Новости – Люди












Люди
Башкирия на коне

Фото: Екатерина Спиридонова / «Русская планета»
Ученые БГАУ придумали, как обогатить республику за счет лошадиного молока
25 сентября, 2015 10:57
9 мин
В Башкирии существует настоящий эликсир здоровья, обещающий долгую жизнь без болезней, и имя ему — кобылье молоко. Это источник белков, жиров, лактозы, витаминов, кальция, калия, фосфора, линолевой кислоты и ударной дозы витамина С. Именно в Башкортостане добывают 80% общероссийского объема этого молока.
Но найти в продаже его и производные от него продукты в республике почти невозможно. Почему так и когда они появятся, «Русской планете» рассказали специалисты факультета пищевых технологий Башкирского государственного аграрного университета — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент БГАУ Светлана Канарейкина и магистрант кафедры технологий мяса и молока БГАУ Альфия Шарипова.
С.К.: Кумыс — пожалуй, единственный напиток, сделанный на основе кобыльего молока, который можно увидеть на прилавках уфимских магазинов. И, несмотря на содержание спирта, несовместимость с некоторыми другими продуктами, противопоказания и достаточно высокую цену, его раскупают довольно быстро. Люди, знающие о его лечебных свойствах, не проходят мимо.
– И все-таки, почему в Башкирии, славящейся медом и кумысом, кобылье молоко не используется в промышленных масштабах, как, к примеру, коровье?
С.К.: Мы оказались первопроходцами в этом деле, разработав технологии изготовления для двух продуктов, в то время как их может и должно быть очень много. Для каждого, правда, требуется индивидуальный подход, необходимый из-за особого состава кобыльего молока, которое при неправильном обращении легко теряет до 30 и более процентов полезных веществ, меняет консистенцию.
Мы бы с большим энтузиазмом взялись за разработку технологий новых продуктов, но для этого нужны немалые средства, а, значит, спонсоры. До сих пор большую часть работ приходилось оплачивать самим: везти образцы во Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности в Москву и делать анализы за свой счет, чтобы получить заключение о качестве полученного продукта. До сих пор технологий создания продуктов из кобыльего молока просто не было (процесс невероятно сложный и непредсказуемый), поэтому и товаров с ним на прилавках отечественных магазинов пока тоже нет.

Фото: Екатерина Спиридонова / «Русская планета»
– В чем суть вашего открытия, за которое, как я знаю, вас номинировали грантом Бортника? (Фонд Бортника оказывает содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых технологий, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности — Примеч. РП.)
С.К.: Вместе с магистранткой нашей кафедры Альфией Шариповой мы разработали уникальную технологию сушки кобыльего молока методом лиофилизации. Полученное таким образом сухое кобылье молоко планируется вводить в состав косметических средств — делать питательные и увлажняющие кремы, детскую косметику. В результате могут быть созданы продукты с высочайшей эффективностью, работающие на клеточном уровне. Несколькими годами ранее мы в соавторстве с аспирантом Владимиром Канарейкиным и доктором сельскохозяйственных наук, профессором Ираидой Ахатовой разработали технологию производства йогурта из кобыльего молока. Оба открытия позволяют получить продукты без потери состава и качества.
А.Ш.: Сейчас у нас есть возможность продолжать работу над изобретением только благодаря выигранному нами гранту Бортника. Этот федеральный грант мы получили по направлению «Биотехнологии». Уже сейчас расходуем его на покупку сырья, анализы в аккредитованных лабораториях, отработку режимов, работу сушилки, проведение клинических испытаний и разработку патента. Если дальнейшее финансирование продолжится, через год-два можем начать выпускать готовую продукцию.
– В чем заключается этот метод лиофилизации?
С.К.: Лиофилизация, или так называемый сублимационный метод, заключается в шоковой заморозке и последующем постепенном досушивании свежего кобыльего молока, помещенного в специальную установку — сублимационную сушилку. Замороженный материал выпаривается, и вещество становится сухим. Вся процедура проводится в вакуумной среде, что исключает попадание микроорганизмов. Важно, что вымораживание происходит при минус 40 градусах, а высушивание — при плюс 40: такие щадящие температурные режимы существенно не влияют на качество исходного сырья, поэтому в результате мы получаем порошкообразный продукт с сохраненными свойствами сырого кобыльего молока. Продукт представляет собой мельчайшие хлопья и обладает хорошей растворимостью. Химический состав, полезные вещества, витамины — все остается неизменным, в то время как при распылительной сушке (это пока единственный официальный метод, существующий в России) его качество значительно снижается, частично разрушаются витамины и ферменты.
– Что мешает в кратчайшие сроки запустить в жизнь ваше изобретение?
С.К.: У нас в стране нет сублимационных сушилок отечественного производства, почему-то этому вопросу уделяют мало внимания, в то время как за границей, в Германии в частности, выпускается более 40 наименований продукции из кобыльего молока. Сушат его сублимационным методом, расфасовывают в капсулы, таблетируют и реализуют через аптечную сеть, как компонент лекарственных препаратов, основу косметической продукции, заменитель женского молока в детском питании.
Такую роскошь, как сушилка, невозможно приобрести самим — они сплошь импортные и очень дорогие. Денег, выделенных благодаря гранту, хватит лишь на проведение некоторой части клинических исследований, поэтому сейчас мы усиленно ищем спонсоров, которые бы заинтересовались нашим изобретением и помогли бы закупить необходимое оборудование. Это было бы выгодно не только нашему региону, но и всей стране в целом. Ведь не зря ценность кобыльего молока сравнивают с нефтедобычей при неоспоримой ценности первого как лечебно-профилактического средства от целого ряда серьезных болезней. Однако же финансирования на государственном уровне до сих пор нет, как и научно разработанной технологии по его переработке.
А.Ш.: Сейчас в России есть только один аппарат для сушки кобыльего молока распылительным методом — он находится на территории санатория Юматово в Башкирии, в кумысном цехе. Для нас эта сушилка не подходит. Надеемся, благодаря нашему открытию сублимационная сушка появится и в России, деньги будут выделены.
– Как в дальнейшем планируете использовать сухое кобылье молоко, полученное методом сублимационной сушки?
А.Ш.: Мы бы хотели применять его для изготовления продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания для онкобольных и людей с болезнями желудочно-кишечного тракта, и даже для создания еды для космонавтов, как это с успехом начали делать в Казахстане. Особенно перспективным выглядит производство продуктов детского питания, ведь кобылье молоко гипоаллергенно и по своему составу и биохимическим свойствам приближено к женскому грудному молоку. Оно уникально, и по праву должно стать вторым сырьем в Башкирии после коровьего молока.

Фото: Екатерина Спиридонова / «Русская планета»
С.К.: Если закупочная цена литра коровьего молока 30 рублей, литр кобыльего стоит целую сотню. Да и сами вы можете убедиться, приобретая кумыс, в его дороговизне — 140 рублей за литр. Почему же кобылье молоко дороже как минимум в три раза? Во-первых, продуктивность кобыл меньше, чем коров: 1200 литров против 4000 литров в год. Во-вторых, их дойка — довольно трудоемкий процесс: если коров доят пару раз в сутки, то кобыл — 5–6 раз, к тому же вымя у них маленькое, поэтому возможно получить не более 1–2 литров за дойку. Затратное и хлопотное дело! В-третьих, молоко кобылы дают только с мая по ноябрь, и в-четвертых, кобылье молоко биологически более полноценное, чем коровье. Это связано с его особым качественным составом: сывороточных белков в кобыльем молоке содержится целых 50%. А ведь как раз они улучшают защитные свойства организма, повышают иммунитет. Если бы в нашем регионе развернули производство содержащих кобылье молоко продуктов в полном объеме, это озолотило бы республику!
– Сколько времени потребуется на то, чтобы продукты из кобыльего молока начали поступать на прилавки магазинов?
С.К.: Для этого необходимо, чтобы были выделены средства на проект, нашлись бы помещение, оборудование и оснащение, соответствующие санитарным нормам. Этот продукт, я считаю, должен быть произведен при поддержке молочных и конных заводов, а также частных производителей кобыльего молока; в перспективе возможно сотрудничество с конезаводом № 119. Любой действующий молочный завод может взяться за выработку йогурта из кобыльего молока. Со своей стороны мы делаем все, что в наших силах, чтобы внедрение этих ценных изобретений в жизнь стало возможным. Институту питания Казахстана правительство без проблем выделило грант на разработку продуктов из кобыльего молока для больных раком и людей, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта, а также на разработку пищи для космонавтов. А вот в Башкортостане этот вопрос остается без должного внимания.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости