Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Агрессия подавляется любовью

В Белгороде участников дорожного движения учат правильно реагировать на хамство и стрессовые ситуации

Владимир Лактанов
5 мин

Главное — научиться водителям контролировать свои эмоции, считают сотрудники Госавтоинспекции Белгородской области. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

По статистике, каждый год в начале весны количество ДТП на российских дорогах увеличивается примерно на 20-30%. В Белгороде придумали способ изменить эту традиционную для нашей страны ситуацию к лучшему. Уже шестой год подряд в конце марта управление ГИБДД области проводит так называемые курсы реабилитации, призванные вернуть участникам дорожного движения уверенность в себе и проверить, насколько они готовы к летнему сезону, когда интенсивность движения неизменно возрастает. На бесплатное занятие прийти может каждый и получить от специалистов информацию самого разного характера: о последних изменениях в законодательстве, о переменах в организации движения в городе, о внесении изменений в ПДД. Рекомендации обязательно дает медик, особое место занимает консультация психолога. Корреспондент РП пообщалась со специалистами и узнала, от чего зависит наше поведение на дороге, и как с помощью психологии можно научиться избегать стрессовых ситуаций.
Дороги — то место, где стрессовые ситуации — обыденность для всех. Агрессия, страх, паника: эти состояния регулярно испытывают и водители, и пешеходы.
– Сотрудники Госавтоинспеции при общении с участниками дорожного движения смотрят, в первую очередь, на психологическое состояние человека, — рассказывает Владимир Дубинин, майор полиции, старший инспектор отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Белгородской области. — От этого напрямую зависит то, как поведет себя в процессе дорожного движения тот или иной его участник, это, безусловно, влияет и на процесс управления транспортным средством. Например, водители, находящиеся в возбужденном состоянии, в состоянии стресса, могут себя повести на дороге агрессивно, они нередко нарушают правила, в первую очередь, превышают скоростной режим. Если и водители, и пешеходы научились бы контролировать свое эмоциональное состояние, это, как минимум, способствовало бы взаимоуважению между всеми участниками дорожного движения.
С августа 2014-го года психологическая подготовка стала обязательным элементом при обучении будущих водителей в автошколах России. Но, как отмечают специалисты, о методах релаксации и аутотренинга участники дорожного движения в нашей стране знают по-прежнему мало. А ведь именно их использование могло бы уберечь от многих негативных ситуаций, в том числе и ДТП.
– Наше поведение на дороге, конечно, зависит от многих внешних и внутренних факторов, — рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Сулима. — К внутренним относятся, безусловно, врожденные особенности личности: тип темперамента, конституции. Холерики, к примеру, чаще остальных будут вести себя агрессивно, флегматики, напротив, очень аккуратны, а меланхолику на дороге вообще сложно: ведь нужна постоянная концентрация, контроль за ситуацией, быстрота переключения внимания. От конституциональных особенностей тоже многое зависит: если вам на дороге, к примеру, попадется гиперстеник да еще и сангвиник, то особо не переживайте, чаще всего это люди добродушные, позитивные и общительные. Толстячок-сангвиник, даже если случилось ДТП, всем всегда поможет, развеселит и в придачу еще кучу баек расскажет. Многое в том, как мы реагируем на ту или иную ситуацию на дороге, зависит просто от настроения, от стереотипов поведения, которые «считываются» нами еще в детстве. Если отец, к примеру, был агрессивным водителем, то чаще всего сын становится таким же.
– А влияние гендерных факторов?
– Конечно, оно есть. Известный факт: у мужчин развито тоннельное зрение — они видят далеко вперед, у женщин, наоборот, периферическое, боковое. Потому, когда женщина управляет автомобилем, она, в отличие от мужчины, с большей долей вероятности заметит, что на обочине, к примеру, продается картошка. И тут опять, возможно, сработают гендерные механизмы: женщина сразу может начать думать о том, как она сейчас купит картошечки и всех накормит. И из-за этого она запросто на раз-два-три может из крайнего левого ряда через сплошные линии перестроится в крайний правый. Хотя, конечно, сейчас есть много маскулинных женщин с ярко выраженными мужскими чертами личности, и вот такие дамы водить автомобиль будут уже по-мужски, и картошечка на обочине их точно не отвлечет от управления транспортным средством. Если же у женщины ярко выражена феминность, то, скорее всего, ее авто будет украшено бантиками-цветочками, салон — в игрушках и подушках. И тут другим участникам дорожного движения ничего не остается, как просто предугадывать, что такой водитель может сделать в следующую секунду.
Психолог Татьяна Сулима дает рекомендации, как правильно настроить себя на позитив. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Психолог Татьяна Сулима дает рекомендации, как правильно настроить себя на позитив. Фото: Марина Губина / «Русская планета»
– А каким же образом правильно с психологической точки зрения реагировать на неадекватное хамское поведение и водителям, и пешеходам?
– На самом деле, если у человека все в порядке с самооценкой, то он чаще всего, никак не будет реагировать, сможет понять: этот участник дорожного движения хамит потому, что именно у него в жизни складывается что-то не так. Как правило, по-хамски себя ведут люди с заниженной самооценкой, за счет унижения другого они просто пытаются утвердиться. Одна моя коллега, водитель с большим стажем, когда с ней случаются подобные ситуации, просто приоткрывает окно своего автомобиля, улыбается, шлет воздушный поцелуй и очень ласково говорит: «И я тебя тоже люблю». И вы знаете, действует: поток ругательств, злобы такой неожиданный ответ останавливает, разъяренного человека такая миролюбивая реакция на его агрессию просто в ступор вводит. А если уж вы виноваты в какой-то ситуации, то, конечно, надо извиниться, сказать «прости», просто поморгать аварийкой, снять таким образом напряжение и не обострять ситуацию.
– Хорошо, внешне можно остаться спокойным, когда тебя, например, подрезают, долго не пропускают на пешеходном переходе, да еще что-то кричат вслед из окна автомобиля. Но внутренне эти ситуации ведь могут переживаться тяжело? Как все-таки успокоить себя, даже если внешне получилось не отреагировать на хамство, злость и неадекват?
– Здесь может помочь телесная терапия. Чтобы послать в мозг позитивную информацию в такой ситуации, можно, например, поднять большие пальцы рук вверх при согнутых остальных — жест, обозначающий «класс». И подержать пальцы в таком положении какое-то время. Вообще ведь этот жест отработан многими поколениями, и чаще всего мозг нам «говорит», что  у нас все хорошо. Но этот механизм действует и в обратном направлении: в негативной ситуации, показывая «класс», наше тело посылает в мозг сигналы о том, что все в порядке, спина выпрямляется, а настроение улучшается. Над каждой надбровной дугой у нас есть так называемые точки позитива. Если помассировать их какое-то время фалангами согнутых указательных пальцев, то также можно добиться некоторого успокоения в стрессовых ситуациях. Водитель, к примеру, может еще окружить себя яркими предметами, просто положить на приборную панель какую-то позитивную картинку. Пусть в ней преобладают насыщенные синие тона, оранжевый или зеленый цвета, желтый! И когда происходит что-то негативное, можно просто смотреть на них.
– Все же самое страшное, что может произойти на дороге, это ДТП. Человек в таких ситуациях нередко начинает вести себя неадекватно, впадать в состояние аффекта или в ступор в той ситуации, когда от него больше всего требуются именно активные действия. Какую психологическую помощь можно оказать себе или тем, кто попал в аварию, в первые секунды-минуты после происшествия?
– Чтобы успокоиться, мы делаем обычный по продолжительности вдох и очень глубокий выдох, и так несколько раз. А чтобы активизироваться, наоборот, глубокий вдох и обычный выдох. А дальше, чтобы прийти в себя и включить рационализм, нам нужны цифры. Быстренько можно достать телефон, открыть в нем календарь и вспоминать, какое сегодня число, когда день рождения у твоей жены, детей. Чтобы принять решение, нам нужно включить левое полушарие, и в этом нам могут помочь цифры, в любом виде. Буквально несколько секунд работы с числами — и человек вновь начинает соображать!
– Но довольно часто бывают случаи, когда водитель после ДТП вообще перестает садиться за руль, а пешеход, если его, к примеру, сбила машина, испытывает панический страх каждый раз, когда просто переходит улицу. Как эти страхи преодолевать?
– Часто в этих случаях помогает только помощь профессионалов в области психологии. Действуют они в отношении фобий просто волшебно. Мне, например, очень нравится техника нанизывания якорей. В спокойной обстановке нужно закрыть глаза и вспомнить 15 позитивных ситуаций вашей жизни. И в тот момент, когда вы эти события вспоминаете, надо делать какое-то одно и то же микродвижение. Например, надавливать на ногтевую пластину большого пальца. Вспомнили что-то приятное — надавили, и так пока не вспомните 15 ситуаций. А потом, когда происходит какой-то негатив, нужно просто повторять это микродвижение, в нашем случае — давить на ногтевую пластину. Еще можно попробовать применить технику белого экрана. Закрываем глаза, и представляем перед собой белый экран, на который выводим неприятную ситуацию, в нашем случае это ДТП. Воображаем эту ситуацию со всеми подробностями, со всеми участниками и обстоятельствами, но без себя самого. А потом в правом нижнем углу нашего экрана появляется черная точка, сначала она маленькая, но постепенно увеличивается и наползает на экран, где отображено негативное событие, и делает, в конце концов, этот экран полностью черным. После мы представляем ситуацию так, как хотели бы, чтобы она случилась, то есть в позитивном ключе.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин