Новости – Общество
Общество
Благодать за шлагбаумом
Фото: Дмитрий Рыжаков / "Русская планета"
Готово ли село Дунилово к православному туризму
25 июня, 2015 11:53
10 мин
Корреспондент РП побывала в старинном селе Дунилово Ивановской области, которое заняло второе место в рейтинге православных центров страны, привлекательных для туризма, и убедилась, что оно не готово к приему гостей. Да и желания их принимать, похоже, тоже нет.
– Зачем к нам едут туристы? — удивляются моему вопросу в женском монастыре Дунилова, куда я звоню накануне поездки в село. — Никаких особенных икон или святынь у нас нет. Едут за благодатью. Место у нас намоленное. Приезжают очень многие, из разных городов страны. Нет, мы не можем вас принять, у нас все заняты в полях, и матушки–настоятельницы не будет. Приезжайте лучше зимой.
Успенский Дуниловский женский монастырь — один из самых известных центров православия в Ивановской области. Он ведет свою историю с XVII века. В царствование Петра Великого его основал боярин Федор Лопухин, которому Дунилово было пожаловано царским двором по случаю бракосочетания его дочери Евдокии и Государя Петра Алексеевича (по преданию, Евдокия даже приезжала в Дунилово). В советские годы на территории обители находился психоневрологический интернат, один из храмов монастыря был переделан в больничную палату на 20 коек, второй использовался в качестве склада, а в алтаре разместили процедурный кабинет. В 1991 году монастырь был возрожден. Сейчас в нем действует гимназия для девочек, монахини разводят коров, лошадей и даже павлинов.
Дорогу к монастырю, живописный вид которого является визитной карточкой Дунилова (красивое фото с его изображением даже появилось на страницах журнала «National Geographic»), перегораживает шлагбаум и пропускной пункт. Крепко сложенный охранник в спецодежде цвета хаки и рацией на поясе внимательно меня осматривает, вальяжно стоя на возвышении у пункта охраны и упершись руками в перила. Перед шлагбаумом припаркованы несколько машин, рядом на дороге играет девочка лет шести, а в нескольких метрах от нас на поле трудятся женщины — то ли монахини, то ли послушницы.
– Если благословение будет — пожалуйста, я-то не против, чтобы вы прошли, — говорит мне охранник и звонит по рации. Через минуту берет трубку и сообщает: — Благословения нет, пропустить не могу. Понимаете, я–то не против, но нельзя.
– А как же к вам туристы попадают?
– Договариваются заранее, приезжают группой на автобусах. Вон смотрите, сейчас дети приехали к нам, вон автобус стоит.
– Я тоже пыталась договориться заранее.
– Значит надо было договариваться о присутствии на службе. К нам ведь просто так нельзя ходить, только на службу. А сейчас ее нет.
– Почему же к вам так сложно попасть?
– Монастырь закрытого типа! — смеется охранник.
– Да, матушка–настоятельница гостей не любит, — комментирует местный краевед и житель Дунилова, почетный гражданин Шуйского района Виктор Шаповал. Сегодня он выступает моим экскурсоводом по селу.
Виктор Григорьевич — автор нескольких книг по истории Дунилова и Гориц (близлежащего села). Как бывший директор Дуниловской школы, он хорошо знает, пожалуй, всех жителей: кого-то учил, с кем-то работал. Кстати, дуниловскую школу закрыли совсем недавно: в 2011 году. В советские годы она была большой по меркам села в ней учились 450 школьников. Но в последние годы детей стало мало, и содержать целое здание было дорого. Теперь 50 учеников возят автобусом в село Перемиловское. Закрытие школы вызывает у Виктора Григорьевича смешанные чувства.
– Возить учеников на автобусе — ну что за порядок? Куда годится? Хотя, конечно, здание огромное, даже коммуналка у него дорогая. Сейчас бывшую школу превращают в культурно–развлекательный центр. Да–да, я не оговорился. Кроме гостиничных номеров, там, скорее всего, будут магазины. Реконструкцией занимаются два местных предпринимателя. Ну хоть что-то у нас строят хорошее. А знаете, почему школа закрылась? Потому что в ее фундаменте использовались кирпичи из колокольни храма Преображения Господня.
Восстанавливаемый недавно Преображенский храм находится на окраине села в окружении старинного кладбища. Под раскидистыми деревьями прохладно в жару, а птицы здесь поют так звонко, что закладывает уши. На белых стенах собора издали виднеются красные кресты. Оказывается, этот восточный мотив привнес нынешний батюшка, отец Геннадий. Он приехал с Кавказа и решил, что необычные рисунки будут радовать прихожан, идущих к Господу. Колокольни у храма нет, и колокола висят прямо у входа, где трудится работник: мужичок не торопясь сбивает куски бетона с крыльца.
– Вадик, ты чего безобразишь? — улыбается ему Виктор Григорьевич.
– Золото ищу, — откликается тот.
– Вернулся? Один проживаешь сейчас?
– Нет, с Танькой.
– Закрепился! А Сережа–то вышел. Проблемы будут.
– Проблемы решены, — откликается Вадик, явно польщенный таким вниманием к его личной жизни.
– В письменном виде или в устном?
– Зачем же в письменном? Устно решили. Да он приходил недели две назад, поспокойнее стал.
Фото: Дмитрий Рыжаков / "Русская планета"
***
На улицах древнего села множество церквей и домов дореволюционной постройки из побелевшего от времени кирпича. На некоторых храмах — новые купола, но полностью восстановленных соборов нет. В двухэтажных купеческих домах окна забиты досками. Деревянные домики местных жителей и дачников ютятся по обочинам дороги. Асфальт заканчивается на одном из поворотов.
Вдоль улицы, видимо, домой на обед, погнали коров. Одну из них легонько стегала веточкой женщина с ребенком на руках. Корова шла медленно и на ходу успевала хватать клочки травы. За небольшим стадом медленно ехал на велосипеде скучающий парень.
Улицы пустынны. Изредка проезжает машина или прогуливаются дети. Недалеко от магазина, прямо как в 90–е, с капота старенькой «Волги» торгуют обувью. У одного из домов местный житель своими силами построил большую детскую площадку, куда теперь водят играть маленьких детишек со всего села. Здесь есть и качели, и песочница, и турники, и даже старый сломанный мопед, намертво вкопанный в землю.
– Одна площадка на все село, — говорит молодая мама, сидящая на лавочке, пока ее дочка катается на качелях. — Напишите, что мы просили еще площадку построить, нам обещали, но прошел год и ничего. Мы сами дачники, специально в этих живописных местах купили дом, чтобы летом отдыхать от ивановского шума и загазованности. А ребенок может только тут играть, больше негде.
По словам Виктора Шаповала, летом Дунилово преображается и становится густонаселенным: приезжают дачники. Коренных жителей здесь и в Горицах всего около 500, а когда-то Дунилово было крупнее Кинешмы. И народ продолжает уезжать.
– А что здесь делать? Из основных работодателей — сельхозпредприятие, основанное на базе колхоза имени Крупской (раньше там было 1,5 тысяч коров, в худшие времена — 29, сейчас около 150). Пекарня еще есть. Она располагается в старом здании магазина. Это местная «фишка», как говорится: за здешним хлебом выстраивается целая очередь. Да еще монастырь несколько рабочих мест дает. Для местных бывают заказы на строительство. А остальные работают в Шуе и Иванове. Постепенно наше купеческое село, каким оно было несколько столетий назад, становится туристическим центром.
– Что–то не похоже Дунилово на туристическое село…
– То, что сюда приезжают туристы, которых становится все больше, никого особо не волнует. Для них ничего не делается. Деньги вкладываются в Плес, а у нас, сами видите, и дороги плохие, и ни одного гостевого дома нет, не говоря уже о другой инфраструктуре. А ведь мы недалеко от Иванова — 30 минут на машине. И газ у нас есть, и вода, и речка под боком — развивай, не хочу.
Фото: Дмитрий Рыжаков / "Русская планета"
Местная пекарня — еще одна достопримечательность Дунилова. Запах теплого хлеба разносится на всю округу. У старинного здания, где раньше был магазин, дожидаются выпечки несколько автомобилей.
– Чувствуете, как чесночком пахнет? Это мой любимый хлеб печется. Мы специально за ним заехали сегодня, когда забирали внучку из лагеря в Плесе, — рассказал мне водитель легковушки, припаркованной у дверей. — Сказали, минут 20 еще. Такого хлеба больше нигде нет!
Пекарня совсем небольшая — в одной комнате тесто и замешивают, и начиняют, и выпекают, и продают готовые изделия. Горячие пирожки уходят влет, за мной быстро выстраивается очередь.
***
– Дунилово входит в недавно разработанный туристический маршрут для паломников «Шуя — Дунилово — Введенье», — говорит начальник отдела экономического развития администрации Шуйского района Сергей Шаров. — Надо понимать, что это именно паломнические туры: людей привозят в монастыри и храмы на службы. Учет паломников мы не ведем, но знаю, что многие Шуйские турагентства специализируются именно на этом. Инфраструктура для них достаточно развита: например, есть сеть магазинов, правда, мест общественного питания нет. Но, наверное, обед входит в стоимость тура и они трапезничают в монастырях. На этот год в бюджете заложены деньги на строительство отрезка асфальтовой дороги длиной в 5 километров по направлению от села Введенье к Дунилову (сейчас этот отрезок грунтовый).
– Вам известно, что простых туристов, которые приехали сами, а не в составе паломнических туров, не пускают даже на территорию монастыря?
– Да, известно. Понимаете, монастырь предполагает некоторую закрытость. Можно позвонить им, узнать, когда будет ближайшая служба, и посетить ее.
– А обычным туристам остается только смотреть на старинные церкви?
– Да. Церквей у нас много, все они реставрируются.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости