Новости – Титульная страница












Титульная страница
Новосибирск озаботился парковками
Таблица с тарифами на ул. Романова. Фото: Анна Ланская
Городские власти решили разгрузить центр города от припаркованных автомобилей
16 сентября, 2013 10:39
6 мин
Проблемы нехватки автопарковок не избежал ни один крупный город, и Новосибирск не исключение. Сегодня в 1,5-миллионном мегаполисе около 500 тыс. автомобилей, из которых, по данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (ДБК) мэрии Новосибирска, ежедневно на городские улицы и магистрали выезжают около 250 тыс. Все эти автомобили где-то нужно хранить, и не только ночью, когда автовладельцы «забивают» машинами дворы, но и днем. Самое простое решение — оставить машину на правой полосе улицы рядом с офисом. Именно так и поступало подавляющее большинство автовладельцев, а центральные улицы города все сильнее напоминали парковку. Приехавший в июне 2013 года на празднование 120-летия Новосибирска вице-мэр Саппоро — города-побратима Новосибирска — непритворно удивился, увидев полностью занятые машинами правые полосы Красного проспекта.
– Улично-дорожная сеть существует для того, чтобы по ней двигался транспорт, а не хранились автомобили. Как показывает опыт других стран, на магистральной улично-дорожной сети в принципе запрещена парковка, — заявил на пресс-конференции начальник департамента транспорта и ДБК мэрии Валерий Жарков. Так он объяснил ликвидацию парковочных карманов на главной улице города.
Ничего удивительного в том, что автомобили паркуют на тротуаре, проезжей части, во дворах и так далее, нет. По данным мэрии, сегодня в центральной части Новосибирска проживают более 225 тыс. человек, из них 60 тыс. — владельцы легковых машин. Кроме того, в центр города ежедневно приезжают еще 75–80 тыс. автомобилей. А так называемых мест постоянного хранения здесь только 24,7 тыс., в том числе в наземных гаражах — 5,8 тыс., многоуровневых — около 11 тыс., подземных — почти 3,5 тыс., на открытых охраняемых стоянках — 1,6 тыс., подземных, как правило, у торговых и бизнес-центров, — порядка 2,5 тыс. Еще 40,5 тыс. мест нашлось на временных местах хранения — парковочных карманах, островках на пересечении улиц и т. д.
В перспективе ситуация будет только ухудшаться. По расчетам, к 2025 году население центра превысит 250 тыс. человек, а количество автомобилей — 100 тыс.
Мэрия города заказала у ведущего проектного института города «Новосибгражданпроекта» концепцию парковочного пространства центральной части города. В 2011 году разработчики презентовали свой труд архитектурно-градостроительному совету Новосибирска.
В документе предлагается комплексное решение проблемы, то есть не только запрет парковки на дорогах, но и создание альтернативных мест для хранения машин. По замыслу проектировщиков, это и муниципальные наземные парковки в специально отведенных местах, и парковки механизированные, первая из которых построена на ул. Романова, и даже подземные, например под площадью Ленина, Первомайским сквером, за Оперным театром и под площадью Свердлова.
Эти меры позволят увеличить количество мест постоянного хранения до 36,7 тыс. Предполагается строительство многоуровневых паркингов, подземных гаражей, увеличение количества гаражных боксов. Расчетная емкость мест для временного хранения автомобилей к 2025 году должна увеличиться до 60 тыс., в том числе за счет паркингов в общественных зданиях, увеличения мест на уличных и дворовых парковках.
Второе направление, предложенное разработчиками концепции, — строительство перехватывающих парковок у ключевых станций метро, в основных пересадочных пунктах и по периметру центра города. Их появление снизит транспортный поток на центральных улицах.
Похоже, что идеи, заложенные в концепцию парковочного пространства, были восприняты мэрией города. По крайней мере, построена первая перехватывающая парковка на площади Маркса — крупнейшем пересадочном узле левобережной части города, где встречаются транспортные потоки из спальных районов, аэропорта Толмачево и активно застраиваемых пригородов. Однако точную дату, когда автомобиль можно будет поставить на парковке, назвать пока не может никто. Первоначально планировалось, что это случится еще в начале лета, затем датой открытия называлось 1 сентября. Но до сих пор она так и стоит закрытой.
Началось строительство перехватывающей парковки в районе крупного пересадочного узла на Речном вокзале. Оставив здесь машину, дальше можно двигаться на метро, общественном транспорте, электричке, причем как в центр города, так и в левобережную часть. Проблема только в том, что парковка, под которую долго искали земельный участок, рассчитана всего на 120 мест.
Еще одну перехватывающую парковку на 137 машино-мест власти организуют на дальних подступах к городу — на железнодорожной станции «Сеятель», которая находится рядом с Академгородком. Уже запущены скоростные электрички до Бердска и Искитима с остановкой на «Сеятеле» и еще нескольких крупных станциях, а в 2014 году здесь будет построен новый современный вокзал. Такие меры, по замыслу властей, позволят пересадить часть пассажиров из общественного транспорта и автомобилей, едущих по Бердскому шоссе и улице Большевистской в центр города, на электрички. Одновременно если не разрешив, то хотя бы смягчив проблему пробок и парковок в центре.
Не удается найти место для перехватывающей парковки на конечной станции Ленинской ветки метро «Площадь Калинина». Пока весь транспортный поток из спальных районов по Красному проспекту и Ипподромской магистрали идет в центр.
Что касается увеличения количества парковочных мест в центральной части Новосибирска, предусмотренного концепцией, то здесь не все так очевидно. Кроме единственного механизированного паркинга на ул. Романова, рассчитанного на 58 автомобилей, особых подвижек пока нет. И даже наоборот, летом 2013 года началась ликвидация парковочных карманов на Красном проспекте. Под удар попали сразу 46 из них, расположенные от пересечения с ул. Ядринцевской до ул. Писарева. Как заявил корреспонденту «Русской планеты» вице-президент Федерации автовладельцев России Алексей Сухоруков, ликвидация парковочных карманов — это эксперимент, который проводится за счет средств налогоплательщиков. Принесет ли он ожидаемые результаты, неизвестно.
– С нашей точки зрения, это неэффективное растрачивание средств налогоплательщиков, в том числе и автовладельцев, которые платят немалый транспортный налог, — говорит Алексей Сухоруков.
Для тех, кто все-таки доехал до центра, власти организовали несколько наземных парковок. Можно воспользоваться и паркингами торговых центров, но платно, и они не всегда находятся рядом с пунктом назначения. И если летом пройтись 10–20 минут пешком не проблема, то сибирской морозной зимой такая прогулка можно закончиться печально.
Понимая это, власти решили реализовать одну из мер, предложенных в концепции, и построить трехуровневую подземную парковку на 3 тыс. машино-мест под центральной площадью города. По замыслу главного архитектора Новосибирска Владимира Фефелова, на первом подземном уровне могли бы разместиться торговые галереи — это позволит привлечь к реализации проекта инвесторов. Но на пути масштабного проекта встало сразу несколько серьезных препятствий. Во-первых, под площадью уже проходит метро, во-вторых, потребуется вынос инженерных коммуникаций, в-третьих, на время строительства площадь придется перекрыть, а транспорт пустить по небольшим параллельным улицам, что усугубит ситуацию с пробками. Но и это еще не все. Главный инвестор — алтайская компания «Мария-РА» — готова вложиться в проект только одновременно с реконструкцией гостиницы «Центральная», расположенной рядом. И даже представила проект нового здания, вокруг которого разгорелись жаркие споры. Городские власти реконструкцию гостиницы приостановили. Собственно, она еще и не начиналась. Вместе с этим проектом под вопросом оказалась и подземная парковка.
Так что пока припарковаться в центре города очень непросто, в чем убедился корреспондент «Русской планеты», проехав по Красному проспекту в будний день.
Для законопослушных автовладельцев мэрия создала онлайн-карту, на которую нанесено более 1 тыс. парковок на 19 тыс. машино-мест по всему городу, около 400 из них — места для инвалидов.
С помощью сервиса можно найти платную или бесплатную, открытую или крытую парковку. Больше всего мест отмечено на центральных улицах. Это сохранившиеся парковочные карманы, а также внутриквартальные и дворовые парковки. Онлайн-карта стала частью раздела «Мой город» на муниципальном портале. Убедиться в наличии мест на интересующей парковке можно и через приложение «Мобильный Новосибирск» для смартфонов и планшетов, работающих на базе iOS Apple и Android.
Перехватывающие парковки — отнюдь не сибирское ноу-хау, такие меры наряду с ограничением въезда в центр города действуют во многих мегаполисах мира. Но как бы власти ни считали места на парковках, как бы ни строили новые и ни наносили их на карту, пока многие новосибирские автовладельцы не готовы пересесть на автобус или метро.
Для этого общественный транспорт должен стать удобным и безопасным — таким, чтобы в него с удовольствием мог сесть человек, который привык ездить на собственном автомобиле.
– Сейчас такого комфорта нет, и заставлять автовладельцев пересаживаться в неудобный, холодный, переполненный пассажирами общественный транспорт — это как минимум провоцировать социальное недовольство, — уверен Алексей Сухоруков.
Кроме того, чтобы получить автомобиль с механизированной парковки, нужно подождать 5–10 минут. Это отнимает время, а зимой чревато переохлаждением. Возможно, поэтому механизированная парковка, по информации мэрии, заполнена только на 30%.
– В этом вечная проблема наших законотворцев и чиновников: решение есть, но оно не продумано, — сетует Алексей Сухоруков. — На Западе, например, при таких парковках организованы небольшие кафе, где можно подождать машину в комфортных условиях, а владельцы парковок зарабатывают не только на тарифах, но и на сопутствующих услугах.
Комментируя нежелание автовладельцев пересаживаться в общественный транспорт, психолог Нина Юрковская отмечает, что в транспорте настолько тесное взаимодействие с другими людьми, что многие предпочтут давке в общественном транспорте пребывание в пробке, но в личном автомобиле. Тем более что у автобуса та же самая скорость в пробках и время в пути.
Но дело не только в этом. По мнению Нины Юрковской, автомобили, припаркованные в несколько рядов прямо на проезжей части, — это отголоски перестроечного «успеть хапнуть».
– Плюс, конечно, низкий уровень культуры межличностного общения, — рассуждает психолог. — Хотя кажется, что раз ты один в машине, то и нет взаимодействия, тем не менее все проблемы оного проявляются еще ярче, чем в автобусах, метро и так далее.
С точки зрения Алексея Сухорукова, проблема кроется также в достаточно высокой цене парковочных мест. Так, на пресловутой механизированной парковке на Романова 1 машино-час стоит 50 рублей. Если соотнести месячную плату за парковку, а при полном рабочем дне она составит минимум 9 тыс. рублей, со средней зарплатой по Новосибирской области (в I полугодии 2013 года — чуть более 24 тыс. рублей), становится понятно, что многие предпочитают сэкономить.
И напрасно. На борьбу с неправильно припаркованными автомобилями брошены сразу два спецавтомобиля. В некоторые дни, по данным ГИБДД, «улов» эвакуаторов составляет до 25 автомобилей.
Проблема парковок не из тех, что рассасываются сами собой. Решать ее нужно, и непопулярные, жесткие меры, очевидно, неизбежны. Но не логичнее было бы сначала предложить альтернативу: запустить по четкому графику удобный общественный транспорт, построить перехватывающие парковки, найти места, где можно оставить машину в центре, а только потом ликвидировать существующие парковки, запускать эвакуаторы, увеличивать штрафы? Запретить всегда проще. Но эта простота чревата новыми проблемами. Не нужно забывать и о том, что автовладельцы своими налогами пополняют дорожный фонд, на средства которого строятся новые магистрали, ремонтируются улицы, возводятся развязки.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости