Новости – Титульная страница












Титульная страница
Чиновники офлайн
Многофункциональный центр (МФЦ) на улице Бабефа в Астрахани. Фото: Орынганым Танатарова
Разрекламированные властями электронные услуги в Астраханской области не работают
10 сентября, 2013 15:11
4 мин
Пока «космические корабли бороздят просторы Вселенной», астраханцы по-прежнему маются в длинных и душных очередях, нервничают и тратят уйму времени. А как хотелось бы решать многие вопросы с госучреждениями сидя за компьютером в уютной обстановке. Но пока это пожелание в большинстве случаев остается нереализованным.
В официальном рейтинге качества перевода государственных услуг в электронный вид Астраханская область занимает далеко не почетное 47 место среди 83 субъектов РФ. А в лидерах здесь — Владимирская, Кировская и Саратовская области.
Исправить ситуацию, по мнению чиновников, должна программа информатизации Астраханской области на 2014–2018 годы, принятая недавно на заседании регионального правительства. Задача поставлена важная — максимально упростить жизнь астраханцев, благо интернет сейчас есть почти у всех горожан. В предстоящие четыре года на эти цели планируют потратить примерно миллиард рублей. Из них 749 млн выделит региональный бюджет, остальное — федеральная казна. Средства разделят между тринадцатью различными ведомствами, которые непосредственно будут задействованы в реализации программы.
Основной упор в ней сделан на развитие многофункциональных центров (МФЦ), предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Эти центры по своей сути выполняют посредническую функцию между учреждениями и гражданами. Сейчас в регионе их семь, в рамках реализации программы до 2015 года число МФЦ планируется увеличить до 17. Они откроются во всех районах области. И если пока лишь 10% из предоставляемых ими 70 различных услуг являются электронными, то к 2018 году 70% услуг должны стать доступными в режиме онлайн.
На данном этапе через интернет с помощью МФЦ можно подать заявление на аккредитацию спортивной федерации или на предоставление спортивного разряда, запросить разрешение на строительство жилья или на пользование водными объектами. Кроме того, предприниматели могут в электронном виде обратиться в правительство области за господдержкой, предложить свои инновационные проекты, претендовать на гранты в сфере бизнеса. Список действительно пока небольшой.
На специализированном портале есть информация о 205 государственных и муниципальных услугах, доступных жителям Астраханской области. 97 из них предоставляются в электронном виде. Правда, львиная доля этих услуг — чисто информационные. Или в лучшем случае речь идет о направлении различных заявлений в госучреждения через интернет. Например, с помощью онлайн-сервиса можно подать заявление о регистрации брака или на оформление загранпаспорта, записаться на прием к врачу или оплатить штрафы ГИБДД.
Правда, доля электронных заявлений пока невелика. Например, по информации инфраструктурного центра электронного правительства за 7 месяцев 2013 года региональное управление федеральной миграционной службы оформило почти 15 тыс. загранпаспортов нового поколения и более 3,5 тыс. загранпаспортов старого образца. Это около 19 тыс. заявлений астраханцев, из которых в электронном виде поступило менее трех тысяч. Но если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то прогресс налицо: за 7 месяцев 2012 года ведомство приняло через интернет лишь около тысячи заявлений.
Недавно на сайте электронного правительства Астраханской области появилось сообщение о том, что жители региона могут подать заявление на оформление охотничьего билета единого федерального образца (ОБЕФО) в режиме онлайн.
Согласно постановлению региональной службы природопользования и охраны окружающей среды, очередной сезон охоты на водоплавающую, степную, полевую дичь, пушных и копытных зверей начнется в Астраханской области 21 сентября. Перед началом сезона сотни мужчин обычно вспоминают о необходимости оформить охотничьи билеты, и данная электронная услуга была бы как раз кстати. Однако реально она не действует.
Начальник отдела охоты областного общества охотников и рыболовов Роман Курбанов рассказал корреспонденту РП:
– Я видел на сайте службы природопользования информацию о подаче заявлений на получение охотничьего билета через интернет. Но не знаю ни одного человека, который бы действительно воспользовался этой возможностью.
За комментарием мы обратились к заместителю руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области — начальнику отдела охраны животного мира Анатолию Зимину.
– Действительно, астраханцы пока практически не пользуются онлайн-сервисом для оформления охотничьих билетов. Причин несколько. Во-первых, в области достаточно пунктов их выдачи, где можно спокойно подать заявление и другие необходимые документы. Кроме того, за билетом все равно нужно явиться лично, согласно действующей нормативной базе он выдается каждому охотнику под роспись. Также нам нужны реальные, а не электронные, фотографии размером 2,5 на 3,5 см, строго анфас и без головного убора. Один из снимков мы вклеиваем в ОБЕФО, а другой — в личное дело.
Единственная польза интернет-заявки, по мнению сотрудников службы природопользования, заключается в том, что они могут сразу же направить запрос в полицию о наличии или отсутствии у гражданина непогашенной судимости. Убедившись, что все в порядке, охотника в любом случае пригласят явиться к ним с фотографиями и другими документами. Есть еще вариант отправить документы заказным письмом на почтовый адрес ведомства, но Анатолий Зимин все же советует лично прийти в один из пунктов выдачи охотничьих билетов. Это позволит сэкономить время и быть уверенным в результате.
Собственно, почти все астраханские охотники именно так и поступают. А декларируемая электронным правительством возможность оформить охотничий билет онлайн является не более чем иллюзией.
Многие астраханцы, опробовавшие работу онлайн-сервисов, считают их либо малоэффективными, либо вовсе бесполезными. Особенно критично жители области оценивают электронную регистратуру.
Мария Федорова, предприниматель:
– Я сначала очень обрадовалась, узнав об электронной регистратуре. Мечтала прийти в поликлинику и попасть на прием к врачу без очереди. К сожалению, из-за сильной занятости у меня нет возможности ждать окулиста по несколько часов среди нервных бабушек. Но оказалось, услуга на деле не работает. Конечно, можно записаться на прием через интернет, а приходишь в поликлинику и все равно наталкиваешься на очередь. И все, кто там ждут, не станут пропускать тебя по времени. У них тоже запись, а реальный прием пациентов может длиться намного дольше, чем рассчитано электронной системой. В результате все равно никакого улучшения.
Оксана Яковлева, студентка:
– В том, что от онлайн-записи к терапевту нет никакого толка, я убедилась лично. Кликать мышкой в интернете и попасть вовремя на прием к врачу — это разные, не имеющие ничего общего между собой вещи. Пришла в 15:00, как записалась, а просидела в очереди почти час. И врач не виновата — просто так обстоятельства сложились. Получается, что услуга есть, но она ничего не гарантирует.
Имеются у жителей области нарекания и к работе других онлайн-сервисов. Не всем удается без проблем подать заявление на загранпаспорт, люди жалуются на недостаточно широкий спектр электронных услуг.
Владимир, астраханец:
– Мне понадобилось оформить загранпаспорт нового образца. Решил сделать это через интернет, но сотрудники миграционной службы все равно пригласили меня явиться к ним лично. Так что пришлось туда приехать, отстоять километровую очередь в рабочее время. Все получилось, но какой тогда смысл в онлайн-сервисе?
Никита Белоглазов, менеджер салона связи:
– Я бы хотел оплачивать все услуги ЖКХ через интернет. Но в Астрахани это нереально. Если телекоммуникационные фирмы предоставляют своим абонентам такую возможность, то об управляющих компаниях нашего города этого не скажешь. Чтобы внести квартплату, нужно специально идти в их контору. А у меня такой же рабочий день, как у всех.
Справедливости ради стоит отметить, что не все инициативы властей бесполезны. Корреспондент РП побывала в одном из астраханских МФЦ, расположенном по адресу: ул. Бабефа, д. 8. Сама атмосфера этого учреждения оказалась благожелательной. Милая дама в форме охранника первым делом участливо поинтересовалась:
– Вам что-то подсказать?
В понедельник утром в просторном зале центра оказалось не более 10 посетителей, здесь они спокойно решали различные вопросы земельных и имущественных отношений, предоставления налоговых льгот. Некоторое оживление было замечено только перед окошком Ростехинвентаризации (БТИ).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости