Новости – Люди












Люди
Безработное сорокалетие

Ярмарка вакансий для волгоградских студентов. Фото предоставлено Службой занятости населения Волгограда.
Корреспондент «Русской планеты» поговорила с «возрастными» соискателями, чтобы выяснить, как искать работу, если тебе 40+
6 марта, 2015 18:49
11 мин
В центре занятости населения Волгограда корреспонденту «Русской планеты» сообщили: сегодня в базе вакансий более 16 000 рабочих мест. Официально безработных в городе сейчас — 1908 человек. Большинство из них — молодые специалисты, в прошлом году получившие дипломы высших и средних специальных учебных заведений. И примерно треть от общего числа: около 700 человек — это люди зрелого возраста, имеющие хорошее образование, многолетний трудовой стаж, благодарности за хорошую работу, которые в течение нескольких месяцев не могут трудоустроиться: в Волгограде работодатели отдают предпочтение более молодым соискателям.
Евгению Николаеву 43 года. Он живет в Краснооктябрьском районе Волгограда с женой и двумя сыновьями-школьниками в квартире, доставшейся ему по наследству от умерших родственников. «Безработный» стаж Евгения — 18 месяцев. Именно столько времени он, преподаватель истории с дипломом вуза, подавшийся в коммерцию, не может найти официальную работу.
– После вуза в «лихие 90-е» преподавал историю в одной из городских школ. Зарплату не видели по полгода, но работе учителем посвятил почти десять лет, — рассказывает РП Николаев. — Когда приятель предложил открыть в одном из городов Волгоградской области филиал российской фирмы, занимающейся продажей и установкой входных и межкомнатных дверей, я раздумывал несколько недель, а потом согласился. Пришлось ехать в Камышинский район — это несколько сотен километров от областного центра. Семья осталась в Волгограде. Фирму открывали с нуля, искали офис, составляли клиентскую базу, строили отношения с покупателями, нанимали промоутеров. Бизнес стал расцветать примерно в 2006 году. Я смог купить хорошую машину себе и супруге, мы оформили старшего сына в элитную частную школу. Но спустя три года в компании начался кризис. Жилищное строительство в Волгоградской области сбавило обороты, желающих купить двери как в новую квартиру, так и во «вторичку» заметно поубавилось. Главный офис компании требовал выполнения финансового плана, но такой возможности не было. Стали сокращать работников. И когда дела были совсем плохи, я ушел, в фирме остался только директор. Думал, что не пропаду, и обязательно найду работу. Ведь кое-чему научился, развивая бизнес. Но, увы, «звезды» отвернулись: стартового капитала не было, приятели, знавшие о проваленном «дверном» бизнесе, не спешили ни в долг предложить, ни вступить в партнерские отношения. После полугода мытарств жена заставила пойти в центр занятости. Изучив предложения, обрадовался — как минимум менеджером на зарплату в 20-25 тысяч рублей устроиться мог...
Получив распечатку о интересовавших его вакансиях, Николаев поехал на собеседования. Однако «великовозрастный» кандидат, не знающий основ менеджмента, не смог получить работу. Ему напрямую отказали в четырех компаниях, заявив, что ожидают на работу специалистов в возрасте до 30 лет. В трех случаях Евгению обещали перезвонить, еще в нескольких заверили, что анкета соискателя будет находиться в базе данных.
– На собеседования по тем вакансиям, которые устраивали меня в плане заработной платы, я потратил около трех месяцев, — говорит он корреспонденту «Русской планеты». — Днем ездил на встречи, ночью искал в интернете объявления о работе. Большинство из них — от кадровых агентств. И это полный обман — заманчивые предложения на деле оказываются «липой»: агентства требуют заплатить от 400 до тысячи рублей, чтобы предоставить координаты работодателя. Пару раз я «купился» на такую «фишку». В итоге попал на собеседование в два мебельных салона, где специалисты по кадрам сообщили, что вакансии закрыты несколько месяцев назад. А на вопрос, не нужны ли им еще работники, услышал, что нужны, но в возрасте до 35 лет.
Николаев показывает список предприятий и организаций, которые он посетил в поисках рабочего места. В нем наименования 42 организаций, это и акционерные общества, и частные фирмы. Евгений говорит, что только в десятке случаев он отказался от предложенных вакансий сам — не устраивала заработная плата меньше 7 тысяч рублей и удаленность — компания по продаже пластиковых окон, куда бы его могли взять на должность рядового сборщика за 12 тысяч рублей в месяц, была расположена в двух часах езды от дома соискателя. Две недели назад волгоградец с помощью родственников супруги устроился работать страховым агентом по договорной основе. У него нет оклада, как нет и социального пакета, офиса и оплаты транспортных расходов. 43-летний мужчина согласился искать клиентов за проценты от составленных страховых соглашений. За десять дней ему удалось заключить несколько договоров и получить первые за долгие месяцы несколько тысяч рублей.
46-летняя Наталья Орехова ищет работу последние 14 месяцев. Преподаватель по классу фортепиано имеет диплом о высшем образовании, полученном в Волгоградском институте искусств. Долгие годы работала в музыкальной школе, получая грамоты и благодарственные письма за добросовестный труд. Три года назад в семье Натальи случилось несчастье — парализовало маму. Наталья была вынуждена оставить работу. После смерти матери обратно на работу в музыкальную школу Орехову не взяли.
– Объяснили тем, что на мое место приняли молодую перспективную преподавательницу, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» Наталья, — она набрала способных учеников. А меня упрекнули в том, что за годы работы в школе я так и не смогла найти ни одного талантливого ученика.
Обращения в другие музыкальные школы города успехом не увенчались — в середине учебного года в педагоге не нуждались. Орехова рассказывает, что за время болезни матери ей пришлось взять несколько кредитов, чтобы покупать лекарства и хорошие продукты. Теперь нужно было раздавать долги.
– Я была согласна на любой труд, — говорит Наталья, — давала объявления о частных уроках и репетиторстве, но несколько часов в неделю с доходом в три тысячи рублей ситуацию не изменили.
В центре занятости Красноармейского района, где живет Орехова, женщине предложили на выбор около двух десятков вакансий: посудомойка, официантка в ночном баре, консультант в магазине бытовой техники.
– Я порадовалась, что вакансий много, и есть из чего выбрать, — рассказывает волгоградка. — Первым местом, куда пришла, стал салон сотовой связи, где требовался продавец-консультант. Трех минут бесед с менеджером хватило, чтобы мне сказали «до свидания». Салону нужны были «продвинутые» в техническом плане молодые люди, а не дама бальзаковского возраста, не отличающая смартфон от телефона. Потом я отправилась в областной краеведческий музей рассматривать вакансию специалиста по работе с экспонатами. В нем уже не нуждались, и в отделе кадров намекнули, что на работу приняли 28-летнюю девушку. Отчаявшись, я стала рассматривать практически все предложения. В общественной столовой на стажировке была три дня, после чего мне отказали в месте, заявив, что 20-летние работают быстрее. В отделе продажи косметики в магазине «Диамант» Тракторозаводского района посетовали, что возраст отпечатался у меня на лице, а для продажи продукции нужны юные и красивые. В детском саду, куда требовался музыкальный руководитель, предпочтение отдали другому соискателю — 30-летней женщине, а не мне. В риелторской фирме попросили диплом о высшем экономическом образовании. После долгих мытарств сложилось впечатление, что после 40 лет в Волгограде практически невозможно найти работу специалисту с высшим образованием и кучей грамот за хороший труд.
Олегу Сицкому — 44, год назад он переехал в Волгоград из Ростовской области. Говорит, что после развода с супругой решил начать новую жизнь в городе, где жили его родители. Имея диплом ветеринара, в областном центре найти работу мужчина не смог — в те клиники, куда он обращался по вопросу трудоустройства, недостатка специалистов не было. За помощью Олег обратился в городской центр занятости.
– Со мной не особенно церемонились, сразу спросили — рабочим пойдешь? — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» собеседник. — Я согласился, потому что нужно платить за съемную квартиру и посылать алименты ребенку. Оказалось, что «рабочий» — это токарь 4 разряда с окладом в 12 тысяч рублей. Но меня не взяли — во-первых, опыта нет, во-вторых, возраст: молодого научить можно, а я уже вроде как «старый». Пошел на завод «Красный Октябрь», в отдел кадров, говорю — крепкий, здоровый, возьмите работать. Отвечают: молодых парней после армии берем, а тебя взять некуда. Отправился на предприятие «Царь-Продукт» разнорабочим. Отказали — предприятие терпит убытки, сотрудникам зарплату отдают колбасой и сосисками. И те вакансии, которые предлагают в городском центре занятости или в его районных отделениях, в большинстве случаев для тех, кому до 40 лет. В одном месте мне почти повезло: в торговую сеть «Ермолино» требовался менеджер. Собеседование прошел на «ура», рассмешив руководителей, которые похвалили за проявленную смекалку. Показали торговые точки, с которыми должен работать кандидат. Но в последний момент заместитель директора «Ермолино» передумал: ему бы хотелось видеть на этой должности специалиста лет до 35 и, желательно, женщину. Сейчас я торгую на «Казачьем рынке», что в Дзержинском районе города, луком и картошкой. Мой хозяин — кавказец, платит деньщину плюс процент от выручки. Это не самый лучший вариант, но выбирать не приходится.
Не из чего было выбирать и Александру Артемьеву, инженеру-технологу с 18-летним стажем. Полтора года назад он остался без работы из-за банкротства предприятия. Рабоут искал больше десяти месяцев.
– В свои 54 года даже не предполагал, что найти официальную работу в нашем городе практически невозможно, — говорит Александр корреспонденту «Русской планеты». — Когда дело идет к старости, думаешь не только о душе, но и о пенсии, точнее, о ее сумме. Поэтому, подрабатывая по ночам таксистом, рассматривал разные вакансии, предложенные центром занятости. Прошел и обзвонил десятки организаций: стоило только назвать возраст, как потенциальные работодатели прекращали беседу. Мне кажется, специалистам центров занятости следует обратить на это внимание и создать отдельные разделы поиска вакансий для тех, «кому за...»
После долгих поисков Артемьев нашел работу в бригаде строителей подсобником. Работа официальная, но сезонная: после возведения объекта — через три года — с ним расторгнут трудовой договор. И Александру вновь придется искать работу.
В центре занятости населения Волгограда корреспонденту «Русской планеты» прокомментировали, что за возрастом соискателей наблюдений не ведется. По словам сотрудников пресс-службы ведомства, только в течение февраля удалось трудоустроить 1669 человек, из которых 33% составляют молодые специалисты в возрасте до 29 лет. Ирина Сайгина, руководитель отдела содействия в трудоустройстве и информации ЦЗН, прокомментировала: людям более старшего возраста, испытывающим проблемы в поиске работы, предлагают воспользоваться услугами профессионального переобучения или участия в общественных работах. Таковых за два месяца текущего года оказалось около 200 человек. Однако реальная помощь, как выяснилось, доходит не до всех, кроме того, волгоградцы после 40 все же стараются найти достойное применение своим опыту, образованию и знаниям.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости