Новости – Люди












Люди
Пыль и уголь
Фото: Павел Лавров.
Западно-Сибирский металлургический комбинат переходит на новый вид топлива и теряет первенство в антирейтинге самых экологически вредных производств Кузбасса
21 июля, 2014 14:03
8 мин
Пылеугольное топливо — это уголь, который стерли в порошок. До мелкодисперсного состояния, субмикронных частиц. В таком виде он отлично горит, отдает максимум энергии, практически не оставляет золы и шлака. Пылеугольная взвесь — принципиально новый вид топлива для доменных печей Западно-Сибирского металлургического комбината. Раньше домны здесь топили смесью кокса и природного газа.
– Газовики теперь в обморок, наверное, упадут, — сказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев во время запуска установки по производству нового топлива. — Теперь объемы промышленного потребления газа в Новокузнецке снизятся на две трети. Для металлургов это огромная экономия. А еще: отныне есть возможность снизить объемы производства кокса. А ведь коксовые батареи — самый вредный для экологического состояния промышленный объект.
– Экологический эффект от перехода на пылеугольное топливо колоссальный. И горожане это смогут ощутить в самое ближайшее время, — уверена Елена Подольская, менеджер проекта «Пылеугольное топливо». — За счет того, что останавливаются коксовые батареи, Запсиб сокращает количество вредных выбросов на 3 млн тонн в год. В том числе меньше попадет в атмосферу фенолов, формальдегидов, смол и прочих веществ. Плюс сам процесс горения в доменной печи становится чище. Во время выплавки чугуна образуется меньше парникового газа. На 200 тысяч тонн в год.
Технология производства пылеугольного топлива очень простая: уголь пропускают через систему мельниц, а затем — по трубам, под высоким давлением вдувают в горнило доменной печи. За кажущейся простотой — сложные инженерные решения. А все из-за масштабов производства. Запсиб — один из крупнейших в мире металлургических комбинатов, топлива ему нужно очень много. Комплекс по производству угольной пыли — это несколько гектаров промышленных объектов. Большая часть из них — это системы безопасности.
– Вот видите эти гигантские желтые цистерны? — показывает Елена Подольская. — Это емкости с азотом. Если произойдет какой-то сбой в работе, вся система за несколько секунд наполняется газом. Азот — инертный газ, поэтому он сработает как большой огнетушитель.
– А что, может рвануть?
– Это исключено. На каждом этапе производства установлены датчики, отслеживающие работу в автоматическом режиме. Малейший сбой — срабатывает сигнализация. Аппаратура очень надежная. Мы уже опробовали ее на производстве в Нижнем Тагиле, до этого она прошла обкатку за рубежом. Оборудование практически все импортное, из Германии, Люксембурга. Во всем мире эта система показала себя как очень эффективная. Не рванет, не бойтесь.
Уголь соприкасается с воздухом только на этапе разгрузки. Как только его засыпали в приемочный бункер, он попадает на систему конвейеров, полностью изолированных от внешней среды. Даже на угольном складе угля не видно: он в закрытых емкостях. Так что производство пыли — совсем не пыльная работенка.
– Производство чугуна в доменном цехе — это начальный этап металлургического цикла, — говорит управляющий директор Западно-Сибирского комбината Алексей Юрьев. — Когда мы переводим домны на новое топливо, мы получаем снижение себестоимости тонны металла на 8-10%. Это благо для одного цеха, но ведь он как локомотив, он все остальные этапы за собою потянет. И сталеплавильное, и литейное, и прокатное производства становятся более эффективными. Это конкурентоспособность на мировых рынках.
С внедрением новой технологии Запсиб помогает еще и смежным производствам: для работы установки по производству пылеугольного топлива нужен уголь энергетической марки. Его стоимость очень низкая, прежде он считался «бросовым». Добывать его считалось делом неблагодарным, несмотря на то, что он встречается в Кузбассе практически повсеместно и залегает близко к поверхности. Энергетическими углями забиты склады угольных компаний. Теперь, когда на него есть спрос, миновала опасность кризиса для многих угледобывающих предприятий.
– Сейчас вся горно-металлургическая отрасль находится в крайне тяжелом состоянии, — говорит губернатор Аман Тулеев. — Мировые цены на металл упали на 20-30%. А в нашем регионе, где угольщики и металлурги — флагманы экономики, это сказывается и на социальном состоянии, и на благополучии всей инфраструктуры, касается практически любого жителя. Поэтому любые инновации очень важны. Выживает умнейший.
Снижение собственного потребления кокса стало для комбината последней каплей в принятии сложного решения: закрывать или нет цех по его производству. В итоге — одна из двух площадок закрыта полностью, работы на второй сокращены на треть.
Консервация коксохимических батарей Запсиба привела к сокращению более 500 работников. Каждому из потерявших работу предложены новые рабочие места на комбинате. Причем если на новом месте зарплата ниже, то согласившийся на перевод металлург будет получать столько же, сколько получал прежде, на коксохиме.
– Работа есть, работы много, у нас на комбинате каждый месяц только за счет естественной текучки кадров образуется до 150 вакансий, — объяснил Вадим Печерских, председатель первичной организации Горно-металлургического профсоюза. — Кто сам захочет остаться на комбинате, тот сможет остаться. Да, идет реструктуризация производства. Одни объекты открываются, другие закрываются. Коксохим на Центральном промузле закрыт с 1 июня. Он в режиме консервации. В сентябре закроется нерентабельный цех сортового проката. Это еще порядка 430 работников. Зато и новые участки производственные открываются, та же рельсобалка, тот же топливный участок. Да и меры поддержки никто не отменял. Если человек решит совсем уволиться, ему по соглашению будет выплачено три средних оклада. Если решит остаться — на год сохраняется средний заработок, предоставляется возможность переобучения.
Губернатор Кузбасса отметил, что выходом из сложной ситуации, сложившейся в металлургической отрасли, могут стать крупные федеральные проекты по развитию инфраструктуры. В частности, проект развития железнодорожной сети Транссиба и БАМа. Указ о начале работ уже подписан президентом России. Проект получил государственное финансирование. Планируется построить 8 тысяч км новых путей, реконструировать железнодорожные станции, развязки, порты. Расширение дороги на восток даст сибирским промышленникам выход на крупные рынки азиатских стран.
– Мы можем надеяться на помощь федерального центра, но и здесь, на месте, мы должны работать над собственным производством, — заявил Тулеев. — Надо делать производство более рентабельным. Эффективным. Работать над тем, чтобы продавать не сырье в чистом виде, а перерабатывать его и давать рынку уже готовый продукт. И не нужно бояться вкладывать деньги в модернизацию производства. Эти вложения окупятся. Вот ввели установку по производству пылеугольного топлива. Шесть лет строили, вложили семь миллиардов рублей. Окупиться этот проект сможет через 8 лет, это только по самым скромным подсчетам. Я лично считаю, это металлурги скромничают, года за четыре они уже окупят его. А на подходе еще одна большая новостройка: здесь, на Запсибе, скоро будет работать установка по переработке металлургического шлама.
– 53% железа содержится в этих шламах. Это больше, чем в некоторых категориях руды. Теперь мы будем их повторно использовать. Мы экологическую обстановку улучшаем в городе и получаем еще и экономический эффект, — рассказал Дмитрий Князев, менеджер проекта.
Шлам — это основные отходы металлургического производства. Пережженная руда. Количество этих отходов измеряется тысячами тонн в год, прежде их отправляли на захоронение безо всякой переработки. Строительство новой установки, которая сможет перерабатывать шлам, уже ведется, ее пробный запуск намечен на 2015 год.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости