Новости – Титульная страница












Титульная страница
Зарплата больше — людей меньше

Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
В учебных заведениях Воронежской области начались сокращения
22 июля, 2013 13:17
3 мин
Изменения, происходящие в учебных заведениях, часто называют модными словечками «оптимизация» и «реструктуризация». Правда, часто под этим кроется обычное сокращение. Сокращают в основном так называемый вспомогательный персонал. Причина — указы Путина о повышении зарплаты педагогическим работникам. Поскольку бюджет не резиновый, приходится избавляться от тех, кто «забирает» деньги у преподавателей.
Антон Болтыхов — один из тех, от кого собираются избавиться. Уже шесть лет он работает программистом в одном из борисоглебских техникумов. Но этот год — последний: в сентябре его должны сократить. На вопрос, как он воспринимает эту инициативу реформаторов от образования, Антон отвечает, что думает, куда пойти работать дальше.
- А те, кому за 50, думают о том, как им дальше выживать, — говорит программист. — До пенсии им еще несколько лет, но на рынке труда эти люди никому не нужны.
По словам Антона, в его учебном заведении сокращение коснулось буквально всех: программистов, уборщиц, электриков, вахтеров. Больше чем половине из них придется искать новую работу. А оставшимся — в буквальном смысле трудиться за двоих.
Однако реформаторская метла прошлась и по некоторым преподавателям.
- По тем, кто тянет общие показатели по зарплате вниз, — уточняет Антон. — Согласно новому закону, всем преподавателям должны платить 16 тыс. рублей. Это минимальная ставка. А что делать с теми, у кого за полгода едва набирается 40 часов вместо положенных 700? Ответ очевиден: то же, что и с 60% вспомогательного персонала! За все приходится платить.
Еще сокращают замов. Они тоже тянут вниз показатели по зарплате. Поэтому, по словам программиста, их будут переводить на другие должности со ставками по штатному расписанию, где не будут начисляться проценты от зарплаты директора.
- То есть убирают всех начальников, чтобы не сокращать персонал совсем уж жестко, — поясняет Антон.
Непосредственно сокращения начнутся после 1 сентября, когда уже можно будет судить о том, сколько набралось учащихся и каков объем финансирования. Процесс зависит от многих факторов. Но, как говорит Антон, в его техникуме уже успели сократить четверых сотрудников: двух преподавателей (у которых выходило по 40 часов) и двух уборщиц.
- Да, к сожалению, для того чтобы заиметь больше средств на зарплату педагогам, в образовательных учреждениях вынуждены объединять некоторые должности, а некоторые и вовсе сокращать, — подтверждает Тамара Бирюкова, председатель Воронежского областного комитета профсоюза работников образования и науки.
Но нельзя ли повысить зарплату педагогическим работникам и при этом не выгонять на улицу вспомогательный персонал? Неужели эта задача для бюджета настолько уж неподъемна?
- Знаете, у нас всегда средства находятся, когда идет команда сверху. Тогда и федеральный бюджет помогает, и областной, — говорит председатель профсоюза. — Но все начальные и средние профессиональные образовательные учреждения находятся на областном бюджете. Из федерального бюджета дополнительные средства идут в том случае, если регион дотационный. Воронежская область относится именно к таким регионам (за исключением самого Воронежа). И у нас, как по всей стране, вперед паровоза никто не бежит. У нас если без разрешения центра что-то повысить, то потом можно не досчитаться этой суммы в следующий раз, когда Москва деньги даст, — заключает она. — И почти любой регион в такой ситуации находится.
Это с одной стороны. А с другой — майские указы Владимира Путина о повышении зарплаты учителям поставили многих губернаторов в весьма затруднительное положение — в регионах на это просто не хватает денег. При этом Министерство финансов считает, что у субъектов федерации достаточно средств на выплаты повышенных зарплат педагогам. А поскольку губернаторы несут персональную ответственность за выполнение президентских указов, приходится резать по живому — сокращать и перекраивать.
Но иногда резать по живому совсем не обязательно, что успешно демонстрируют некоторые учебные заведения региона.
- У нас в образовании каждый идет своим путем, потому что ситуация у всех разная, — констатирует Надежда Качанова, директор Борисоглебского технолого-экономического техникума (раньше это заведение имело совсем другой статус и называлось профессиональным лицеем № 27). — Например, в Борисоглебском техникуме информатики и вычислительной техники сокращают работников. А по-другому там и нельзя, поскольку в минувшем учебном году из техникума выпустилось 12 групп, а на следующий набралось только 3. Это значит, что нечем будет нагружать педагогов в сентябре. Поэтому там и оптимизируют. У нас же несколько иная ситуация: мы выпустили 144 специалиста, а набираем 225. Ну как я могу кого-то сокращать, когда количество учащихся увеличивается?
Как отмечает Надежда Качанова, зачастую дальнейшая судьба учебных заведений зависит от того, как они прошли лицензирование и аккредитацию.
- Если аккредитация проходит успешно, и учебному заведению дают документы на право ведения образовательной деятельности и выпуск специалистов того или иного профиля, тогда и осуществляется набор учащихся, — говорит директор БТЭТ. — Вот мы прошли аккредитацию и лицензирование. Лицензия — бессрочная, аккредитация — 8 специальностей и профессий. А, например, Борисоглебский сельскохозяйственный техникум не прошел аккредитацию на менеджеров. Это означает неминуемое сокращение количества учащихся, а вместе с этим — количества часов и обслуживающего персонала.
Но сокращений нельзя избежать даже при достаточном количестве учеников и студентов. Однако при желании можно сделать так, чтобы никто не остался на улице. Правда, с теми, кто работает уже после пенсии, придется расстаться, а тех, кому до пенсии осталось всего несколько лет, можно перевести на другие должности.
- С 1 сентября я планирую нанимать ЧОП для круглосуточной охраны общежития, — делится своими планами Надежда Качанова. — Оплата их услуг будет идти уже по совершенно другой статье. При этом вахтеры у меня освобождаются. Например, одну 53-летнюю женщину я возьму гардеробщицей. Она поработает до 55 лет, а там посмотрим на ситуацию. Может быть, нам увеличат бюджет по первой и второй статьям, и тогда я как-нибудь выкручусь.
Первая статья — это зарплата, а вторая — налоги. Согласно первой статье, 60% средств, имеющихся в распоряжении учебного заведения, идут на оплату труда педагогов и мастеров, а остальные 40% — на нужды обслуживающего персонала и администрации.
- В свете этого у нас ничего страшного не происходит. Мы просто выполняем соотношение зарплат 60:40, — говорит директор. — Если возникают какие-то нюансы, я их корректирую. Допустим, если кто-то уходит в отпуск по уходу за ребенком, я не беру на его место нового человека, а догружаю своих, чтобы никого не увольнять. Даже если кто-то переезжает в другой город, я все равно не беру нового человека в коллектив. Обходимся своим силами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости