Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

Дороги из отходов

Владислав Подольский // фото © Николай Борисов
Профессор Владислав Подольский рассказал «Русской планете» о том, что можно построить из шлака
Елена Коваленко
29 июня, 2013 00:07
6 мин
Владислав Подольский уже более 20 лет заведует кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Будучи доктором технических наук, он не понаслышке знает о том, насколько может быть опасна для человека и окружающей среды самая обычная трасса. Поэтому дорожная экология — одно из важнейших направлений научной деятельности Владислава Петровича.
В 1999 году по его инициативе был создан региональный центр экологической безопасности в дорожной отрасли «Экодор-ЦЧР» (директором которого он является по настоящее время). Тогда же ученый организовал I международный симпозиум «Дорожная экология XXI века», в работе которого приняли участие более 200 специалистов из России, Украины, Белоруссии, Грузии, США, Канады и Швеции. В 2002 году под руководством Подольского создавалась биотехнологическая лаборатория в Ефремове, на автомагистрали М-4 «Дон», строились очистные сооружения в поселке Боровое (для сбора и очистки стоков с поверхности дорог).
Сейчас Владислав Подольский исследует возможность строительства автомобильных дорог из отходов — сталеплавильных шлаков. О перспективах появления таких дорог в регионе, а также о том, как сделать жизнь в Воронеже более комфортной и экологически безопасной, Владислав Подольский рассказал «Русской планете».
– Владислав Петрович, строить дороги из отходов — это реально?
– Безусловно! Еще 7-8 лет назад специалисты ВГАСУ принимали участие в строительстве дороги из сталеплавильных шлаков. Это было недалеко от Белгорода, где накопилось порядка 5 млн тонн таких отходов. Мы разработали рецептуру, построили опытный участок дороги, а потом процесс приостановился.
– Почему?
– Нас прекратили финансировать. Но, во всяком случае, главное было доказано: сталеплавильные шлаки можно использовать для выравнивающих слоев и для низких категорий дорог. Совсем недавно, кстати, финансирование возобновилось, но уже с другой стороны — из Липецкой области. Кафедре предложили рассмотреть сталеплавильные шлаки Новолипецкого металлургического комбината в качестве дорожно-строительного материала на местных дорогах.
– В чем выгода от такого строительства?
– В настоящее время очень актуальной является проблема соединения неперспективных поселков с населением менее 50 человек. Причем соединить их нужно дорогами с круглогодичным проездом. А для этого потребуются очень большие затраты, однако это только в том случае, если устраивать асфальтобетонные покрытия. Но ведь можно обойтись и местными дорожно-строительным материалами, например известняками, грунтами, укрепленными цементом, известью и другими полимерными материалами.
– А не скажется ли это отрицательным образом на качестве дорог?
– Нет, поскольку движение на них будет незначительным. Это с одной стороны. А с другой — в населенных пунктах, которые эти дороги будут соединять, живут в основном пожилые и одинокие люди, которым требуется помощь. Они должны иметь возможность покупать в магазинах свежие продуты, которые сначала надо привезти. Им нужно регулярно получать почту, а еще пользоваться услугами скорой. Все это можно обеспечить за счет создания дорожных покрытий из местных материалов. Возможно, для этой цели подойдут сталеплавильные шлаки.
– Что, кроме соединения малых населенных пунктов, могут нам дать эти дороги?
– Во-первых, это может решить некоторые экологические проблемы. В настоящее время шлаков становится все больше, а их никто не использует. Кроме того, они занимают большую площадь, развеваются ветрами, смываются в овраги, попадают в реки… Словом, наносят ущерб окружающей среде. Во-вторых, строительство подобных дорог создаст новые рабочие места. А ведь президент предложил создать 25 млн таких мест. Кстати, недавно нашими исследованиями заинтересовалась одна липецкая фирма.
– А что насчет воронежских фирм?
– В Воронеже пока таких отходов нет. Если будет результат, можно будет закупать их по низкой стоимости в той же Липецкой области и применять их у нас, к тому же в нашем регионе этот вопрос весьма актуален. Действующая стратегия развития дорожного транспорта в Воронежской области предполагает, что ежегодно должно строиться 100 км таких вот дорог. Но в настоящее время процесс пока только набирает обороты.
– Сказывается недостаток финансирования?
– Да, денег на это не хватает. Тут, кстати, необходимо пояснить, что стратегия, о которой я говорил, предусматривает два варианта развития: инновационный и инерционный. Инновационный вариант — это применение новых материалов, внедрение новых технологий, применение новых дорожно-строительных машин и многое другое. А инерционный путь — это то, что мы наблюдаем сейчас. И так практически по всей стране.
Не связан ли этот недостаток финансирования, о котором вы говорите, с деятельностью таких людей, как Александр Трубников? (Так зовут руководителя управления строительства автодорог правительства Воронежской области, задержанного в мае при получении крупной взятки. При обыске в его особняке было обнаружено более 140 млн рублей наличными. Следствие считает, что Трубников мог быть причастен к систематическому вымогательству денежных средств у руководителей крупных организаций, задействованных в сфере строительства и ремонта дорог. —  РП.)
– Здесь я совершенно не в курсе дел. Я знаю ровно то, что показали по телевидению. Трубников имел отношение к сфере реального производства и финансирования, а это не в моей компетенции.
– Вы говорите, что вашими исследованиями заинтересовалась липецкая фирма…
– Да. И, думаю, что в случае благоприятного исхода этих исследований можно будет оформить заявку на патент.
– Его получит университет?
– В том числе и он. А также фирма, которая выделила деньги на поисковую работу. К сожалению, Министерство транспорта и прочие органы государственной власти нас не стимулируют, но мы ведь можем проводить исследования, имея и частные заказы.
– Дороги, о которых вы говорите, решат экологические проблемы лишь частично. А что, на ваш взгляд, можно сделать для улучшения окружающей среды в целом?
– Построить автоматизированный паркинг, развязки и метро. За счет этого сократятся выбросы вредных веществ в атмосферу из выхлопных труб автомобилей, исчезнут пробки, освободится пространство. Сейчас, как известно, машинами заставлены все дворы, включая детские площадки.
Кстати, в этом году будут проектироваться две развязки: одна на пересечении улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко, вторая — на пересечении Антонова-Овсеенко с Задонским шоссе. А всего таких развязок надо около 20. Естественно, создать сразу все мы не сможем, но мы должны оградить места будущего строительства, чтобы там не возводили магазины. Иначе придется выкупать эти площади и сносить постройки.
Метро, как и автомобиль, не роскошь, а средство передвижения. Чтобы его построить, нужно по максимуму использовать имеющуюся инфраструктуру. Два с половиной километра метрополитена у нас фактически готово — это верхний ярус Северного моста. Он рассчитывался и строился специально для этих целей. Рядом с Техническим университетом раньше был завод по ремонту трамваев, он может быть использован в качестве депо. Немаловажно расположить станции будущего метрополитена таким образом, чтобы к ним была обеспечена шаговая доступность — это 10 минут. Под этими станциями можно расположить стоянки, похожие на ту, которая имеется в Галерее Чижова. С появлением в Воронеже метро автомобили можно будет использовать только для загородных поездок.
– Но ведь от строительства метро отказались в пользу скоростного трамвая…
– Я бы не сказал, что отказались, просто мнения, как всегда, разделились. Что метро, что скоростной трамвай — вагоны у них одни и те же. Наша задача — на 50 лет вперед обеспечить город таким видом общественного транспорта, который бы обеспечил комфортное передвижение по городу. И, что самое главное, этот комфорт должен быть экономически оправдан. Окончательное решение по таким вопросам обычно принимается после обсуждения, в котором участвуют специалисты в области строительства и финансирования и властные структуры. Но ни метро, ни трамвай не способны в одиночку решить все проблемы. Это будет возможно только в комплексе с наземными и подземными паркингами и развязками на всех уровнях.
– Тем не менее власти ориентированы на скоростной трамвай.
– Мне это не известно. Тут должно быть широкое обсуждение, в том числе в прессе, на телевидении, обсуждение среди местных жителей, специалистов, проектировщиков. Здесь нужно серьезное обоснование.
– А есть ли вероятность построить и метро, и скоростной трамвай?
– Нет, победит только один вариант. Сразу оба проекта осуществить невозможно — слишком затратно. Но эта проблема назрела, и ее необходимо решать, причем варианты могут быть самые экзотические.
– Например?
– Например, можно пробить в городе новые транспортные коридоры. Под линией электропередач располагается полоса отвода — если убрать электричество поглубже под землю, в коллекторы, тогда освободится полоса, на которой ничего не надо сносить. И на этом пространстве можно построить хорошие дороги, которые в какой-то мере разгрузят движение. Вариантов множество. Конечно, в первую очередь их должен рассмотреть главный архитектор и его службы. Но я точно могу сказать, что от транспортного обеспечения напрямую зависит экологическая ситуация в городе.
– А с ней у нас не все гладко.
– Да. Сейчас мы почему-то перестали говорить об экологии. А почему? Потому что количество автомобилей в Воронеже ежегодно увеличивается на 3%, увеличиваются, соответственно, их выбросы. Даже если они будут ездить на бензине еврокачества, это не сыграет положительной роли. Каждый автомобиль выбрасывает порядка 200 контаминантов, загрязняющих веществ. При решении вопроса, связанного с общественным транспортом, надо будет учитывать опыт эксплуатации метро и скоростного трамвая. Свой собственный, а также опыт зарубежных стран.
– Говоря о контаминантах, нельзя не вспомнить про трассу М-4 «Дон». В прессе бурно обсуждалось строительство этой трассы, но нигде не затронут экологический аспект этой работы.
– Во всем мире дороги первой категории (к ним относится и М-4 «Дон») являются особо опасными — как я уже говорил, автомобильный транспорт при работе двигателей выбрасывает порядка двухсот загрязняющих веществ. В нашей стране существуют нормативы о пяти загрязнителях. К ним относятся угарный газ, углекислый газ, азотистые, углеродосодержащие и водородосодержащие соединения. Добавьте сюда транспортный шум. Все это отрицательно влияет на организм человека.
– И как борются с этими загрязнителями?
– Как защиту от транспортного шума устанавливают поглощающие или отражающие экраны. Вместо них могут использоваться зеленые насаждения. Вблизи дорог строят здания складского типа и паркинги, а вот жилые зоны и зоны отдыха должны быть удалены. Если дорогу прокладывают рядом с уже существующей жилой зоной, то планировать строительство нужно так, чтобы у дороги находились нежилые помещения, а спальные районы располагались с противоположной стороны. В этом случае для жилых домов также предусмотрено тройное остекление и деревянные стеклопакеты.
Для защиты от вредных веществ применяют зонирование дороги. Все, что находится рядом с ней, делится на три зоны, и для каждой из них расписывается, что можно строить, что нельзя, и можно ли там жить вообще.
– Возвращаясь к вопросу об электротранспорте. Если у нас будет построен скоростной трамвай, то получится весьма нелогично: сначала все уничтожили, а потом вот взялись восстанавливать.
– Если честно, я не представляю, что у нас будет под видом скоростного трамвая. Вот что такое метро, я понимаю. Знаю, какие технологии можно применить. А как по улице пойдет скоростной трамвай… Для него нужно обособленное земляное полотно. Я пока не знаком ни с проектом, ни с предложением, поэтому сказать пока ничего не могу. Я за объективность. Откуда возьмут деньги — это уже другой вопрос. Стоит лишь начать, а потом можно попросить у правительства. А возможно, найдутся и меценаты.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ