Новости – Титульная страница












Титульная страница
РАНние волнения
Сорок лет жизнь этого района города определяли академики. Теперь Академгородку предстоит «смена власти». Фото: Олеся Ященко.
Что ждет томский Академгородок после реформы
22 октября, 2013 15:18
4 мин
У микрорайона в ближайшем будущем появится новый хозяин — вместо Томского научного центра управлять имуществом академиков будет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Что изменится в Академгородке после прихода новых управленцев? Корреспондент РП выяснял, что будет с коммунальной инфраструктурой, земельными участками и социальными объектами, которые обеспечивают жизнь 20 тыс. человек.
Академгородок — это государство в государстве. Из 20 тыс. жителей почти половина не связана с наукой напрямую. Тем не менее их быт во многом зависит именно от руководителей ТНЦ СО РАН, а не от градоначальника. Вся инфраструктура района — от коммунальной до социальной — появилась здесь благодаря Академии наук, и сегодня находится в ее собственности. Строить район начали в середине семидесятых годов прошлого века. Строили по лучшим советским канонам: как единый комплекс, в котором есть все необходимое для исследователей — не только корпуса институтов и лабораторий, но и инженерные коммуникации, общежития, жилые дома, поликлиника, два детских сада, гостиница, Дом ученых как аналог клуба отдыха.
– У нас уникальный район, — уверена Дарьяна Волошина, аспирант Института физики прочности и материаловедения ТНЦ СО РАН. — Здесь особая среда за счет того, что живут в микрорайоне в основном сотрудники институтов и вообще люди с высшим образованием. Наш район безопаснее других: ребенка можно спокойно отпускать одного во двор, в школу или магазин. Здесь большой и ухоженный лес. Ни в коем случае нельзя менять специфику Академгородка или застраивать его, это вам любой житель скажет.
Единственный минус района — удаленность от города — исчез в 2008 году, с вводом в эксплуатацию дорожной развязки Балтийская–Осенняя–Елизаровых. Здесь расположены пять институтов Томского научного центра и две площадки Технико-внедренческой зоны, где уже работают больше пятидесяти резидентов.
Здесь большой зеленый массив, комплекс трамплинов и горнолыжный склон. На этой основе власти региона планируют создать масштабную спортивно-развлекательную зону.
Согласно реформе РАН, вскоре управлять академическим имуществом, в первую очередь — земельными участками, строениями и «непрофильными» активами — будет новая организация, ФАНО. Сейчас ее только создают и пока неясно, кто именно ее возглавит — правительство представило список из пяти претендентов. Вероятно, именно этот человек решит судьбу томского Академгородка. Владимира Фортова, главы РАН, в этом списке нет. Зато среди кандидатов — Людмила Огородова, экс-депутат Госдумы РФ от Томской области, а ныне — заместитель министра образования РФ. Правда, сами академики воздерживаются от оценок, сыграет ли землячка в пользу Академгородка, если утвердят ее кандидатуру. Огородова активно поддерживала необходимость реформы, еще будучи депутатом.
Планы по развитию Академгородка придется корректировать с учетом мнения будущих управленцев имущества Томского научного центра.
– Идеологи реформы говорят, что она позволит освободить ученых от несвойственных им функций управления имуществом, чтобы они занимались только наукой. Но и в Томске, и в других сибирских филиалах это разделение давно существует, — пояснил в беседе с корреспондентом РП Николай Ратахин, председатель президиума ТНЦ СО РАН.
По его словам, все лаборатории центра самостоятельны: заведующие сами ищут гранты и ведут исследования, руководство в их деятельность не вмешивается. Управляет хозяйством специальный сотрудник — заместитель директора.
– Я не понимаю, что может сделать новый эффективный менеджер с имуществом томского Академгородка. Распродать здания? Застроить земельные участки, превратив Академгородок в очередной густо заселенный район Томска? — продолжает Николай Ратахин. — Но это только разрушит уникальный микроклимат, благоприятный для научной деятельности. То есть вместо того чтобы создавать аналоги пресловутой Силиконовой долины, мы уничтожим то, что еще осталось.
В ТНЦ считают, что сегодня основной недостаток по содержанию имущества — хроническое недофинансирование. Институты давно ограничиваются косметическим ремонтом вместо капитального и бьются с нехваткой оборудования.
– У нас сегодня металлографический микроскоп — один на весь корпус, на все пять этажей, к нему не пробиться, — рассказала Дарьяна Волошина. — Мы опасаемся, что после реформы на работу с микроскопом нужно будет еще и специальное разрешение получать.
Сейчас в ТНЦ с тревогой ожидают, что от всех объектов социальной сферы как непрофильных активов придется отказаться. Возможно, их будут передавать на баланс города.
– Один из садиков мы передали на баланс муниципалитета, и сразу же у наших сотрудников ни одного места в нем не стало, туда теперь возят детей из Томска, — сетует Николай Ратахин. — Сотрудники просят ни в коем случае не отдавать городу второй наш сад, в нем уже не хватает мест, даже пришлось открыть коммерческую группу. И мы постоянно просим у городских властей выделить дополнительные места для наших сотрудников в прежнем саду. Будет ли новый управленец заниматься такими вопросами или скажет: обращайтесь на общих основаниях в мэрию? Или, например, если продать гостиницу «Рубин», то у нас возникнут проблемы с тем, чтобы устраивать там научные конференции.
Новому управленцу от ФАНО предстоит решать проблемы и с жилищно-коммунальным хозяйством микрорайона. Сегодня его обслуживают два предприятия — ГУП «Комбинат коммунальных предприятий», занимающийся водо- и теплоснабжением, и ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», который как управляющая компания содержит и ремонтирует жилые дома и корпуса институтов. Обе компании — подразделения научного центра.
– Муниципалитет и ТНЦ СО РАН давно ведут переговоры о передаче водопроводных и тепловых сетей на баланс города. Но поскольку коммуникации находятся в федеральной собственности, это очень длительный процесс, — заявил корреспонденту РП Максим Резников, заместитель мэра по городскому хозяйству.
По его словам, состояние коммуникаций Академгородка намного хуже, чем в других районах. Но для Томска его подключение к централизованному водоснабжению все равно выгодно. Сегодня себестоимость куба воды, поставляемого ГУП «Комбинат коммунальных предприятий», выше, чем в среднем по городу. Чтобы жители Академгородка платили за холодную воду наравне с томичами, городской бюджет ежегодно выделяет компенсацию, покрывая разницу между установленным тарифом для населения и себестоимостью услуг комбината. Ежегодно на это уходит около 4 млн рублей. Сохранится ли эта компенсация для жителей микрорайона после передачи имущества в ведение ФАНО, — неизвестно.
– Закон подразумевает исчезновение отделений академии наук и региональных научных центров как юридических лиц, останутся одни институты. То есть не будет таких понятий, как Сибирское отделение РАН, томский Академгородок. Плохо это или хорошо? Главная цель — преумножить научный потенциал. Но, конечно, такой бренд, как Академгородок, хотелось бы сохранить, — уверен Николай Ратахин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости