Новости – Титульная страница












Титульная страница
Без QR не разберешься
В Томске даже горожанам немудрено заблудиться. Фото: Олеся Ященко.
Почему в Томске так легко потеряться и так сложно добраться до места
8 декабря, 2013 00:33
5 мин
Минкульт обратил внимание областной администрации на недостаток уличных указателей: директор департамента по туризму Ольга Ярилова проехала по городу и «ни одного знака не увидела». Корреспондент РП выяснила, легко ли заблудиться в областном центре.
Несмотря на планы по развитию туризма в регионе, гостей в Томске не ждут. Ни на железнодорожном, ни на автобусном вокзале, ни в аэропорту нет подробной карты города. Как и другой информации, которая помогла бы узнать, как добраться из одного района в другой, на каком транспорте лучше доехать до гостиницы и что можно посмотреть в Томске.
Иногородние водители на въезде увидят только указатели транзитных направлений: Новосибирск, Мариинск, Красноярск. В городе они смогут ориентироваться по редким табличкам «Центр», «Аэропорт», «Проспект Ленина».
– Здесь довольно сложное дорожное движение, навигатор не всегда верно указывает направление, ошибочно отсылая к запрещенному повороту или односторонней улице, — рассказывает Михаил Шалабин, регулярно перевозящий грузы и корреспонденцию из Новосибирска в Томск. — Тем не менее без навигатора я ездить не рискую: легко заблудиться. Не то что указателей направления движения, но даже табличек с названиями улиц иной раз нет.
Ориентироваться в общественном транспорте тоже сложно, и не только туристам или иногородним студентам, но даже самим горожанам. В троллейбусах представлена схема их движения, в маршрутках — список остановок только коммерческого транспорта, то же самое — в трамваях. Единой транспортной схемы нет.
– Сложно было ориентироваться в маршрутках — на боковом стекле написаны только ключевые остановки, а если она едет по кольцевой, непонятно, где садиться, чтобы уехать в нужном направлении, — рассказывает первокурсница филфака ТГУ Юлия Брагина. — Трамвайные маршруты для меня до сих пор загадка: на них указаны только названия первой и конечной остановок, при этом три маршрута из четырех идут до остановки «Восточная», просто разными путями.
Решить эту проблему должен был проект городской администрации «Новые остановки».
Мэрия планировала снабдить все 632 остановочных комплекса в городе электронным табло и картой всех маршрутов общественного транспорта. Но идею раскритиковал губернатор Сергей Жвачкин. После отставки Николая Николайчука работы и вовсе остановили, достроили только пять комплексов.
Тогда горожане попытались решить проблему без помощи властей. В октябре активисты «Томской инициативной группы» за собственный счет изготовили и установили на остановке «ЦУМ» стенд с графиком движения общественного транспорта. На нем указаны маршруты следования, интервалы движения, время первых и последних рейсов, телефоны диспетчеров маршрутов.
Сейчас новое городское руководство планирует до конца года на 150 остановках поместить металлопластиковые таблички формата А3 и А4 с номерами и графиками движения автобусов, а также с QR-кодами, содержащими ссылку на сайт «Центра контроля пассажироперевозок».
В течение декабря таблички установят там, где проходит наибольший поток пассажирского транспорта, например, на остановках «Учебная» и «Центральный рынок». Все остановки обещают оснастить такими табличками в первом квартале 2014 года.
Во многих жилых кварталах нет никакой закономерности в нумерации домов. Например, напротив дома по ул. Рабочей, 9 находится здание с адресом ул. 1-я Рабочая, 42. В этом же квартале есть еще улицы 2-я Рабочая и 3-я Рабочая. Вдоль Иркутского тракта строения идут в последовательности 118/1, 118 и 118/2. А на новой улице Обручева есть дома с номерами 1/22 и 3/14. Тут заблудится даже профессиональный таксист, не говоря об обычных горожанах, а тем более приезжих.
Другая беда уличной навигации в Томске — таблички с названиями улиц и номерами домов. Точнее, их отсутствие на многих зданиях. Понятно, что о заметности, разборчивости или стилистике и говорить не приходится.
Единого стиля у имеющихся табличек нет: вариантов больше полусотни.
Томский блогер и дизайнер Александр Кузнецов собрал коллекцию таких знаков. Среди них есть как современные, как, например, на здании мэрии: название улицы и номер нанесены на светящийся лайтбокс, который видно в темноте. Он подсказывает не только адрес дома, но и направление нумерации домов на этой улице. Есть вычурные таблички, сделанные из кованого чугуна. Но основная масса изготовлена из пластика или металла разных цветов и форм, а иногда название улицы и номер дома просто нанесены краской на стену.
– У нас много табличек-двойников — они расположены на пересечении двух улиц. Обычно каждую адресную табличку устанавливают на соответствующей стороне фасада. Но, например, на доме по адресу Нахановича-Советская они почему-то расположены с одной стороны. Это может сбить с толку не только приезжего, но и местного жителя, — рассказывает о своей коллекции Александр. — Есть дома-музеи, на которых сохранилось несколько поколений табличек — дореволюционные, советские и современные.
В Москве разработали архитектурно-художественную концепцию размещения и дизайн указателей наименований улиц и номеров домов. Томские дизайнеры активно обсуждают эту тему и даже делают пробные проекты.
Но единой концепции до сих пор не существует. Одна из причин — разрозненность ведомств, которые за это отвечают: ГИБДД, городские и областные власти, бизнес, рекламные фирмы, частные собственники и управляющие компании.
Год назад городской комитет по дизайну и рекламе разработал модель адресных табличек: без дизайнерских изюминок, но зато хорошо читаемых. Их начали устанавливать на многих улицах, но лишь на муниципальных зданиях. Собственники остальных — фирмы, магазины, управляющие компании или ТСЖ — должны заказывать и устанавливать новинку за свой счет.
– Не обязательно, чтобы все адресные таблички были сделаны по единому образцу, — считает дизайнер студии «Провинция» Денис Раудсепп. — Главное — это их читаемость. И само наличие.
Информационных стендов с перечнем достопримечательностей, карт или указателей в городе почти нет. В 2008 году одна из рекламных фирм Томска в качестве эксперимента установила на Новособорной карту города. Но пользоваться ею можно только в теплое время года: зимой она покрывается льдом.
У здания СФТИ установили указатель: он направляет к Горсаду, мэрии и органному залу. Его поставили в качестве эксперимента: посмотреть, как он впишется в городскую среду.
– На нем крайне мало информации, — говорит Денис Раудсепп. — Скорее всего потому, что изначально не было до конца понятно, для кого он предназначен. У нас в городе есть как минимум три категории адресатов: горожане, гости и студенты. Всем им требуются разные сведения.
Получается, что туристу без смартфона или ноутбука в Томске делать нечего. А вот обладателей гаджетов выручит бесплатный wi-fi на площади Новособорной и в муниципальном транспорте.
С инициативой внедрить в Томске новый формат экскурсий выступили горожане. Организаторы «Аллеи Гоголя» и поддерживающие их жители создали новый проект «QR-Томск. История по-новому».
Идея проекта — размещение табличек с QR-кодами на томских памятниках истории и архитектуры и других достопримечательностях. Любой желающий сможет считать информацию о старинном особняке, резном деревянном доме или памятном месте с помощью смартфона, планшета или телефона с камерой. Код автоматически приведет на страницу сайта qrtomsk.ru, где уже опубликовано 24 статьи о деревянных и каменных достопримечательностях. Кроме того, сформировано две пешеходных экскурсии — по томской Елани (исторический центр города. — Примеч. авт.) и историческому ансамблю зданий ТПУ.
Каждую табличку размещают только после предварительного согласования с городскими и областными властями, обязательно — на высоте чуть более двух метров, чтобы защитить их от вандализма, но при этом сохранить возможность получить данные.
Сведения о зданиях и местах организаторы собирают везде, где только можно: из книг и с интернет-сайтов, сотрудничают с музеями и городскими краеведами.
– Мы рассказываем о городе и томичам, и туристам. Тем более что Томск действительно уникален — интересные и даже детективные истории можно найти на каждом шагу, — рассказывает Екатерина Кирсанова, соавтор проекта. — Нам интересна не просто история зданий — кто и как их построил, но и кто здесь жил, что он чувствовал по отношению к этому дому и так далее. Мы хотим показать город как историю живых людей, а не каких-то призраков, которые ушли в небытие. Чтобы люди, прогуливаясь по улицам Томска, знали, что в этом доме жил лучший учитель, а в этом — губернатор с женой, чтобы томичи могли почувствовать город, что называется, собственной кожей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости