 лет, а потом исчезнуть, и им на смену приходили новые. Ряд экспертов считает, что произойдет революционный скачок в религиозном сознании, в результате чего возникнет религия «новой гуманности». Это не означает, что христианство или буддизм исчезнут. Они как раз раскрывают новый потенциал. Некоторые религиоведы прогнозируют, что произойдет слияние конфессий, а другие склоняются к тому, что новая религия станет вторым дыханием христианства.
Дмитрий Петров. Фото: из личного архива
– Дмитрий Борисович, одна из ваших научных работ была посвящена ценностному миру современного человека. Что он представляет собой, как меняется?
– Эту тему обобщать довольно сложно. Ценностный мир европейца сегодня склоняется в сторону секулярного, светского сознания, но при сохранении положительного отношения к религии. То есть, происходит синтез светских и религиозных ценностей. Европейская культура ищет золотую середину для социального, культурного и политического развития, там взят курс на гуманизацию законодательства. В США весьма своеобразная картина — там всегда существовал религиозный плюрализм, наличие множества религиозных организаций не мешает развитию светской культуры и не противоречит светскому законодательству. Сегодня, судя по опросам, там становится все больше атеистов и верующих, которые не причисляют себя ни к одной конфессии. В целом в современном обществе меняется морфология семьи, люди меньше ценят традиционный тип семейных отношений. Становится более лояльным отношение к странностям людей. В связи с развитием науки и техники меняется отношение человека к собственному будущему, люди стали гораздо больше значения придавать технологиям и связывать свое будущее с их достижениями. Человечество развивается интеллектуально, но, увы, не эмоционально.
– Этому можно как-то противостоять?
– Да, через культуртрегерство, популяризацию тех сфер жизни, которые способствуют развитию человечного в личности. С помощью литературы, религиозной культуры, религиоведения, философии, искусства. Просвещение не должно упираться исключительно в научно-технический прогресс. Некоторые футурологи говорят о возможном симбиозе человека и машины, и многих это радует. Но ведь неправильно, когда вдохновителем нашего будущего становится техника, а не человек.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин