Новости – Титульная страница
Титульная страница
Бензиново-колбасное передвижение
Торговля польскими продуктами из багажников автомобилей. Фото: Светлана Дианкина
Зачем ездят друг к другу поляки и жители Калининградской области
18 сентября, 2013 17:49
3 мин
В июле прошлого года вступило в силу соглашение между правительствами России и Польши о местном приграничном передвижении (МПП), а в конце июля 2013 года польское консульство в Калининграде выдало стотысячное разрешение на приграничное перемещение.
Вручали его жительнице Калининграда в торжественной обстановке. Генеральный консул Республики Польша в Калининграде Марек Голковски выразил надежду, что уже к концу года будет выдано порядка 300 тыс. разрешений.
– Мы выдаем свыше полутора тысяч разрешений в день, — рассказала корреспонденту «Русской планеты» дежурный сотрудник консульства Республики Польша в Калининграде. — И спрос на получение разрешений на МПП не уменьшается.
В консульстве говорят: разрешение на МПП получают практически все, кто представляет требуемые документы. Отказывают лишь гражданам, у которых есть проблемы с шенгеном и выездом за границу. Так что у высказанной консулом надежды есть все перспективы. Учитывая, что все население Калининградской области немногим меньше миллиона человека, к концу года каждый третий житель региона, включая младенцев и немощных стариков, получит документы на приграничное передвижение.
«Длинный, зеленый, пахнущий колбасой» караван легковых авто с калининградскими номерами, следующих из Польши на родину, источает тонкий бакалейный дух. Редкий калининградец, посетивший сопредельное государство, возвращается оттуда, миновав польские «Бедронки» и «Ашаны» и не загрузив под завязку багажники сырно-колбасной продукцией. В этом есть свой экономический резон — цены на аналогичные продукты в калининградских магазинах в среднем на 30–50% выше, чем у соседей.
Массовое паломничество калининградцев за дешевой польской колбасой даже вызвало тревогу у владельцев местных сетевых магазинов. Напуганные падением спроса на продукты питания, весной они обратились к губернатору области Николаю Цуканову с просьбой обратить внимание на ситуацию. Особую обеспокоенность вызывает у сетевиков стихийная торговля польскими продуктами прямо из багажников автомобилей на городских улицах.
Предприимчивые калининградцы быстро оценили возможности МПП. Двухгодичный документ за символическую цену дает возможность неограниченное количество раз пересекать границу в обоих направлениях. А определенная сумма, заплаченная «своему» сотруднику таможни, — представить польские продукты в забитом под завязку багажнике не контрабандой, а «товарами, ввезенными для личного потребления».
Очевидно, у торговцев есть некоторая договоренность и с отдельными представителями отечественной полиции. Иначе чем объяснить, что на улицах Калининграда, в небольших городах области процветает свободная уличная торговля в стиле 90-х? Прямо с машин продаются продукты и прочие товары из Польши. Цены вполне демократичные. Разумеется, у торговцев бессмысленно спрашивать сертификаты на товар. Нет и разрешений на торговлю.
– Не будьте наивны, какие документы? Мы приплачиваем, кому надо, — на условиях анонимности рассказала корреспонденту «Русской планеты» уличная торговка Жанна. — В неделю делаю два рейса, перед праздниками — три. На продукты накручиваю в среднем 100%. Частью дохода покрываю накладные расходы — бензин, плата «своим» людям на границе, таможне и здесь. Часть продуктов привожу знакомым по заказу. Миллионы не зарабатываю, но на жизнь хватает.
Жанна умолчала, что продукты, которые она привозит из Польши, самые дешевые, не лучшего качества. В Польше такие покупают малоимущие граждане.
Приграничные польские города хорошо ощущают все плюсы и минусы МПП. С одной стороны, наплыв русских покупателей существенно улучшил товарооборот в местных магазинах. Польша настолько хорошо понимает насущные нужды калининградских владельцев разрешений на МПП, что начала строительство нескольких торговых центров вблизи российско-польской границы.
С другой стороны, жителям приграничных польских городов не всегда по нраву обилие калининградцев, опустошающих магазины. Небольшие городки Бартошице и Эльблонг не справляются с наплывом колбасных туристов из Калининградской области и за глаза нелестно называют нас «саранча».
У поляков интерес к нашему региону тоже экономический. Времена, когда от нас в Польшу везли сигареты и водку, прошли. Спиртное в Польше дешевле, чем у нас, и возить его домой соседям нет резона. А провоз сигарет свыше положенного количества — крайне рискованное предприятие. Таможенники, и российские, и польские, очень жестко отслеживают такого рода контрабанду. Попадешься с сигаретами — себе дороже выйдет.
От нас поляки везут топливо — солярку, бензин. Заправляются на приграничных заправках, не доезжая до областного центра. Везут малыми партиями в баках автомобилей. Берут не объемами, а количеством рейсов, в день совершая по несколько ходок.
Стоимость АИ 92 на калининградских заправках — около 30 рублей. Как только литр бензина пересекает государственную границу, его цена вырастает вдвое. Машина с сорокалитровым бензобаком приносит поляку 40 долларов чистого дохода за один рейс.
Изначально целью малого приграничного передвижения было стимулирование культурных обменов между двумя народами, расширение связей и укрепление дружбы. Однако эта культурная составляющая МПП так себя и не проявила.
Руководитель Культурно-делового польского центра в Калининграде Томаш Оманьски специально для «Русской планеты» высказал свое мнение:
– Я не вижу никакого особого рывка в расширении культурных связей между нашими странами после введения местного приграничного передвижения. Я не могу быть уверен в этом на 100%, ведь наш центр — лишь одна из многочисленных организаций, которые ведут работу в сфере российско-польских культурных отношений. Но на нашем уровне если и произошел рост, то он незначительный. Местное приграничное перемещение пошло на пользу полякам, которые возят бензин. Еще полгода назад российско-польскую границу пересекали 13–14 тысяч человек в сутки. Сейчас — свыше 20 тысяч. И это не ансамбли народной песни, это бензовозы.
В целом принятое год назад соглашение, давшее «зеленую улицу» приграничному передвижению, пошло на пользу всем. Довольны калининградцы, получившие возможность покупать недорогие польские продукты, контрабандисты, увеличившие доходы, нечистые на руку полицейские и таможенники, имеющие свою мзду. Рады и поляки, повышающие свое благосостояние за счет российского бензина.
Только культуру обошли.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости