Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Какие дороги, такие и автодромы

Волгоградцев учат вождению в условиях, приближенных к реальности
Елена Коваленко
5 мин
Автодром в Кировском районе, где принимают экзамен сотрудники МРЭО № 1. Фото: Оксана Загребнева.
Качество подготовки водителей волгоградскими автошколами оставляет желать лучшего, констатируют в дорожной полиции. По статистике, экзамен в МРЭО с первого раза сдают меньше трети курсантов. Кого-то подводят нервы, но есть и другие причины, среди которых основная — это недостаточное количество занятий по вождению. Предполагается, что уже осенью система приема экзамена изменится, а вместе с тем улучшится и качество подготовки курсантов в автошколах.
По закону, чтобы получить лицензию, автошкола должна соответствовать требованиям, утвержденным Минобрнауки России и согласованным с Минтрансом России и МВД России. Лицензированием волгоградских автошкол занимается региональное Министерство науки и образования. В соответствии с требованиями к образовательным организациям, осуществляющим подготовку водителей, в автошколе должны быть: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств, тренажеры первоначального обучения навыкам вождения. Требования описывают и то, какими должны быть учебные машины и автодромы. В частности, площадки для первоначального обучения вождению должны иметь «ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование». На автодроме должна быть разметка, оборудованный перекресток, пешеходный переход со знаками и светофором, а в темное время он должен быть освещен.
По данным областного ГУВД, сегодня в Волгограде работают 82 автошколы, все они имеют лицензии, а следовательно, должны соответствовать перечисленным требованиям. Однако на практике это не всегда так.
- Школа, где я училась, не оснащена ничем совершенно, — рассказала РП волгоградка Мария, недавно получившая права. — Только плакаты на стенах. В интернете потом посмотрела другие школы: у них и компьютеры, тренажеры какие-то, автодром с нормальным асфальтом, разметкой. А я училась в условиях, приближенных к боевым: яма на яме.
Директор одной из волгоградских школ Валерий на вопрос, почему он не выделит средства на оборудование современного автодрома, ответил кратко: «Сложно и дорого!» Его курсанты ездят учиться из Красноармейского района в Кировский, на автодром, где принимают экзамены и сотрудники МРЭО. На замечание об ужасном состоянии автодрома, покрытие которого из асфальтового превратилось в грунтовое со множеством выбоин, смеясь, отвечает:
- Ну если в самом ГИБДД считают, что эта площадка соответствует требованиям, значит, так оно и есть! Зато если вы научитесь ездить здесь, то вам ничего больше не страшно будет!
Корреспондент РП побывала на данном автодроме, когда там проходил экзамен. Курсанты, ожидая своего часа, переговаривались:
- Не дай Бог придется ехать на правую парковку: там такая яма, я в ней все время глохну!
- А мне инструктор сказал, что здесь «змейку» легче делать, потому что колея укатанная.
- Площадка такая же, как дороги в Волгограде, так что она готовит нас к реальной жизни!
В прошлом году за руль легковых автомобилей в регионе сели более 32 тыс. новичков, сообщили «Русской планете» в областном ГИБДД. При этом две трети курсантов не смогли сдать экзамен в МРЭО с первого раза. Сейчас испытание состоит из трех частей: проверка знаний ПДД, экзамен на площадке, где нужно выполнить несколько упражнений, и вождение в городе.
- Что касается теории, то тут качество подготовки нас устраивает, — сообщил «Русской планете» и.о. начальника МЭО ГИБДД ГУМВД России по региону Игорь Лобиков. — Не сдают единицы, кто действительно не учил и просто пришел, надеясь на удачу. На площадке тоже, в общем-то, курсанты справляются неплохо: несложно выучить несколько упражнений. Но вот в городе они теряются и показывают очень плохие результаты. Не замечают ни знаков, ни светофоров, очень плохо ориентируются на дороге. Считаю, что во время подготовки в автошколах нужно увеличивать количество часов по вождению именно в городе. Учитывая интенсивность движения в городе, отсутствие навыков и опыта может привести к трагическим последствиям.
Сейчас весь курс обучения в волгоградских автошколах составляет 2–3 месяца, при этом количество часов вождения в них существенно отличается, что сказывается и на конечной стоимости. Так, в одной из школ корреспонденту РП предложили поучиться за 9 тыс. рублей, что помимо теории включает 15 часов практических занятий по вождению. В другой автошколе пообещали «разжевать» ПДД и преподать не менее 30 часовых уроков за рулем за 12 тыс. рублей. Правда, не всегда обещания, данные руководством образовательных заведений, выполняются.
- Никаких обещанных 15 часов вождения у меня не было, — рассказала РП волгоградка Наталья, получившая на днях водительское удостоверение. — От силы 10 часов, при этом на двух занятиях я была в паре с девочкой, и мы «рулили» по очереди. Еще я очень недовольна инструктором: большую часть времени он провел в перекурах и разговорах с коллегами. Кроме того, к реально накатанным часам он при заполнении ведомости все время приписывал по полчаса. С площадки мы почти не выезжали, никакого опыта вождения по городу у меня после такого обучения нет.
Взять дополнительные уроки за отдельную плату теоретически можно. Автошколы предлагают такую услугу за 400–600 рублей в час. Однако большинство курсантов, по словам Натальи, чтобы получить водительское удостоверение, идут более легким и менее законным путем.
- Теорию и площадку я, как и большинство в группе, сдала с первого раза. А вот в город некоторые даже не поехали: отдавали инструктору 3000 рублей, чтобы он «договорился» в МРЭО. Были, конечно, и те, кто платил сразу 6000 за весь экзамен. Я завалила только город. В итоге тоже отдала инструктору деньги и приехала через неделю за своими правами. По поводу того, что инспекторы валят на экзамене, мне кажется, это байки. Все сами «сыпались»: многие от волнения элементарно не пристегивались, забывали включать свет и поворотники. Для таких экзамен заканчивался, не начавшись. При мне сам не сдал никто. Можно было бы принципиально ездить и сдавать каждую неделю самостоятельно, но это же время, нервы. Скажу честно: права у меня теперь есть, а водить боюсь! Муж сидит рядом и говорит, что нужно делать, какие знаки впереди, кто кому уступать дорогу должен. Теперь думаю о том, чтобы пойти на дополнительные занятия, но только выбирать школу и инструктора буду тщательнее.
Помимо собственной интуиции при выборе нужно ориентироваться на стаж работы образовательного заведения и отзывы его выпускников, потому что по факту автошколы никто не контролирует, и гарантировать качество образования не сможет даже наличие лицензии.
- В настоящее время мы работаем только с пакетом документов, которые нам представляют автошколы, — рассказала «Русской планете» начальник отдела лицензирования образовательной деятельности регионального министерства науки и образования Марина Пилипенко. — То есть то, что они там напишут о своей материально-технической базе, оснащении автодромов, — это только на их совести. Лицензия, которую мы выдаем, бессрочная. Провести плановую проверку по закону мы имеем право не раньше, чем через год. Внеплановые проверки могут проводиться в особых случаях, как то: угроза жизни, жалобы клиентов и прочее, но их нужно согласовать прежде с прокуратурой.
Ситуация парадоксальна еще и тем, что сейчас автошколы неподконтрольны госавтоинспекции.
- Мне регулярно пишут из ГИБДД, что из 20 человек экзамен сдал один, мол, просим принять меры, — говорит Марина Пилипенко. — А что мы можем? Мы только лицензии выдаем, а не проверяем качество подготовки водителей.
Между тем, как считает волгоградский водитель Александр, который, к слову, сдавал экзамен самостоятельно, ответственность за некачественную подготовку лежит сразу на всех сторонах образовательного процесса.
- Виноваты, с одной стороны, автошколы и инструкторы, которые ни черта не учат, — поделился с РП Александр. — С другой стороны, сотрудники ГИБДД, берущие взятки и способствующие тому, что на дороги города ежегодно выезжают десятки тысяч плохо обученных водителей, ну и сами безответственные водители, которые вместо того, чтобы потратить свои деньги на дополнительные занятия, идут более легким путем и покупают права. Они просто не понимают, что становятся угрозой не только своей жизни, но и подвергают опасности других.
Однако в ближайшее время получить лицензию автошколам станет сложнее. Среди прочих документов необходимо будет заключение ГИБДД о соответствии материально-технической базы требованиям закона, а лицензию перестанут выдавать «вслепую»: обязательным станет выезд на место сотрудников лицензионного отдела.
Кроме того, вскоре вступят в действие новые правила приема экзаменов в ГИБДД. Планируется, что сначала курсант будет изучать и сдавать теорию и вождение на площадке. Только после получения зачета за эти два этапа кандидат в водители получит возможность продолжить практическую часть обучения на городских улицах. Судя по пояснительной записке к проекту, ГИБДД хочет таким образом отсеять кандидатов, которые получили свидетельство об обучении, однако на самом деле ничему не учились (такие услуги предоставляют некоторые фирмы). Закон должен вступить в силу этой осенью. Неприятным моментом для потенциальных водителей, скорее всего, станет увеличение срока обучения — ориентировочно до пяти месяцев, а также его стоимость — также примерно в два раза. Хочется надеяться, что качество подготовки курсантов увеличится прямо пропорционально.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин